Конспект урока
по литературному слушанию в 1 классе.
УМК «Начальная школа XXI век».
Тема: Сказки о животных. В. Сутеев «Палочка-выручалочка».
Цель: ввести в круг чтения новую авторскую сказку.
Задачи:
-создать условия для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка»;
-включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;
— развивать творческое воображение;
—воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.
Оборудование:
презентация; портрет писателя; модели обложек; план-схема с ключевым словом палочка; опорные слова: послушай, прочитай, моделируй, фантазируй.
Этапы работы | Содержание этапа | УУД | |||||||||||||||
I. | Организационный момент. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: создать положительный эмоциональный настрой. Методы: словесные.
| Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их – они учат вас! (слайд № 2)
-Каким вы хотите видеть наш урок? -Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
Подарите каждому По кусочку солнышка, Пусть добром наполнятся Души их до донышка.
-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
|
| ||||||||||||||
II. |
Актуализация опорных знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить произведения, с которыми познакомились на уроках литературного слушания по заданным моделям.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать работу по повторению изученных произведений. | -Ребята, давайте вспомним произведения, с которыми мы знакомились на уроках литературного слушания. -А для этого повторим памятку для обозначения моделей. (слайд № 3)
Ваша задача — рассмотрите модели и назовите книги, которые соответствуют предложенным моделям.
На доске две модели обложек.
|
Познавательные: используют наглядные модели и символические средства (цвета, заместители). | ||||||||||||||
III.
А)
Б) | Изучение учебного материала.
Постановка учебной задачи.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие); прогнозировать содержание на основе заголовка.
Цель, которую учитель хочет достичь: организовать работу в правильном названии произведения и прогнозировании содержания. Методы организации работы: словесные, наглядные.
Работа по теме урока.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: моделировать обложку книги; правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять тему и жанр.
Цель, которую учитель хочет достичь: учить слушать чтение произведения другим человеком, а также воспринимать и понимать прослушанное; создать условия для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка», для развития устной речи, воображения.
Методы: учебный диалог, моделирование. | -Как вы думаете, что ждёт вас на сегодняшнем уроке литературного слушания? (Встреча с новым произведением). -Какие умения вам помогут на уроке? (Внимательно слушать, фантазировать, моделировать, прочитать).
— Сегодня мы будем правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять жанр и тему с помощью моделирования на уроке.
-Прочитайте автора произведения и заголовок. (слайд № 4)
Заголовок – это окошко для взгляда вперёд, Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт. Заголовок – это не просто слова. Эти слова – всему голова!
— О чём может быть текст с таким названием? -Вы уже знаете такие произведения, где палочка помогала кому – то? (Золушка).
-Внимательно послушайте произведение и ответьте на вопрос: « Чьи предположения оправдались?»
Слушание
Чтение учителем произведения (книги закрыты). Презентация (слайды № 5-21).
Проверка первичного восприятия.
-Понравилось ли вам произведение? -Что вам понравилось? -Что вам не понравилось? -Когда вам было весело? А грустно? -Оправдались ли ваши предположения о заголовке произведения?
Моделирование обложки.
-А теперь нам предстоит задача моделирование обложки.
-Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала? (Сказку). -Почему вы так решили? Докажите. -Покажите на своих моделях, что я вам прочитала сказку. -Подумайте, о ком эта сказка? (О животных). -Покажите это на своих моделях. (Учащиеся выполняют модель обложки на листках бумаги). -Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто написал эту сказку? -В.Сутеев. Значит, какая это сказка? — Авторская (литературная). -Укажите на модели фамилию автора. -Что вы знаете об этом человеке? (Слайд № 22 – фото В.Сутеева)
-Сутеев сам иллюстрировал свои произведения. Те иллюстрации, которые вы видели при прослушивании сказки, выполнены самим В. Сутеевым. -Писал сценарии к мультфильмам. -Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой. -Художник и писатель в одном лице – это настоящий волшебник! А если этот человек ещё и режиссёр, сценарист, постановщик мультфильмов, то можете не сомневаться – перед вами В.Г.Сутеев
(Слайд № 23 – выставка книг). — Обратите внимание на выставку, где собраны не только книги, которые он сам писал и иллюстрировал, но и произведения других авторов с рисунками Сутеева. -Это, действительно, удивительный человек. Его рисунки нельзя спутать ни с чьими другими. -С какими его произведениями мы уже знакомы? -Мы прочитали сказки Сутеева «Дядя Миша», «Под грибом», «Ёлка». -Откройте книгу и прочитайте заголовок сказки. Обозначьте заголовок в модели. -Сравните с моей моделью.
