Подробный конспект урока.
Тема урока
| «Первый раз в школу» Л.Н.Толстой «Филипок» | |||||||||||||||||||||
Предмет | литературное чтение | |||||||||||||||||||||
Класс | 2 класс | |||||||||||||||||||||
Автор урока (ФИО, должность) | Ворфоломеева Н Н | |||||||||||||||||||||
Образовательное учреждение | МОУ Казановская СОШ | |||||||||||||||||||||
Республика/край, город/поселение | Россия | |||||||||||||||||||||
Методическая информация | ||||||||||||||||||||||
Тип урока
| усвоение новых знаний | |||||||||||||||||||||
Цель урока
| Создание условий для формирования осознанного, правильного и выразительного чтения.
| |||||||||||||||||||||
Задачи урока
|
| |||||||||||||||||||||
Необходимое оборудование и материалы | Проектор, компьютер, интерактивная доска, учебник. Литературное чтение. 2 класс. Ч.2: учеб./авт.-сост. О. В. Кубасова, тетради, карточки для групповой работы, тесты для индивидуальной работы, выставка книг Л.Н. Толстого. | |||||||||||||||||||||
Планируемые
| Предметные Должны уметь воспринимать на слух художественное произведение; пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. Личностные Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. | |||||||||||||||||||||
|
Подробный конспект урока | |||||||||||||||||||||
Мотивация учащихся
|
а) Считалочка: На уроке будем читать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! б) Слова учителя (к классу): — Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам! в) Разминка (слайд 2) Чтобы вам читалось на уроке быстро и легко, нужно размять нам язычок. Для этого выполним несколько упражнений: А) Дыхательная гимнастика. Задуйте свечу. * Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. * Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу. *Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. Б) скороговорки Человек неучёный – что топор неточёный. Ученик учил уроки — у него в чернилах щёки. медленное чтение (хором) чтение с ускорением (хором) беглое чтением (индивидуально) | |||||||||||||||||||||
Ход и содержание урока
|
— Сначала мы проверим домашнее задание. Контроль «Крестики-нолики» (проверка в парах)
*Выразительное чтение рассказа К.Д. Ушинского «Два плуга». — Чем плуги отличались после долгой разлуки? — Чему нас учит это произведение? (трудолюбию) 2. Изучение нового материала. Соотнесите иллюстрации с названиями произведения. Что общего Вы заметили? (слайд 4) Какова цель нашего урока? Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с ещё одним произведением Л.Н.Толстого. (слайды 5-11) а) сведения о писателе. Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений – 90 томов. Он много работал. Свои сочинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 — 12 раз переписывал, чтобы сделать их лучше. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей. В то время было ещё очень мало школ , а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей. Написал учебник для ребятишек и сам учил их. Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти часов был перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в восемь девять часов вечера.. Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес Но книг для детей , простых и понятных, было очень мало. И хотя у писателя было всегда много работы Л.Н.толстой нашёл время для детских учебных книг. Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни. б) знакомство с произведением. (слайд 12) Название нового произведения вы тоже определите сами.
.и . и . о . кплф
Перед вами запись. Выполним задание вместе. В названии одно слово, я написала только гласные, их 3, рядом написаны согласные. Ваша задача найти для каждой согласной своё место. 1 согласная буква обозначает звук, являющийся парным к звуку в 2 согласная обозначает звонкий непарный согласный звук Оставшиеся 2 согласные буквы идут в обратном алфавитном порядке. Какое слово получилось? Сформулируйте задачи урока полностью.
в) работа с иллюстрацией Откройте учебники на 137 странице. Рассмотрим обложку книги.
