Технологическая карта урока
План-конспект урока литературы
Класс 11 «А», МБОУ СОШ №6 п. Чегдомын
Тема: «А. Платонов «Котлован». Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе повести»
Цели:
Воспитательные: воспитывать культуру восприятия художественного текста, уважение к культурным ценностям своей страны; воспитывать гражданское мировосприятие (через текст – слепок минувшей эпохи, двигавшейся по заданным ориентирам без учета личности человека).
Развивающие: формировать навык чтения «трудного» текста, умение критически осмысливать текст.
Обучающие: видеть авторскую позицию, анализировать художественное произведение (эпизод), объяснять его связь с проблематикой произведения.
Задачи:
Деятельностные универсальные умения
| Коммуникативные универсальные умения
| |
Понимать и интерпретировать текст художественного произведения. Выделять основной смысл текста, соотносить со своим опытом и ценностями, то есть придавать ему свой личностный смысл. Отбирать из текста в соответствии с поставленными целями или личностными потребностями ту информацию, которую можно и нужно использовать для собственного развития. Видеть и вычислять основные проблемы, строить предположения об их разрешении.
| Уметь формулировать свою точку зрения, свою позицию и выражать чувства, эмоции и представления в художественном тексте. Уметь создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими или критически относиться к нормам, созданным другими. Осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и ценностей; Проводить самооценку собственных знаний и умений, продвижений в своём развитии.
| Строить коммуникацию с другими людьми: вести диалог в паре, в группе, взаимодействовать с партнёрами для получения общего результата. Владеть языком как средством коммуникации. Занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей.
|
Тип урока: урок-исследование
Технологии: РКМ (развитие критического мышления), включающая диалоговую технологию.
Метод(ы): учебная дискуссия
Формы работы: парная, фронтальная
МЕСТО УРОКА В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ – 1-й урок в цикле.
Оборудование: мультимедийное оборудование для презентации учебного материала; раздаточный материал для учащихся (лист отслеживания результатов, рефлексия)
Оформление доски: нет
Продолжительность урока: 30мин
Ход урока:
ПЛАН УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предполагаемые ответы учащихся | Формы работы | ||
| Этап целеполагания, мотивации, постановки проблемы |
| |||
1 – тема 2 – справка о писателе 3 – перевод слова котл. 4 – книги П.
5 — проблема
6 задачи урока
7 – семья 8 – труд
9 – смысл жизни, взаимосвязь 7-8-9 | Оргмомент. Тема урока. Слово учителя об авторе повести.
Мотивация. – Вы уже задавали себе вопрос: зачем я живу? – Или: вот я окончу школу, поступлю учиться, выучусь. А потом? Выйду замуж, дети – а потом?..
Постановка 1 проблемы. Может ли жизнь быть бессмысленной? Почему? Какую жизнь мы называем бессмысленной?
Задачи урока (на слайде 6)
| Запись темы урока
Отвечают на вопросы учителя, добавляют информацию о писателе
Отвечают на вопросы учителя
Записывают однословные ответы (словосочетания)
|
Соглашаются с первого или второго вопроса. Говорят о мучающих раздумьях о смысле жизни.
Безделье, наркотики, нет семьи, нет детей, нет дома; не люблю то, чем занимаюсь; не понимаю, зачем живу; не задумываюсь о своей пользе…
| Фронтальная беседа | |
Выделите 3 пункта в вашем списке как главные. Выяснение места и причин затруднения Подсказка: пункты взаимосвязаны очень тесно
Записать на доске: семья + труд + осмысление жизни
Постановка 2 проблемы Ставит ли А.Платонов вопрос о смысле жизни в повести «Котлован»? Подтверждает ли повесть взаимосвязь «ключевых» вопросов? Как? | Сравнивают свои предложения, приходят к выводу Записи в тетрадях
Рассуждают на примере Вощева | Семья – труд – осмысление своей жизни (зачем я живу). Семья – э т о продолжение рода, твои близкие (ты не одинок), это твой дом. Без труда не прокормишь семью и даже себя. Но если работать, только чтобы прокормиться, то зачем тогда вся жизнь? Чтобы есть?