-Итак, мы выполнили модель. -Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке. — В. Сутеев «Палочка — выручалочка». Эта сказка о животных.
Физминутка. (слайд № 24)
|
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата; прогнозирование- предвосхищение результата.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других (когда говорит учитель надо слушать).
Познавательные: формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.
Познавательные: моделирование — используют наглядные модели и символические средства (цвета, заместители). | ||||||||||||||
IV. | Закрепление учебного материала.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь давать характеристику героям, при помощи опорных слов.
Цель, которую учитель хочет достичь: развивать творческое воображение; воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки; составлять план – схему с ключевым словом палочка;
| 1. Анализ содержания.
Вам встретились такие слова, значение которых вам было непонятно? (Наподдать – ударить).
-В каждом произведении есть главные герои. А сейчас мы должны их охарактеризовать. -Кто главные герои в сказке? (Слайд № 25 ). -Ёжик и Заяц. Обозначим на модели.
Ё.Ё
З.
-Переверните модели и запишите это на обратной стороне. -Почему я поставила двустороннюю стрелку? -Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог.
Работа в парах.
-А теперь, ребята, поработаем в парах. У вас на партах лежат карточки, где записаны характеристики героев. -Ваша задача – подумайте, каким был ёж и заяц (слайд № 26). -Соедините стрелочкой, какие черты соответствуют ежу, а какие зайцу?
Проверка: пара выходит к доске и один ученик из пары зачитывает какие черты характера соответствуют Ёжику, а другой – Зайцу. — Слушайте внимательно. Кто не согласен, покажите при помощи сигналов.
Ё.
З.
(Слайд № 27).
воспитанный невоспитанный вежливый грубый смелый трусливый добрый благодарный умный находчивый сообразительный скромный — Я думаю, хорошие результаты получились у тех пар, которые дружно работали, прислушивались друг к другу и были внимательные.
-Изменился заяц после того, как Ёжик выручил его? -Как автор относится к Ежу? К Зайцу? -Кто вам понравился больше и почему?
2. Работа с учебником и тетрадью. -Ребята, на сколько хорошо вы усвоили текст произведения, выполним задания по группам.
Работа по группам (учебник). 1-я группа читает под зелёным прямоугольником; 2-я группа — найти в тексте как автор по-разному называет палочку. (выручалочка, скакалочка, вытягалочка, поднималочка, ударялочка, выручалочка). 3-я группа – читает под красным прямоугольником.
Работа по тетради. При ответе 2 – ой группы коллективно выполняется № 2 стр. 33. При ответе 3 – ей группы — № 3 стр. 34.
|
Познавательные- демонстрируют осознанность восприятия литературного произведения.
Коммуникативные: работать в паре, стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение; обращаться к одноклассникам с использованием специальных знаков.
Коммуникативные- находят в тексте информацию, необходимую для её решения. | ||||||||||||||
V. | Рефлексия. Цель: Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.
Цель, которую учитель хочет достичь: выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.
| -Может ли простая палочка стать выручалочкой? — От чего это зависит? -В чьих руках простая палочка может стать волшебной? -Вы правы, а как об этом сказал автор? — Что самое важное? «Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!» (слайд № 28).
— Чему учит нас сказка? — Какой урок возьмём из неё? -Что хотел нам сказать автор?
-Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека. . Мой добрый друг, пожалуйста, Добро совершать не бойся. Помог кому – то – и радуйся, Награды не нужно большей. -Дарите людям добро!
-Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок?
-Оцените свою работу на уроке. Выберите любой знак.
-Прикрепите на общий круг знак, который соответствует вашему состоянию. -Спасибо за работу!
|
Познавательные: выделяет главное, делает выводы в результате совместной работы класса.
Личностные: оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики. | ||||||||||||||
VI. | Рекомендации для самостоятельной работы. | По желанию предлагаю пересказать эту сказку от лица Ёжика или Зайца своим младшим братьям, сестричкам, родителям. Найти и рассмотреть книгу В. Сутеева «Палочка-выручалочка».
|
|