Можете ли вы на основании названия произведения и иллюстрации предположить, о чем это произведение? (Ответы учащихся). г) первичное восприятие. Послушайте текст, проверьте и уточните свои предположения. ( слайд-фильм «Филипок») Совпало ли ваше предположение с содержанием данного произведения? д) словарная работа и работа над жанром произведения. Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? В основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей школе. К какому жанру относится произведение «Филипок»? (Это быль) Что означает слово «быль»? (Быль – это то, что было в действительности, в жизни). (слайд 13 – хоровое чтение) Давайте прочитаем эти слова и выясним их смысл. (интерактивная доска 1) е) чтение произведения по цепочке. (стр. 138-140) 1) чтение первой части (с.138) «цепочкой»: Какие действующие лица появились здесь? (Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка, ребята). Что узнали о матери? Что узнали об отце? Что узнали о бабушке? Что узнали о ребятах? Что узнали о Филипке? Филипок хотел идти в школу, просился, просился у матери, чтобы она отдала его учиться. — А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе.) — Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делает молча, никому не говоря.) 2) чтение второй части (с.139-1) «цепочкой»: — Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село.) — Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А еще лают собаки, когда бежишь.) Филипок не шел, а бежал в школу — вот что важно! Да еще он был в отцовской старой шапке, в шубе. — Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки? — А почему он не вернулся, хотя и было страшно? — Найдите в тексте выражения, которые изображают, что происходило с Филипком. 3) чтение третьей части (с.139-2) про себя. Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают из книги.) Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить.) Какие новые действующие лица появились? (Мужик, баба с ведром). Что вы можете сказать о мужике, какой он? Что можно сказать о бабе? Почему мальчик без этого «подталкивания» не входил в школу? (Он боялся). Как об этом говорит автор? нашёл страх (слова записаны на доске) боится испугался Все эти слова близки по значению. Как они называются? Такие слова в русском языке называются «синонимы». Почему на вопросы учителя Филиппок ничего не отвечал? Какие слова употребил автор? Найдите в тексте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филиппка. Так напугался, что говорить не мог. В горле от страха пересохло. 4) чтение четвертой части(с.140): Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? («Я бедовый…») Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий. Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что он сможет учиться. Физкультминутка. ж) работа над произведением. На доске: (интерактивная доска ) *К *В *З *Р *З
— Посмотрим на схему, как она называется? (сюжетная линия) — Назовите основные этапы сюжетной линии произведения (вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение) — Построим сюжетную линию. — И так, вступление. (дети берут название частей (план) и поочерёдно соединяют к схеме) — С чего начинается рассказ? (Скучно дома) Прочитайте вступление. — Почему Филиппок не ходил с ребятами в школу? (о/в)(Был маленький) — Завязка. Как завязываются, начинаются события в рассказе? Что решает Филиппок? (Филипок отправляется в школу) (о/в) — Что приключилось с мальчиком по дороге? Найдите и прочитайте об этом в рассказе. (Знакомая дорога) (Опасная часть дороги в школу) — Что произошло потом? (о/в) (Малыш пришёл в школу и испугался) (Раздумья на пороге школы) — Как вы считаете, почему он испугался? (о/в) (растерялся, женщина накричала) — Кульминация. Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного момента. (Встреча с учителем). Эту часть рассказа мы прочитаем по ролям. Чьи слова нужно озвучить? (Автор, учитель) — А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филипка? — Как развивались события дальше?(о/в) (Филипок заплакал, учитель пожалел его и разрешил остаться на уроке) — Развязка. Конец волнению. Всё обошлось. Филипок на уроке. (Филипок читает) — Как он начал складывать своё имя? Продолжим читать по ролям. Чьи слова озвучим? (Автор, учитель, ученик) («Ты погоди хвалиться») — Заключение. Чем закончился рассказ? (о/в) (Филипок стал ходить в школу) — Найдите и прочитайте заключение з) восстановление деформированного плана. (работа в группах с карточками)
