ТЕМА: С.В. Михалков «Новогодняя быль»
Цели урока: ознакомить детей с произведением С.В. Михалкова; отрабатывать навыки беглого осознанного чтения; развивать внимание, память, речь учащихся; отрабатывать умение работать над иллюстрацией.
Оборудование: карточки со словами для физкультминутки.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
II. Постановка цели урока
-
Приближается праздник — Новый год. Чем примечателен этот праздник? Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма деду Морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные — сказочные —события.
-
Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.
-
Откройте учебники, прочитайте название.
-
Подумайте, почему автор назвал свою сказку былью?
III. Изучение нового материала
1. Первичное чтение.
Читает учитель, дети следят по учебнику.
2. Беседа после чтения.
-
Почему же автор назвал эту сказку — былью?
-
Что в этой сказке реально, а что вымышлено?
-
Понравилась ли вам сказка?
-
Что вам особенно понравилось в этой истории?
-
Какие чувства пробудила у вас эта сказка?
-
Были ли моменты, когда вам было жалко Елочку? Опишите этот момент.
-
От какого лица идет повествования в сказке? (От лица автора)
IV. Физкультминутка
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох) Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты, в стороны (выдох)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
V. Закрепление нового материала
1. Подготовительная работа перед чтением.
— Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:
на-лю-бо-вать-ся — налюбоваться по-зна-ко-ми-лась — познакомилась рас-ка-чи-вай-ся — раскачивайся бес-по-кой-ство — беспокойство спря-тать-ся — спрятаться об-ла-мы-ва-лись — обламывались при-бли-жа-ю-ще-го-ся — приближающегося
— Читайте целыми словами:
лес — лесная, лесничий ночь — переночевал цвет-цветные
стекло — стеклянные серебро — серебряные
-
Выразительное чтение
-
Анализ произведения
-
Где происходят описываемые автором события?
-
Где жила Елочка?
-
Прочитайте, как автор описывает Елочку?
-
Были ли у нее друзья?
-
Как жилось Елочке одной в лесу?
-
Что же заставило Елочку забеспокоиться? (Прилетела Сорока и рассказала ей, что ее под Новый год срубят.)
-
Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?
-
Какой характер был у Елочки? (Добрая, скромная, воспитанная, вежливая и др.)
-
Подтвердите свой ответ примером из текста?
-
Как стала жить Елочка после рассказа Сороки? (В страхе и беспокойстве.)
-
Что же произошло с Елочкой дальше?
-
Что с ней случилось, когда она очнулась?
-
Принесла ли Елочка кому-нибудь радость? Почему?
VII. Работа над иллюстрацией
-
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
-
Кто изображен на этой иллюстрации?
-
Какой эпизод изобразил художник?
-
Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.
-
Какой художник изобразил Елочку?
-
Как вы думаете, какие чувства она испытывает в этот момент?
-
Как эти чувства нам помог увидеть художник?
VIII. Расширение кругозора
-
Вспомните, чем стихи отличаются от прозы?
-
Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах. Послушайте, что у него получилось:
В снегу стояла елочка –
Зелененькая челочка,
Смолистая, Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить ее! —
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена..».
И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в ее ветвях.
Сверкают украшения — какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит.
Несрубленная! Целая!
Красива и крепка!..
Кто спас, кто разодел ее?
Сынишка лесника!
IX. Итог урока
-
А как вы думаете, была ли Елочка рада и довольна тем, что она стала новогодней елочкой?
-
Какие новогодние украшения были на Елочке?
-
Нарисуйте дома нашу Елочку в новогодних украшениях.
-
Какие краски вы выберите для своей картины?
-
Какое настроение будет у вашего рисунка?
Домашнее задание
Подготовить пересказ сказки от лица Елочки.