Конспект урока в 1 классе
По учебному курсу « Литературное чтение»
Разработала:
Т.В. Пахолкова,
«Учитель – методист»,
Учитель высшей категории
Зуйской средней школы № 1
2015 год
Тема: А.Майков «Весна»,
Т. Белозеров «Подснежники»,
С. Маршак «Апрель».
Цели: познакомить со стихотворениями о весне А. Майкова «Весна», Т. Белозерова «Подснежники», С. Маршака «Апрель», обучать плавному, выразительному чтению целыми словами; учить сравнивать стихотворения разных поэтов, посвященные одной теме; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые
результаты: предметные: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать тексты целыми словами с элементами слогового чтения, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение;
метапредметные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
личностные: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, любовь к природе, бережное отношение к природе, эстетические потребности, ценности и чувства.
Оборудование: карточки с загадкой, текстом для чтения поролем, картинки с изображением первоцветов, портреты поэтов. Раздаточный материал для поделок, фотоэтюд «Цветы», плакат «Береги свою планету, ведь другой на свете нету».
Ход урока
-
Организационный момент
— Организация рабочего места.
— Приветствие:
Чтоб урок понравился всем нам,
Напомню правила я вам:
Не просто разговаривать,
А чётко выговаривать
И правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Работать вместе, дружно.
И ссорится не нужно.
-
Актуализация занятий.
-
Отгадывание загадки:
Началась та чудная пора,
Когда природа пробуждается от сна,
Зазвенели ручьи, прилетели грачи,
В дом свой – улей пчела
Первый мед принесла
Кто скажет? Кто знает?
Когда это бывает?
(Весной)
-
Работа с анаграммами.
(На обложках записаны слова)
— Попробуйте слова расшифровать и расположить по порядку.
Учитель: Уверенно идет по Крымской земле весна. Шаг за шагом, день за днем, месяц за месяцем. Укрывает сады белым цветом, наполняет небеса птичьим пением. Млеют леса от веселых красок великого праздника природы.
— Но почему же больше всего радуются люди весной?
-
Целеполагание.
-
Рассматривание фотоэтюда.
— Какое название вы можете дать фотоэтюду?
— «Весенние цветы». Назовите их.
Работа в парах.
Соотнесите рисунок и название:
ландыш
подснежник
фиалка
сон – трава
пролеска
ВЫВОД: Люди радуются весенним цветам – «первоцветам».
-
Составление предположений о теме урока по ключевым словам (карточки на партах).
— Работа в парах.
ПОСЛЕДНИЙ СНЕЖОК
ПЛАКАЛА СНЕГУРОЧКА
БЕГУТ РУЧЬИ
ПОДСНЕЖНИКИ
ВЫВОД: БУДЕМ ЧИТАТЬ СТИХИ о том, как появляются первые цветы.
-
Какие учебные познавательные задачи будут стоять перед нами на сегодняшнем уроке?
— Ответы учащихся.
— Сообщение учителя: Сегодня на уроке мы будем работать с художественными текстами – стихотворениями, учиться их правильно и выразительно читать, запомним авторов этих стихотворений.
IV. Речевая разминка.
-
Чтение чистоговорки:
Дз – дз – дз, жу – жу – жу,
Над цветами я кружу!
Жу – жу – жу, жу – жу – жу,
Я подснежник разбужу.
-
Работа над дикцией.
Растопило солнце снег,
Радость на душе у всех.
— Прочитайте предложение с вопросительной интонацией на первых словах каждой строчки.
— Прочитайте с утвердительной интонацией на первых первых словах каждой строчки.
— Прочитайте весело.
— Прочитайте выразительно.
V. Работа по теме урока.
-
Работа над стихотворением А. Майкова «Весна» (Портрет писателя на доске).
а) Чтение загадки.
(У детей на партах лежат карточки с текстом загадки)
— Прочитайте загадку про себя, приготовьтесь читать её выразительно.
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег,
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
(Подснежник)
б) Чтение стихотворения учителем.
— Послушаете стихотворение и попробуйте догадаться, почему этот первый цветок как называется?
в) Чтение стихотворения учащимися.
— С каким чувством поэт пишет о цветке?
— Как он его называет? (голубенький, чистый).
— Какое слово в стихотворении помогает представить последний снежок?
(сквозистый)
— Как вы понимаете значение этого слова?
(Слово помещается на доску)
-
Работа над стихотворением Т. Белозерова «Подснежники».
а) Знакомство с автором стихотворения «Подснежники» Т. Белозёровым. (Портрет поэта помещается на доску).
б) Чтение стихотворения наизусть подготовленным учеником.
— С чем сравнивает поэт подснежники?
(Со снегурочкиными слезами).
в) Чтение учащимися.
— По тексту этого стихотворения составьте легенду о появлении на Земле цветов – подснежников.
— Заслушивание легенды (подготовленный заранее ученик)
Когда-то давным-давно на Земле была долгая-долгая зима. Снег толстым кровом укрывал землю. Очень холодно было людям. Попросили они Снегурочку уговорить свою маму – Зиму покинуть Землю. Уговорила Снегурочка Зиму пожалеть людей, пустить Весну. Провожая Зиму, Снегурочка очень плакала. И там, где падали Снегурочкины слёзы, выросли подснежники. Так появились на Земле эти цветы.
