2 класс. Развивающее обучение. Система Эльконина – Давыдова.
Урок литературного чтения
Тема «Зачем люди хвастаются? Сказка и басня. Слово-поучение в этих жанрах.
Русская народная сказка «Заяц-хвастун»
Цель (для учителя): научить учащихся в ходе коллективного обсуждения прочитанного произведения определять отношение автора к персонажу, главную мысль сказки.
Цель (для учащихся): научиться в ходе коллективного обсуждения прочитанного произведения определять отношение автора к персонажу, главную мысль сказки.
Задачи (для учителя):
Личностные
Воспитание умения принимать различные точки зрения от прочтения произведения, терпимо относиться к ним;
Формирование умения принимать этикетные нормы поведения в процессе анализа и интерпретации произведения;
Воспитание на примере русской народной сказки, что хвастовство – порок человека.
Предметные
Обучение учащихся умению критериально оценивать своё и чужое интонирование и чтение в соответствии с выбранными критериями выразительного чтения;
Метапредметная
Формирование умения правильно читать слова и словосочетания, обозначать интонацию в высказывании в соответствии с пунктуацией;
Формирование умения в устной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию.
Планируемые результаты (для учащихся):
Предметные:
Уметь критериально оценивать своё и чужое интонирование и чтение в соответствии с выбранными критериями выразительного чтения.
Метапредметные:
Уметь правильно читать слова и словосочетания, обозначать интонацию в высказывании в соответствии с пунктуацией;
Уметь в устной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию.
Личностные:
Уметь принимать этикетные нормы поведения в процессе анализа и интерпретации произведения;
Уметь принимать различные точки зрения от прочтения произведения, терпимо относиться к ним.
Этап урока | Цель | Возможные задания, действия и вопросы учителя
| Формы работы и действия учеников | |
1 | Мотивация | Эмоциональный настрой на урок | Здравствуйте, ребята! (слайд 1) — Напомните мне, пожалуйста, какой у нас сейчас урок? — Чему мы учимся на уроках литературного чтения? — Какой раздел мы с вами изучаем? — Что нам рассказало слово, чему уже мы у него научились? — На последнем уроке мы говорили о том, что надо хвастать неприлично. Почему? — Почему слова хвастуна вызывают другую реакцию у окружающих?
| Отвечают на вопросы по схеме на слайде.
|
2 | Проверка домашнего задания | — Какое задание вы получили на дом? — Чему вы учились дома, работая с этим дидактическим текстом?
Вы, внимательные слушатели, слушаете чтение своих товарищей, а потом оцениваете их критериям. (слайд 2) Желающие читатели могут проанализировать своё чтение (что получилось, что нет при чтении).
| Отвечают на вопросы. Читают дидактический текст по абзацам Проводят самооценку домашнего чтения по критериям на слайде. Проводят взаимооценку домашнего чтения по критериям на слайде. | |
3 | Актуализация. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи | Создать соответствующую атмосферу; Оживить знания детей
| — Для чего авторы создают произведения о хвастунах, если хвастовство – это неприличный порок? — А вы знаете героев произведений, которые любили хвастаться? — Вспомните героя произведения, которое мы читали в 1 четверти, который тоже любил хвастать («Я пуговицу себе сам пришил» ВВ Голявкин). — Почему мы тогда сделали вывод, что мальчик хвастает? — Как к нему отнеслись ребята? — Почему? — К какому жанру относится это произведение? — Всегда ли герои-хвастуны отрицательные герои? Давайте посмотрим, что об этом думают наши авторы учебника. — К нам сегодня на урок пришёл ещё один хвастун. Кто это, вы отгадаете из загадки. Мой папа – красавец! Соседям на зависть. Глаза, словно сливы – Раскосы, красивы. Он длинные уши На солнышке сушит. Врагов не боится – Ни зверя, ни птицы. Храбрец и красавец, Зовут его – …
— Прочитайте название произведения, с которым мы сегодня знакомимся. (слайд 3) — К какому жанру относится это произведение? — Кто сможет объяснить, что такое сказка? — Где мы можем найти ответ на этот вопрос? — Прочитайте определение понятия «СКАЗКА». — Попробуйте самостоятельно дать определение этому слову. (слайд 4) — Назовите автора сказки. (слайд 5) — Кто герой сказки? — Как вы определили? — Что вы можете сказать о герое по названию произведения? — Как вы узнали? — Как к нему будут относиться другие герои сказки? — Как вы думаете, заяц-хваста положительный или отрицательный герой? Почему?
— Как это выяснить?
| Отвечают на вопросы.
Отгадывают загадку.
Читают название произведения. Отвечают на вопросы.
