ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
ПО ПРОГРАММЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.Ф.ВИНОГРАДОВОЙ
ПО ТЕМЕ «И.ПАНЬКИН ЛЕГЕНДА О МАТЕРЯХ»
И.Панькин Легенда о матерях. | |
Тип урока | Урок ОНЗ (открытия новых знаний). |
Цель | Знакомство учащихся с произведением И.Панькина «Легенда о матерях». |
Задачи предметные | Работать над пониманием содержания литературного произведения, учить строить небольшие монологические высказывания о произведении (героях, событиях) |
Задачи метапредметные | Формировать УУД: Личностные: формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников, развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения, формирование эстетического отношения к искусству слова; способствовать нравственно-этической ориентации учащихся, собственной позиции, обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к женщинам. Регулятивные: развивать умение прогнозировать ситуацию, корректировать ответы свои и других людей. Познавательные: учить ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, выбирать критерии для сравнения, строить алгоритм решения проблемы. Коммуникативные: способствовать учебному сотрудничеству с одноклассниками, умению точно и полно выражать свои мысли, работать в группе. |
Планируемый результат | Предметный: знать содержание произведения И.Панькина «Легенда о матерях», уметь определять идейное своеобразие произведения. Метапредметный: уметь формулировать цель урока и определённых этапов, уметь выражать и защищать свои мысли, уметь работать в группе – слышать и понимать речь других, договариваться об общих правилах, уметь добывать информацию и использовать её для решения проблем, уметь строить алгоритм действий, уметь анализировать свою работу на уроке. |
Основные понятия | Легенда. |
Межпредметные связи | История. |
Ресурсы | Литературное чтение (учебная хрестоматия Л. А. Ефросинина.), толковый словарь Ожегова, детские работы на доске (сочинения о мамах с их фотографиями, или другие творческие работы на данную тему), пословицы о матерях, табличка «Легенда- это…», таблички с названием качеств настоящего мужчины, м.-м. презентация. |
Организация пространства | Фронтальная, групповая, индивидуальная работа. |
Вре-мя | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и формы деятельности | |
1. Мотивация к учебной деятельности. |
| Долгожданный дан звонок Начинается урок. Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи. — Упражнение в тренировке дыхания. | Организует начало урока.
Организует речевую гимнастику. | Проверка наличия необходимых учебных предметов. Выполняют речевую гимнастику, следят за своим речевым аппаратом. | Фронтальная работа, практический метод. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. |
| — Недавно все отмечали 8 марта: делали поделки, рисовали рисунки, писали письма, сочиняли стихи, оформляли газеты, приглашали мам и показывали для них концерт, дома старались им помочь по хозяйству… — Ради чего всё это делалось ? — А всё ли вы знаете о жизни своих мам? Сегодня мы с вами узнаем одну тайну их жизни, о которой они сами никогда не расскажут. А поможет нам произведение Ивана Фёдоровича Панькина «Легенда о матерях» | Нацеливает на тему урока. | Стараются понять тему, цель урока. | Фронтальная работа. Словесный метод. |
3. Постановка учебной задачи. |
| — А что такое легенда? — Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать? Может иллюстрации и фотографии вам подскажут? (выслушиваются предположения детей)
— Перед нами стоит задача ответить на вопрос: откуда у моряков сила? | Учитель выслушивает мнение учеников.
На доске появляется запись «Легенда-это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа»
| Ученик находит объяснение в толковом словаре, зачитывается статья из словаря. | Индивидуальная работа. Словесный метод. |
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания). |
| Знакомство с новым произведением 1 синтез. По ходу чтения задание — работа с карандашом для всех учащихся
— подчеркнуть откуда у моряков сила.
| Комбинированное чтение – учитель
| Комбинированное чтение – хорошо читающие ученики. | Фронтальная, групповая работа. |
5. Первичное закрепление во внешней речи. |
| Первичное восприятие текста (вопросы после прочтения) — Какие чувства вызвало прочтение этого произведения? — Кто уже может сказать, откуда у моряков сила? — Подтвердились ли ваши предположения? | Задает вопросы по содержанию произведения. | Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная работа. Словесный метод. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
| Анализ произведения — выборочное чтение (ответы на вопросы, подтверждённые словами текста). — Что сказано о жизни людей? — Что узнали о стрелах счастья? — Как выглядел Нептун и его дочери? Их отношение к своему отцу и молодым людям. — Что узнали о чайках? — Какие решения приняли матери? (найти в тексте и подчеркнуть карандашом) — Как понимаете смысл слов «лишились света в глазах»? — Можно ли поступок матерей считать героическим? — Как же надо относиться к нашим мамам? — Какова главная мысль произведения? | Задает вопросы по содержанию произведения. | Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная работа. Словесный метод. |
7. Включение в систему знаний и повторение. |
| Работа с пословицами. (соединить начало пословицы с её окончанием) На свете всё найдёшь, кроме отца и матери. Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота. Нет такого дружка, как родная матушка. При солнышке тепло, при матери добро. Птица радуется весне, а младенец матери. Материнская молитва со дна моря достаёт. — Какая пословица непосредственно подходит к произведению? Работа с иллюстрацией в книге и фотографиями на доске — К какому эпизоду соответствует данные картины? Отработка выразительного чтения в парах (последнего смыслового отрывка) — Кого похвалил сосед за выразительное чтение? Выбор качеств настоящего мужчины. — Наши матери принесли себя в жертву ради сыновей. Так какими же качествами должен обладать настоящий мужчина, чтобы быть гордостью своей мамы: сильным, выносливым, смелым, терпеливым…. (все перечисленные качества можно вынести на доску и оставить на стенде в классе) | Организует работу с пословицами. Учит соотносить иллюстрацию и отрывок из текста. Способствует развитию выразительного чтения, организует работу в парах. Помогает определить важные качества настоящих мужчин. | Работают с пословицами, определяют их смысл, соотносят иллюстрацию и отрывок из текста. Читают отрывок из произведения в парах с взаимоконтролем. Формулируют важные качества настоящих мужчин. | Фронтальная, парная работа. Словесный, практический, наглядный метод. Метод анализа и синтеза. |
8. Рефлексия деятельности. |
| — Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока? Кто обещает и будет стремиться быть настоящим мужчиной? А любить и во всём помогать своей мамочке? Дома перечитайте произведение, подготовьте его пересказ, а по желанию нарисуйте свою иллюстрацию к тексту или подготовьте рассказ о поступке своей мамы, совершенным ради вас. | Способствует развитию умения анализировать свою работу на уроке и работу одноклассников, Мобилизует на рефлексию. | Анализируют работу на уроке и своё психологическое состояние. | Фронтальная работа. Метод рефлексии. Индивидуальный подход. Метод самоанализа. |
Иван Федорович Панькин (1921-1998) родился в селе Пылково Лопатинского района Пензенской области. В 1956 году, вспоминая трудное и богатое приключениями детство, написал повесть «Начало одной жизни», в основу которой положил собственную судьбу. Первый успех ободрил писателя, и он поступает в Литературный институт им. А. М. Горького. С 1961 года Иван Панькин жил в Туле. Его увлекла история тульских оружейников, и он создал своеобразные легенды о самом веселом и остроумном тульском оружейнике — мастере Тычке. Книга о мастере Тычке переиздавалась в Туле и в Москве. Иван Федорович Панькин — член Союза писателей СССР с 1958 года. Награжден орденом Красной Звезды и медалями.