-
Беседа о бережном отношении к природе.
Учитель: Из-за нежной красоты подснежники срывают сотнями и даже тысячами. Это приводит к трагическим последствиям. Постепенно подснежники исчезают, становятся редкими. Подснежник занесен в Красную книгу.
Если встретите это прекрасное растение, не срывайте его. Остановите и тех, кто это делает. Пусть нежный цветок радует своей красотой всех, кто придет после нас.
1-й ученик: Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
2-й ученик: Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы — опустеют все поляны,
И не будет красоты.
3-й ученик: Нас много, ребята.
Пусть каждый из нас,
Цветочек для сада
Посадит сейчас.
Есть одна Планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою Планету,
Ведь другой на свете нету.
Дети хором: (плакат висит на доске)
Береги свою Планету,
Ведь другой на свете нету.
Физминутка (Учитель говорит, выполняя движения. Дети повторяют движения за учителем)
Учитель: Встаньте все. Перед нами тропинка в лес. Идем по ней. Осторожно ребята! Под ногами подснежник испуганно согнул свою голову. Обойдите аккуратно, чтобы не наступить на него. Оглянитесь, подснежник благодарно смотрит вам вслед.
Посмотрите внимательно по сторонам. Слева березка протягивает вам свои ветки.
Справа черемуха душистая. Вдохните в себя аромат её набухающих почек.
А теперь аккуратно раздвиньте ветки черемухи, чьи голоса раздаются? Да это же лесная школа! Давайте сядем на проталину и поможем лесным ученикам выполнить задания.
(В классе открывается декорация: деревья, проталина, фигурки зверей)
-
Изготовление аппликации «Подснежник» по заранее заготовленным элементам.
Весенний беленький цветок
Не будем рвать – губить.
Бумагу, ножницы возьмем
И будем мастерить.
Звучит запись пьесы П.Чайковского .
Учитель: Пусть продолжают свои занятия ученики лесной школы, а мы продолжим наш урок чтения.
-
Работа над стихотворением С. Маршака «Апрель». (Портрет на доске).
а) Чтение стихотворения «Апрель» учителем.
— Какое настроение создается у вас при слушании стихотворения?
б) Самостоятельное чтение стихотворения приёмом «птичий базар».
— При чтении обратите внимание, как поэт рассказал о пробуждении природы.
в) Словарная работа.
— Замените словосочетания словами из текста:
капли тающего снега (капель)
деревья, упавшие на землю (валежник)
зимний холод (стужа)
— Ребята, а кто из вас уже встречался с этим стихотворением раньше? Где вы его могли слышать? (В мультипликационном фильме «Двенадцать месяцев»).
6. Чтение по ролям хорошо читающим ученикам отрывка из пьесы – сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».
(Тексты для чтения по ролям лежат на партах. Ребята читают, передавая друг другу посох. Ремарки читает учитель.)
ЯНВАРЬ: Плохо твое дело, голубушка! Не время теперь для подснежников – надо Апреля – месяца ждать.
ПАДЧЕРИЦА: Я и сама знаю, дедушка. Спасибо вам за тепло и за привет.
АПРЕЛЬ: Погоди, девушка, не спеши! Братец, Январь, уступи мне на час свое место.
ЯНВАРЬ: Я бы уступил, да не бывать Апрелю прежде Марта.
МАРТ: Ну, за мной дело не станет. Что ты скажешь, братец Февраль?
ФЕВРАЛЬ: Ладно уж, и я уступлю, спорить не буду.
ЯНВАРЬ: Если так, будь по – вашему! (ударяет посохом).
Не трещите, морозы,
В заповедном бору.
У сосны, у березы,
Не грызите кору!
ФЕВРАЛЬ: (ударяет посохом о землю)
Ветры, бури, ураганы,
Вейтесь над землею.
Пусть бежит в полях поземка
Белою змеёю.
МАРТ:(берёт посох)
Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
АПРЕЛЬ: (берет посох)
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь лужи,
Вылезайте муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник!
(На кочках под деревьями появляются подснежники. Падчерица стоит, оцепенев от удивления).
АПРЕЛЬ: Что же ты стоишь? Торопись!
Дети поднимают подснежники, сделанные на уроке.
Ученица, выполняющая роль падчерицы, идет по классу с корзинкой и ребята кладут ей в корзину свои подснежники.
VI. Подведение итогов урока.
— Стихотворения каких поэтов мы сегодня читали?
— Какое из них вам больше всего понравилось?
— О каких первоцветах шла речь в каждом из стихотворений?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Что дал вам урок для жизни?
VII. Рефлексия.
-
Закончите предложения (Запись на доске)
Мне было интересно…
Теперь я знаю…
Теперь я умею…
-
Нарисуйте на листочках смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
Покажите друг другу.
Учитель: А я всем вам желаю весеннего настроения. Пусть всегда живет весна и в природе, и в наших мыслях, и в наших сердцах.
Помните: Мы все – хозяева Природы.
И прикоснуться к её красоте можно только сердцем.