Герой непрерывно думает. Его уволили за задумчивость «среди производства»
| Работа в парах или индивидуально
Фронтальная беседа | ||
|
Этап решения проблемы |
| |||
6 – задачи урока | Слово учителя Первые же строки повести очень необычного писателя А.Платонова озадачивают читателя: странный язык, странные герои (герои?). И, не дав читателю опомниться, автор обрушивает на него все проблемы сразу. Задание первое. Выявить и определить ключевые понятия авторской позиции: семья – труд – смысл жизни
Сделайте промежуточный вывод: насколько взаимосвязаны важнейшие вопросы бытия в жизни героев?
Задание второе. Отметьте, как часто герой (кто?) произносит вслух или мысленно слова о смысле жизни. Какой вывод напрашивается?
|
Выделить в тексте (цветом), как подняты темы труда, семьи смысла жизни для героев: 1пара учащихся: Вощев 2 пара: шоссейный надзиратель 3 пара: девочки-пионеры 4 пара: Жачев
Ответы от пар
Отметить по ходу наблюдения за текстом (работая над заданием первым)
|
Вощев: одинок, уволен; не может трудиться, не понимая смысла, думал «среди производства… о плане общей жизни». Парадокс: не может не думать – не нужен на производстве Шоссейный надзиратель: жена и сын; громкая ссора; «мать и отец не чувствуют смысла жизни и раздражены, а ребенок живет без упрека, вырастая себе на мученье». Девочки-пионеры: родились в голодное время, «их матери питались лишь запасами собственного тела». Не осознают смысла жизни, но чувствуют «счастье детской дружбы», в них – «сознание серьезности жизни, необходимой для непрерывности строя и силы похода», они «ступали с сознанием важности своего будущего» |
Парная работа | |
Слайд 10 |
Учитель помогает группам по мере необходимости, следит за временем
Какие еще наблюдения позволил сделать текст? Громко ли говорят герои? Кто? Почему?
Кто и что выглядит одушевленнее людей?
Какой вывод можно сделать из сегодняшних наблюдений за героями? Есть ли среди них счастливые люди? Почему?
|
Ответы от пар, индивидуально, запись в карту урока
Подводят итого наблюдениям
| Жачев: одинок, инвалид – не работает, пропитание добывает, выбивая еду и деньги из трудящихся и «дармоедов». О смысле жизни здесь не говорит, но испытывает «привычное мучение»; «я гляжу на детей для памяти, потому что помру скоро».
Кричат и раздражаются те, кто меньше размышляет. Они не терзаются вопросами смысла бытия, но собственное бездушное и бездумное существование их подспудно гнетет, вырываясь в крике.
Собака «слабым голосом сомнения дала знать о своей службе». «Вопрошающее небо светило над Вощевым мучительной силой звезд» «Томился духовой оркестр»
Нет ни одного счастливого среди рассмотренных. Разрыв между важнейшими понятиями (семья – труд – смысл жизни) обрекает их на жалкое существование. Задумывается о смысле жизни самый слабый среди них физически – Вощев, для которого очень важно «что-нибудь вроде всеобщего счастья». Ему очень трудно жить, не принося пользы, не понимая смысла жизни – не столько для себя, а для всех. Вощева трудно назвать мечтателем в привычном понимании слова. Скорее он таков для окружающих, жизнь которых не дает людям глядеть вверх, слышать музыку и любить детей и себя. | ||
|
|
|
| ||
| Этап рефлексии |
| |||
11 – рефлексия
| Все ли задачи урока решены? Выявлено главное противоречие в образе героя Вощева: он не может жить, трудиться, не понимая всеобщего смысла жизни. Определены ключевые понятия авторской позиции: семья, труд, поиск смысла жизни. Ключевые понятия рассмотрены в образах героев 1-й главы повести. Как можно соотнести эти ключевые понятия с сегодняшним днем? Остались они важными? С какими вопросами вы уходите сегодня с урока? Сформулируйте
|
Запись в листах контроля и в тетрадях (самопроверка) |
Да
Да
Да
?
? |
| |
| Домашнее задание, итог урока |
| |||
12 – д/з 13 — итог | Продолжите рассмотрение повести.
|
Запись в тетрадях |
|
|