Конспект урока по литературному чтению во 2 классе
по УМК «Школа России»
Тема: рассказ В.Бианки «Музыкант».
Урок №51 стр.142-145 (уч.)
Цель урока: научиться составлять подробный пересказ произведения, на основе понимания жанровых особенностей и анализа образов главных героев.
Задачи урока:
-
Учиться анализировать образ главных героев.
-
Учиться определять основные события, выстраивать последовательность действия и составлять план рассказа.
-
Учиться составлять подробный пересказ произведения, на основе составленного плана.
-
Развивать умение высказывать свою точку зрения.
-
Развивать умение пользоваться толковым словарем.
Планируемые результаты:
-
Предметные
-
Понимать образов главных героев произведения, на основе его анализа.
-
Составлять подробный пересказ по плану.
-
Метапредметные
-
Принимать и сохранять учебную задачу.
-
Учиться составлять план текста.
-
Учиться выделять причинно-следственные связи в произведении.
-
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
-
Личностные
-
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев произведения с точки зрения общечеловеческих норм.
Этапы урока:
-
Подготовка к восприятию.
-
Первичное восприятие.
-
Выявление восприятия.
-
Постановка учебной задачи.
-
Анализ.
-
Подведение итогов.
Деятельность ученика. | |
Подготовка к восприятию. | |
Ребята, а вам нравится читать произведения про животных? Почему?
Посмотрите на доску, это портрет писателя, с которым мы сегодня познакомимся. Кто-нибудь может сказать, кто это? Какие произведения этого писателя вам знакомы?
Изучите внимательно его портер, что вы можете сказать о нем по портрету? А что бы вам хотелось узнать о нем?
Учитель выслушивает вопросы детей, после того, как их наберется достаточное количество – на их основе рассказывает о В.Бианке.
Рассказ учителя о писателе (на основе вопросов).
Ребята, откройте учебник на странице 142 и прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся. А вы знаете, кто такой музыкант? Ребята, а каких музыкантов вы знаете?
Антонио Вивальди , Иоганн Себастьян Бах , Георг Гендель , Вольфганг Амадей Моцарт , Людвиг ван Бетховен ;
| Отвечает на вопросы учителя.
Виталий Валентинович Бианки. Рассматривает портер. Задают вопросы по нему.
«Где раки зимуют», «Первая охота», «Глупые вопросы», «Жизнь под снегом», «Чей нос лучше», «Кто чем поет»,
Музыкант.
Артист, играющий на музыкальном инструменте, а также вообще человек, занимающийся такой игрой. |
Первичное восприятие. | |
Перед тем, как мы с вами послушаем рассказ, давайте посмотрим на доску. Скажите, ребята, знаете ли вы значение этих слов? А где мы можем посмотреть значение этого слова? Давайте найдем и прочитаем.
Обсуждение и объяснение каждого слова.
Ребята, мы с вами обсудили слова, которые могли быть вам непонятны. Теперь мы можем познакомиться с самим рассказом. Подготовились к слушанию. Сели ровно, ручки положили перед собой. Слушайте внимательно. Обратите внимание, какой музыкант встречается там.
Виталий Валентинович Бианки «Музыкант».
Учитель включает запись (Л.Поволоцкая «Музыкант») |
Медвежатник — охотник на медведей. Зава́линка (синоним призба — при избе , укр. призьба, белор. прызба) — сооружение-насыпь вдоль наружных стен в основании деревянного дома (бани), служит для предохранения постройки от промерзания зимой. Колхозник – работник колхоза. Колхо́з (от коллективное хозяйство) — форма хозяйствования на селе в СССР , при которой все (земля, оборудование, скот, семена и т. д.) находились в общем пользовании и результаты труда также распределялись общим решением участников.
Дети слушают запись
|
Выявление восприятия. | |
Понравилась ли вам произведение? Что вас удивило?
| Ответы детей |
Постановка учебной задачи | |
Ребята, сегодня на уроке, вы научитесь пересказывать этот рассказ. Для этого, мы поработаем с планом. Посмотрите, какой я составила. Это схематичный план нашего рассказа. Как можно назвать эти пункты плана все вместе? Ребята, скажите, какой это план?
Как вы думаете, что нам необходимо сделать, что бы мы могли составим пересказ по этому плану?
|
Композиция. Композиционный.
Озаглавить каждый пункт плана.
|
Анализ | |
Прочитаем первый эпизод рассказа (1 абзац). Какая это часть рассказа? По композиции.
