Борис Заходер

«На Горизонтских островах».

Цели: познакомить с биографией и творчеством Бориса Заходера; обучать выразительному чтению, отрабатывать технику чтения; обогощать словарный запас учеников; умение работать с текстом, находить главное.

Развивать речь, фантазию, воображение.

Воспитывать любовь к творчеству Б. Заходера.

Оборудование: портрет автора, его книги, картинки (заяц, Айболит, хамелеон, огурец, дятел, ежевика, редис), проектор, ноутбук.

Ход урока.

Отрывок из мультфильма «Песенка Винни-Пуха» (слайд 2).

Ребята, отрывок из какого мультфильма мы просмотрели?

А как вы считаете, почему урок литературного чтения я начала с этой весёлой песенки?

— Нам предстоит узнать, кто автор этого произведения, познакомиться с биографией и творчеством этого писателя.

Оргмомент.

— Узнайте фамилию писателя, расшифровав эти картинки (по первым буквам). (ЗАХОДЕР) (слайд 3).

— Кто из вас уже знаком с творчеством этого писателя?

— Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством Бориса Владимировича Заходера.

— А для этого нам необходимо продолжить путешествие по необычной стране. А зовётся она … Вообразилия.. (слайд 4).

— Ребята, вход в эту страну разрешён не всякому. А кому? – спросите вы. Ответить на этот вопрос поможет нам стихотворение «Моя Вообразилия».

Чтение стихотворения «Моя Вообразилия».

Моя Вообразилия.

В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии

Болтают с вами запросто

Настурции и Лилии;

Умеют Львы косматые

Скакать верхом на палочке,

А мраморные статуи

Сыграют с вами в салочки!

В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии —

Там царствует фантазия

Во всем своем всесилии;

Там все мечты сбываются,

А наши огорчения

Сейчас же превращаются

В смешные приключения!

В мою Вообразилию

Попасть совсем несложно:

Она ведь исключительно

Удобно расположена!

И только тот, кто начисто

Лишен воображения, —

Увы, не знает, как войти

В ее расположение!..

— Какому же человеку разрешён вход в страну Вообразилия? (тем, у кого есть воображение, кто умеет мечтать, фантазировать, выдумывать).

Речевая разминка.

— Для того, чтобы отправиться в волшебную страну, необходимо подготовиться. Правильно и быстро прочитаем скороговорку.

Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живёт он в Припевайске,
В переулке Веселинском.

(слайд 5 – 6)

— Б.В. Заходер родился 9 сентября. С раннего детства главной привязанностью мальчика были животные и литература. Борис рано потянулся к книгам, творчеству. Он придумывал сказки, загадки, любил рассказывать их товарищам, а товарищи любили слушать. Окончательный выбор профессии был сделан не сразу. Трудовую жизнь Борис Владимирович начинал на заводе учеником токаря, учился в авиационном институте, причем, на отлично. Вот только чертежи не удавались. Некоторое время он даже учился на биолога в университете. И все это время продолжает писать. Поэзия занимает все больше места в его жизни. Он заканчивает литературный институт и становится настоящим писателем.

— В 7 лет Борис убежал из дому. За что-то обиделся на своих родителей. На обоих сразу. И вот, когда они ушли на работу, мальчик убежал из дому. Чуть ли не целый день один-одинешенек странствовал он по Москве. Движение, к счастью, в то время было небольшое, автомобилей было мало. В конце концов вечером он добрался до своего приятеля. Здесь его, уже поздно вечером, отыскал отец. Бориса не наказали, а стоило бы. Может быть потому, что пришли гости. Но только папа прочел вслух и показал всем записку, написанную сбежавшим сыном. И это было хуже всякого наказания. Там было написано следующее: «Сиводня я ухажу навсигда».

— Борис Заходер написал очень много шуточных стихотворений, в которых главные действующие герои – дети младшего школьного возраста.

Сценка «Два и три» (слайд 7).

— Б. Заходер – переводчик. Б.В. Заходер научил говорить по-русски Вини Пуха из книги английского писателя А. Милна.