— Перед вами деформированный план текста. Вы должны восстановить события как они происходили по порядку, и напротив каждого пункта проставить цифру, начиная с 1. — А теперь проверим правильно ли выполнили это задание (интерактивная доска 3) и) характеристика героя. — Назовите главного героя произведения. Составим его образ.. Работа в группах ( у каждой группы карточки с вопросами) Паспорт героя 1. Где живёт? ( в селе)
(смелый, любознательный, но непослушный) О ком эта история? Кто главный герой? Какого возраста? Какие черты характера вы можете отметить?( назовите в том порядке, как они следуют в тексте) Почему Филиппок пошёл в школу? Докажите текстом. Какое чувство испытывал Филиппок, когда прибежал к школе? (страх) Чего именно он боялся? ( собаки, учителя) Найдите предложение, в котором говорится об этом чувстве. прочитайте: Это Филиппок … Какая ещё причина, кроме скуки, привела его в школу? (давно просился – интерес) О каком ещё качестве Филиппка говорит автор? ( хвастовство) Но почему он хвастает, подчёркивает свои способности? Какие ещё качества есть у Филиппка, они просматривается во всех частях произведения? ( настойчивость, упорство, стремление к достижению целей) Какова идея ( главная мысль) произведения? Все хорошие стремления нужно поддерживать. На доске фразы из произведения о Филипке. (слайд14 ) Давайте составим словесный портрет Филипка, вспомнив то, что уже говорили и добавив что-то новое. В этом вам поможет текст- подсказка. Работать будем коллективно. Филиппок это … … мальчик. ( маленький, деревенский) Жил в … семье. (крестьянской) У него были мама, …, …, старший … . (папа, бабушка, брат) Костюшка ходил в школу. Филиппок был … и тоже хотел … . (любознательный, учиться) Он был … и …, не испугался собаки и незнакомого учителя.(смелым и настойчивым) Он упорно добивался своей цели. Учитель … Филиппку … в школе. (разрешил, учиться)
(слайд 14) Так каков же Филипок? (Филипок — самостоятельный, настойчивый, смелый, целеустремленный, он уже имеет характер — он может добиться своей цели.) Выбрать качества присущие Филипку. Как вы думаете, как будет учиться этот мальчик? Кто хотел бы быть похожим на него? А что для этого надо? (Стремление, старание). Какая у него цель? (Хорошая, благородная.) Мог ли писатель дать другое название рассказу? (В названии большой смысл.) Что же больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка.) — Как относится автор к своему герою? ( по-доброму, одобряет поступок Филиппка) Чему научил вас этот текст (добиваться своей цели, не бояться)
| |||||||||||||||||||||
Проверка и оценивание ЗУНов
| Тест (выполняется индивидуально) (слайд 15-16) 1. Куда ушёл отец у Филиппка? А) в лес; Б) на подённую работу; В) в поле. 2. С кем остался дома Филиппок? А) с мамой; Б) с бабушкой; В) с братом. 3. Чью шапку надел мальчик? А) брата; Б) свою; В) отцовскую. 4. Имя брата Филиппка. А) Костюшка; Б) Васютка; В) Кирюшка. 5. Клички собак, напугавших мальчика. А) Жучка; Б) Волчок; В) Юла.
| |||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности на уроке
| Итог урока. В январе 1908 года Лев Толстой получил в подарок от Томаса Эдисона звукозаписывающий аппарат — фонограф. Писатель решил использовать его, прежде всего для диктовки ответов на письма. Он говорил, что иногда ему «хочется, прочтя письмо, сейчас же, под свежим впечатлением, ответить на него, а сказать ответ в фонограф легче и скорее, чем писать на бумаге». Так до нас дошли некоторые письма Толстого, а также отрывки из его произведений не только в письменном, но и в звуковом варианте. Однажды в гости ко Льву Николаевичу пришли школьники. Они попросили писателя показать им «чудо-аппарат», так появилась запись «Обращение к учащимся школы». — Давайте прослушаем это обращение. Я попрошу вас сидеть тихо, чтобы услышать голос Л.Н. Толстого. (слайд 17) работа с пословицами. (слайд 18) Какая из предложенных вам пословиц подходит к этому произведению?
работа с выставкой книг — Обратите внимание на выставку книг Л. Н. Толстого. Эти интересные книги я советую вам взять в нашей библиотеке и прочитать. Есть желающие прорекламировать произведения Л.Н.Толстого. (реклама произведений) — В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро и о необходимости учиться. — Чему учились на уроке? (строили сюжетную линию, характеризовали Филиппка, прислушивались к мнению друг друга, выразительно читали, читали по ролям) — Вам понравилось? Выберите смайлик, который оценит вашу работу. Вы хорошо поработали, молодцы. Похлопайте себе. | |||||||||||||||||||||
Домашнее задание
|
Какое бы домашнее задание хотели выполнить вы? (Чтение по ролям, картинный план.) Домашнее задание:(вытягивание тетрадочки): Красный- подготовить рассказ о Филиппке и нарисовать его. Синий – читать, пересказывать весь текст. Зелёный – составить вопросы к тексту. Я предлагаю вам написать письмо Филипку о себе, о своей школе.
|