Урок литературного чтения во 2-м классе. Тема: «Н.Н. Носов «Затейники». Анализ текста, формирование самостоятельного мышления»
Цель урока: познакомить учащихся с содержанием произведения Н.Н. Носова «Затейники».
Задачи:
-
формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
-
развивать мышление, воображение, память, связную речь;
-
воспитывать чувство взаимопомощи при работе в группе;
-
реализовывать творческие способности школьников.
ХОД УРОКА
-
Оргмомент.
2.Проверка дом.задания. Стихотворение наизусть.
— Какое настроение вызывает это стихотворение?
— Почему мальчик кричал «С добрым утром!»?
— Какие слова приветствия вы еще знаете?
— А вы здороваетесь с людьми? Когда нужно здороваться?
Вам понравился Вовка? Хотите иметь такого друга?
— Что вы можете сказать о Вовке? Какой он: добрый, приветливый, весёлый???
I. Работа над новым материалом.
1.Биография Носова.
Носов Николай Николаевич
Носов Николай Николаевич известен он, в первую очередь, как писатель для детей, особенно как автор произведений о Незнайке, родился он в Киеве, 23 ноября 1908 года. Детство свое провел в Ирпене, поселке возле Киева, там и пошел в гимназию.
Уже в гимназии он начал увлекаться театром, фотографией, электротехникой, пробовал заниматься музыкой. Из-за революции его семья потеряла стабильный заработок, поэтому мальчик вынужден был идти работать с 14 лет: был косарем, торговцем газет, землекопом , возчиком бревен и просто чернорабочим.
Уже в гимназии он, наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром, увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала «Икс». Юность писателя пришлась на непростые времена в нашей истории. Носов успел поработать чернорабочим, торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком бревен. Вскоре рассказы Носова печатаются в одном из самых известных в то время журналов — «Мурзилке».
После школы он собирался стать химиком, с другом даже сделал на чердаке своего дома лабораторию. Но судьба решила по-другому: в 19 лет Николай стал студентом Киевского художественного института, а в 1929 году решил перевестись в Московский институт кинематографии. После его окончания (в 1932 году) он работал как постановщик и режиссер учебных, научных и мультипликационных фильмов до 1985 года.
Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды.
Начало его писательской биографии было необычным и писателем он стал как бы случайно: Когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. Так Носов начал сочинять различные истории не только для сына, но и для его друзей. Однажды Николая Николаевича Носова спросили, почему он стал писателем: “Детским писателем я стал потому, что, я когда вырос мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было о чём порассказать людям”.
В самом деле, Н.Носову “было о чём порассказать людям”. Он много знал, обладал от природы разнообразными талантами и многое в жизни ему пришлось испробовать. Он был всесторонне развитым человеком.
Он начал писать и публиковать с 1938 года такие рассказы как: например, «Мишкина каша», «Огурцы», «Живая шляпа», «Фантазеры», «Затейники» и т. д. Все его произведения учат детей отзывчивости, честности, любви к труду; они осуждают грубость, тщеславие, зависть.
Я думаю, и вы полюбите его произведения, они вам понравятся. Главными героями рассказов являются ребята, школьники, маленькие дети.
Носов очень любил наблюдать за играми детей, ему нравилась их непосредственность, их фантазии, выдумки, шалости.
Самые известные и любимые читателями произведения Николая Носова – сказки о Незнайке.
Николай Николаевич писал также сатирические (статьи о русском алфавите, литературе, взаимоотношениях отцов и детей, преподавателей и учеников), автобиографические произведения.
Умер писатель в 1976 году, 26 июля, в Москве.
Оказывается, самый первый рассказ он написал своему сынишки. Отнёс в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали. За этим рассказом последовали другие. Вам хочется узнать как называлось первое произведение Носова? Из цифр составьте слово.
-
Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)!
— Ребята, а кого называют затейниками?
— Подберите синонимы к слову затейники. (фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).
— Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где? А как вы думаете у нас в классе есть затейники???
— Итак, затейник — это организатор веселья. (Весёлый человек, способный к забавным выдумкам, затеям)
– Сегодня мы с вами прочитаем рассказ Н.Н. Носова «Затейники».
— Откройте страницу 51, внимательно посмотрите на картинку.
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе? (Предположения детей)
-
Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым?
Ребята,мы с вами тоже побудем в роли фантазёров. Мы отдохнем и попробуем поиграть в рифмы.
-
РА-РА-РА- вышла славная __ _______;
-
КИ-КИ-КИ- мы с тобой___ ______;
-
АХ-АХ-АХ- победили мы свой ____ ________;
-
РОК-РОК-РОК-продолжается_____ ________.
-
Вот мы и отдохнули, пора переходить к следующему заданию.
II. Осмысление содержания
1..Первичное восприятие текста – прослушивание рассказа «Затейники» в исполнении учителя.
2. Работа с текстом.
-
Понравился вам рассказ? Наши предположения были правильными о характере произведения?
-
Грустный или веселый рассказ?
-
Кто герои рассказа? (дети.)
-
Назовите их имена?
-
Почему они считали себя затейниками?
-
В какую игру играли Валя и Петя?
-
Кого они изображали?
-
От чьего имени ведётся рассказ?
-
Какого возраста дети: школьники или дошкольники?
Выборочное чтение.
— Прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом у них получился.
— Прочитайте, что испугало детей вначале рассказа.
— Прочитайте, что увидели дети, когда открыли дверь в комнату?
— Что вы узнали о детях? (Они фантазеры, выдумщики………)
Чтение по ролям.
-
Понравилась ли вам игра детей? А детям?
-
Давайте мы с вами сейчас побываем в роли этих детей.
-
Сколько будет ролей в рассказе? (автор, Петя, Валя).
Итог
— Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)
— За что можно их поругать?(Нельзя нагонять на себя страх, игры поспокойнее)
— Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?(Нельзя играть с одеялом, с постелью)
— Что сказали бы соседи, которые это все слышали? (Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные))
— Что скажете вы?
— Вывод: как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным? Почему?
III. Рефлексия:
– Сегодня я узнал (а)…
– Было интересно…
– Было трудно….
– Теперь я могу…
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у меня особенно получилось?
Домашнее задание:
– Попробуйте дома придумать продолжение рассказа Н.Н. Носова «Затейники». Можно начать так: «Однажды дети снова остались дома одни…»