Ищут ответ на вопрос в справочнике в конце учебника. Дают устное определение своими словами понятия «СКАЗКА».
Отвечают на вопросы.
Высказывают мнения.
Ставят цель для себя.
|
3 | Решение учебной задачи.
| Обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому материалу
| — Вы прочитаете сказку самостоятельно, а потом поделитесь своими впечатлениями и мнением об хвастунишке зайце.
— Кто герои сказки? — Поделитесь своим мнением о главном герое — зайце. — Действительно он хваста? — Давайте перечитаем сказку ещё раз и разберёмся, кто прав в нашем споре. Прежде чем читать, скажите, все ли слова вам понятны в тексте? — Какие слова вы можете объяснить самостоятельно? (слайд 6) Крестьянин– сельский житель. Гумно– площадка для молотьбы сжатого хлеба. Кокорина – нижняя часть ствола хвойного дерева.
(слайд 7) 1 часть до слов «Пошёл зайчик…» — Что вы узнали о герое сказки? — Как жилось зайцу в лесу? — Почему? Как вы думаете, почему заяц начал хвастать? — Почему вы так решили, ведь в сказке об этом не говорится? — Чем хвастал заяц перед другими зайцами? Прочитайте из текста. — Почему он говорил «УСИЩИ», ЛАПИЩИ», «ЗУБИЩИ». — Как вы думаете, а каким голосом он это говорил? Почему?
2 часть до слов «Вот сидела…» — Как к хвастовству зайца отнеслись другие зайцы? — Боялись они его или нет? Докажете. — Почему зайцы рассказали вороне о хвастуне? — Что спросила ворона у зайца? — Что он ей ответил? — Как вы думаете, тон голоса у зайца был такой же или другой? Почему? — Что сказала ворона зайцу на прощание? Каким голосом? — Почему ворона не наказала зайца? — Что вы можете сказать о ней? Какая она? — Чего испугался заяц? — Что он пообещал вороне?
3 часть до конца. — Какая история приключилась с вороной? Расскажите. — Кто ей помог? — Что вы можете сказать о поступке зайца? — Можно ли его назвать героем? Почему? — Что сказала ворона зайцу при второй встрече? — Это похвала или упрёк? Докажите. — Как вы думаете, каким голосом сказала ворона на этот раз? — Какие качества зайца мы видим в конце сказки? — Сравните, каким заяц был в начале сказки, а каким показан в конце?
? — Как вы думаете, заяц-хваста всё таки положительный или отрицательный герой?
— Для чего в сказке несколько раз повторяются слова похвальбы зайца?
— В чём заключается поучение в этой сказке? — Для чего её написал русский народ? Чему он хотел научить?
— Не зря часто говорят – Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
— Действительно, хвастовство никогда до добра не доводит, а если ты и хвастаешь, как наш заяц, то должен уметь доказать свою похвальбу на деле.
— Можно ли эту сказку поставить на сцене театра? — Что для этого надо сделать? — Кто из героев будет у нас участвовать в спектакле? (заяц и ворона) — Кто ещё понадобится для участия в спектакле? (автор) — В чём заключается роль автора? — Кто ещё есть в театре, руководящий артистами? (режиссёр) — В чём заключается его роль? — Я предлагаю самостоятельно, работая в группах по 4 человека, разметить текст для подготовки спектакля, распределить роли.
— Внимание! Внимание! Объявляется конкурс театров на лучшую постановку сказки «Заяц – хваста» — Чтобы выяснить, какой театр лучше всех подготовил свой спектакль, жюри, а это все слушатели, должно определить критерии по которым мы будем оценивать группы.
Критерии для оценки чтения по ролям. 1. Чтение без ошибок. 2. Чтение в соответствии со своим местом по тексту. 3. Передача характера и состояния героев (интонирование).
| Читают сказку сказки самостоятельно и отмечают трудные и непонятные слова в тексте.
Работают с трудными словами.
Читают сказку по частям и анализируют по вопросам.
Высказывают мнения.
Определяют поучение в сказке.
Высказывают мнения.
Работаю в группах, размечают текст по ролям. Читают самостоятельно по ролям в группе.
Определяют критерии оценки чтения по ролям.
Чтение по ролям и взаимооценка. |
4 | Рефлексия | Обеспечить более глубокое целостное восприятие материала Самоанализ своей деятельности | — Какое качество человека высмеивается в этой сказке? — Что такое хвастовство? Подберите слова синонимы. — Как вы считаете, это хорошее качество или плохое? Почему? — Кто помог нам показать это качество?
| Отвечают на вопросы.
|
5 | Выход за рамки урока |
| Подготовить выразительное чтение по ролям (конкурс продолжается). Нарисовать рисунки к сказке, передать в рисунках характеры героев.
|
|