— Кто сейчас ответит, почему мы начали урок с песенки Винни-Пуха?

— Благодаря его переводам мы можем познакомиться с Алисой из страны чудес из книги английского писателя Л. Кэрролла, попасть в страну вечного детства и вечной игры с Питером Пэном.

Выставка книг Заходера (слайд 8).

В нашей школьной библиотеке также есть книги Бориса Заходера.

В моей Вообразилии,
Моей Вообразилии–
Там царствует фантазия
Во всём своём всесилии.

— Отправимся туда? На чём бы вы думали?

Нам не нужен вездеход,
Не годится самолёт –
На летающей корове
Мы отправимся в полёт!

— Полетели!

Мы мечтаем приземлиться
На одном из островов,
Во владенья Трулялинского,
Пана песен и стихов.

Познакомимся? (слайд 9)физминутка под песню «Про пана Трулялинского»
(Из Ю. Тувима)

Работа с учебником.

— Летим дальше? Впереди за горизонтом необыкновенные острова! (слайд 10) Но чтобы приземлиться, необходимо прочитать слова.

Чтение слов в учебнике — с. 40

Словарная разминка.

  • Самостоятельное чтение.

  • Коллективное чтение.

  • Что такое «горизонт»? (слайд 11) Горизонт – воображаемая линия, которая отделяет небо от Земли.

  • Как вы думаете, почему острова называются Горизонтскими?

  • Что означает слово «остров»? (небольшая часть земли, окружённая водой)

Поиск информации.

  • Найдите в словаре значение слов «бычки в томате», «кашалот», «свидетельство».

  • Бычки в томате – консервы из бычков (мелкой рыбы) в томатном соусе. (слайд 12)

  • Кашалот – зубастый кит. (слайд 13)

  • Свидетельство – слова свидетеля о событии, при котором он был.

  • Свидетель – человек, который присутствовал при каком-то событии.

На Горизонтских островах
(Из Яна Бжехвы)

Первичное восприятие. Читает учитель.

— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?

Вторичное восприятие.

— Прочитайте стихотворение. (отметить карандашом) Что кажется вам самым чудесным на Горизонтских островах? Прочитай строчки, в которых об этом сказано.

— Есть ли на островах то, что ты хочешь увидеть?

— Подумай и расскажи, что бы ты делал на Горизонтских островах, если бы нашёл туда дорогу? Словесное рисование.

  • Чтение вслух по цепочке с соблюдение всех пауз

  • Коллективное чтение с соблюдением всех пауз

  • Упражнение “Спринт”. Ученикам предлагается отыскать в книге отрывок.

— А о чем же сожалеет и грустит автор стихотворения? (Никому не удается найти дорогу к этим славным островам.)

— А почему невозможно найти дорогу? (Автор выдумал эти острова, на самом деле они не существуют.)

— Подумай и расскажи, какие ещё чудеса могут быть на Горизонтских островах? Нарисуйте. Расскажите.

Представь, что ты встретился с добрым волшебником и попросил его превратить тебя в… Выбери любой предмет или живое существо, которым ты хотел бы стать.

— Вообрази на минуту, что волшебство произошло и ты стал тем, кого загадал. Никому не говори, что ты выбрал, а покажи, как ты теперь выглядишь, как ты двигаешься, разговариваешь и т. д. Пусть остальные попробуют догадаться, кем ты стал.

Игра «В стране волшебников».

Итог (слайд 14).

Закончи предложения:

— Я узнал на уроке …

— Учился на уроке …

— Мне было интересно …

— Я считаю, что работал …

— Страна Вообразилия будет существовать всегда, если мы не утратим интерес к знаниям, к жизни, будем выдумщиками и фантазёрами, будем учиться Добру и Справедливости.

МОУ гимназия №1

Разработка урока по литературному чтению

по программе «Планета Знаний».

1 класс

Борис Заходер

«На Горизонтских островах»

Составитель: Выганяйло Э. Н.

учитель начальных классов

г. Миллерово

2012 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here