С чего начинается рассказ? Где происходит действие? Как вы думаете, чем медвежатник занимался всю свою жизнь?
А как вы думаете, почему медвежатник играет на скрипке? Легко ли ему это делать?
Представьте, ребята, если человек всю жизнь занимался охотой, то почему ему сложно играть на скрипке?
А кто-нибудь из вас знает, как звучит скрипка? Давайте послушаем (включаю запись: Крис Паркер Симфония 2011). Понравилась ли вам как звучала скрипка? Ребята, как звучит скрипка в этом отрывке? Опишите её. А как вы думаете, что выходило у медвежатника? Что необходимо уметь, что бы играть на ней?
А как вы думаете, можно ли назвать то, что получалось у медвежатника «игрой на скрипке»? Почему? Какие звуки у него получались?
Ребята, какая это часть рассказа? Как мы можем её озаглавить? |
Медвежатник сидит на завалинке и играет на скрипке. Действие происходит в деревне. Он всю жизнь занимался охотой, возможно с/х.
Потому что ему хотелось научиться красиво играть. Он очень любил музыку. Нет, трудно. У него грубые руки. Возможно, нет музыкального слуха, способности.
Она мелодичная, красивая. Хочется танцевать. Возникают образы, эмоции. Необходимо иметь музыкальный слух, долго учиться, тренироваться.
Нет, нельзя. У него были отрывистые звуки, нескладные и т.д. Скрипучие, некрасивые звуки.
Вступление. На завалинке. Медвежатник и скрипка. |
Читаем дальше (2 абзаца).
Почему медвежатник отложил скрипку и пошел на охоту? Что мы можем сказать о медвежатнике, по прочитанным эпизодам? Какой он?
Ребята, какая это часть рассказа? Как мы можем её озаглавить?
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять. Там живет лиса. Там живет олень. Там живет барсук. Там живет медведь. |
Потому что это его профессия.
Он восхищает прекрасным, хочет сам научиться играть на скрипке. Старый, опытный, умудренный жизнью.
Завязка. На охоту!
Физминутка |
Давайте прочтем дальше (до конца стр.143).
Что же произошло, когда медвежатник пришел в лес? Что услышал медвежатник, сидя на пеньке? Какой это был звук? Найдите в тексте его описание. Как мы прочтем? Почему звук заинтересовал его?
И что же он увидел, когда «пошел на звук»? Как автор называет медведя? Почему?
Понравилась ли охотнику игра медведя? Почему?
Как медведь «играл»? На чем? Опишите его игру. Как вы думаете, получалась ли у него настоящая, красивая игра? На что она была похожа?
Как повел себя старик, когда встретился с медведем? Почему он не достал ружье?
Ребята, какая это часть рассказа? Как мы можем её озаглавить?
|
Он не смог найти медведя. И присел на пенек. Звук, как будто кто-то играл. Это был красивый звук, как страну пропела.
Потому что в лесу некому было играть.
Медведя. Музыкант. Потому что медведь внимательно и сосредоточенно играл. Прислушивался к звукам с большим интересом.
Да, она напоминал ему его собственную игру.
Он оттягивал щепку и отпускал её. Раздавался звук, похожий на звук струны. Нет, его игра напоминала игру медвежатника.
Он внимательно наблюдал за его игрой. Она напоминала ему его собственную. Потому что ему было жалко медведя, он напомнил ему его самого.
Развитие действия. Музыкант… |
Прочтем оставшуюся часть текста.
Что же произошло после того, как медвежатник вернулся с охоты? А как он играл на этот раз? Нравилась ли ему его игра? Что вдохновило его на такую игру?
Ребята, какая это часть рассказа? Как мы можем её озаглавить?
|
Он снова взялся за скрипку.
Как медведь – дергал одну струну.
Развязка ….. |
Ребята, посмотрите на доску, прочитайте план, который у нас получился.
Ребята, дома вам необходимо еще раз прочитать этот рассказ и подготовится к пересказу, на основе того, что мы сегодня с вами сделали. |
|
Подведение итогов | |
Составим СИНКВЕЙН
Ребята, с каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? Кто его автор? Что интересного вы узнали о писателе? Что вам особенно запомнилось?
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Понравился ли вам сегодняшний урок? Что вам особенно запомнилось? Было ли что-то трудным? Спасибо за урок. |
Музыкант Талантливый, творческий, креативный, вдохновляющий, Играет, творит, создает, вдохновляет, изображает, впечатляет. Создает прекрасные произведения.
Вдохновение. |