ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

ПО ПРОГРАММЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.Ф.ВИНОГРАДОВОЙ

ПО ТЕМЕ «И.ПАНЬКИН ЛЕГЕНДА О МАТЕРЯХ»

Тема

И.Панькин Легенда о матерях.

Тип урока

Урок ОНЗ (открытия новых знаний).

Цель

Знакомство учащихся с произведением И.Панькина «Легенда о матерях».

Задачи предметные

Работать над пониманием содержания литературного произведения, учить строить небольшие монологические высказывания о произведении (героях, событиях)

Задачи метапредметные

Формировать УУД:

Личностные: формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников, развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения, формирование эстетического отношения к искусству слова; способствовать нравственно-этической ориентации учащихся, собственной позиции, обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к женщинам.

Регулятивные: развивать умение прогнозировать ситуацию, корректировать ответы свои и других людей.

Познавательные: учить ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, выбирать критерии для сравнения, строить алгоритм решения проблемы.

Коммуникативные: способствовать учебному сотрудничеству с одноклассниками, умению точно и полно выражать свои мысли, работать в группе.

Планируемый результат

Предметный: знать содержание произведения И.Панькина «Легенда о матерях», уметь определять идейное своеобразие произведения.

Метапредметный: уметь формулировать цель урока и определённых этапов, уметь выражать и защищать свои мысли, уметь работать в группе – слышать и понимать речь других, договариваться об общих правилах, уметь добывать информацию и использовать её для решения проблем, уметь строить алгоритм действий, уметь анализировать свою работу на уроке.

Основные понятия

Легенда.

Межпредметные связи

История.

Ресурсы

Литературное чтение (учебная хрестоматия Л. А. Ефросинина.), толковый словарь Ожегова, детские работы на доске (сочинения о мамах с их фотографиями, или другие творческие работы на данную тему), пословицы о матерях, табличка «Легенда- это…», таблички с названием качеств настоящего мужчины, м.-м. презентация.

Организация пространства

Фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Технология проведения

Вре-мя

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и формы деятельности

1. Мотивация к учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

— Упражнение в тренировке дыхания.

Организует начало урока.

Организует речевую гимнастику.

Проверка наличия необходимых учебных предметов.

Выполняют речевую гимнастику, следят за своим речевым аппаратом.

Фронтальная работа, практический метод.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

— Недавно все отмечали 8 марта: делали поделки, рисовали рисунки, писали письма, сочиняли стихи, оформляли газеты, приглашали мам и показывали для них концерт, дома старались им помочь по хозяйству…

— Ради чего всё это делалось ?

— А всё ли вы знаете о жизни своих мам?

Сегодня мы с вами узнаем одну тайну их жизни, о которой они сами никогда не расскажут. А поможет нам произведение Ивана Фёдоровича Панькина «Легенда о матерях»

Нацеливает на тему урока.

Стараются понять тему, цель урока.

Фронтальная работа.

Словесный метод.

3. Постановка учебной задачи.

— А что такое легенда?

— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать? Может иллюстрации и фотографии вам подскажут? (выслушиваются предположения детей)

— Перед нами стоит задача ответить на вопрос: откуда у моряков сила?

Учитель выслушивает мнение учеников.

На доске появляется запись «Легенда-это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа»

Ученик находит объяснение в толковом словаре, зачитывается статья из словаря.

Индивидуальная работа.

Словесный метод.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

Знакомство с новым произведением

1 синтез. По ходу чтения задание — работа с карандашом для всех учащихся

— подчеркнуть откуда у моряков сила.

Комбинированное чтение – учитель

Комбинированное чтение – хорошо читающие ученики.

Фронтальная, групповая работа.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Первичное восприятие текста (вопросы после прочтения)

— Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?

— Кто уже может сказать, откуда у моряков сила?

— Подтвердились ли ваши предположения?

Задает вопросы по содержанию произведения.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная работа.

Словесный метод.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Анализ произведения —

выборочное чтение (ответы на вопросы, подтверждённые словами текста).

— Что сказано о жизни людей?

— Что узнали о стрелах счастья?

— Как выглядел Нептун и его дочери? Их отношение к своему отцу и молодым людям.

— Что узнали о чайках?

— Какие решения приняли матери? (найти в тексте и подчеркнуть карандашом)

— Как понимаете смысл слов «лишились света в глазах»?

— Можно ли поступок матерей считать героическим?

— Как же надо относиться к нашим мамам?

— Какова главная мысль произведения?

Задает вопросы по содержанию произведения.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная работа.

Словесный метод.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Работа с пословицами. (соединить начало пословицы с её окончанием)

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.

Нет такого дружка, как родная матушка.

При солнышке тепло, при матери добро.

Птица радуется весне, а младенец матери.

Материнская молитва со дна моря достаёт.

— Какая пословица непосредственно подходит к произведению?

Работа с иллюстрацией в книге и фотографиями на доске

— К какому эпизоду соответствует данные картины?

Отработка выразительного чтения в парах (последнего смыслового отрывка)

— Кого похвалил сосед за выразительное чтение?

Выбор качеств настоящего мужчины.

— Наши матери принесли себя в жертву ради сыновей. Так какими же качествами должен обладать настоящий мужчина, чтобы быть гордостью своей мамы: сильным, выносливым, смелым, терпеливым…. (все перечисленные качества можно вынести на доску и оставить на стенде в классе)

Организует работу с пословицами.

Учит соотносить иллюстрацию и отрывок из текста.

Способствует развитию выразительного чтения, организует работу в парах.

Помогает определить важные качества настоящих мужчин.

Работают с пословицами, определяют их смысл, соотносят иллюстрацию и отрывок из текста.

Читают отрывок из произведения в парах с взаимоконтролем.

Формулируют важные качества настоящих мужчин.

Фронтальная, парная работа.

Словесный, практический, наглядный метод.

Метод анализа и синтеза.

8. Рефлексия деятельности.

— Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?

Кто обещает и будет стремиться быть настоящим мужчиной?

А любить и во всём помогать своей мамочке?

Дома перечитайте произведение, подготовьте его пересказ, а по желанию нарисуйте свою иллюстрацию к тексту или подготовьте рассказ о поступке своей мамы, совершенным ради вас.

Способствует развитию умения анализировать свою работу на уроке и работу одноклассников,

Мобилизует на рефлексию.

Анализируют работу на уроке и своё психологическое состояние.

Фронтальная работа.

Метод рефлексии.

Индивидуальный подход.

Метод самоанализа.

Иван Федорович Панькин (1921-1998) родился в селе Пылково Лопатинского района Пензенской области. В 1956 году, вспоминая трудное и богатое приключениями детство, написал повесть «Начало одной жизни», в основу которой положил собственную судьбу. Первый успех ободрил писателя, и он поступает в Литературный институт им. А. М. Горького. С 1961 года Иван Панькин жил в Туле. Его увлекла история тульских оружейников, и он создал своеобразные легенды о самом веселом и остроумном тульском оружейнике — мастере Тычке. Книга о мастере Тычке переиздавалась в Туле и в Москве. Иван Федорович Панькин — член Союза писателей СССР с 1958 года. Награжден орденом Красной Звезды и медалями.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here