Хакимова Регина Алексеевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1» им. В.Ф.Ежкова
с углубленным изучением отдельных предметов.
2011 год.
Урок русского языка «Чтоб причастие понять, надо травы изучать» для 7 класса.
Тип урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»
Цели:- Обобщить и систематизировать знания о причастии как о части речи.
— Формировать умение применять свои знания на практике, использовать причастия в тексте.
— Воспитание у ребят интереса к изучению русского языка.
Учебник: Русский язык, 7 класс; авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и другие. Москва, «Просвещение» 2009 год
Русский язык для 7 класса
«Чтоб причастие понять, надо травы изучать»
Цели:— Обобщить и систематизировать знания о причастии как о части речи.
— Формировать умение применять свои знания на практике, использовать причастия в тексте.
— Воспитание у ребят интереса к изучению русского языка.
Оборудование: напечатанные тексты для проведения анализа (каждому на парту), мультимедийный проектор, экран, карточки с заданием, презентация.
Ход урока.
I. Постановка целей и задач урока.
Тема нашего урока «Чтоб причастие понять, надо травы изучать». Сегодня мы повторим изученный материал по причастию. В течение урока будем раскрывать все свойства причастия, которые вы уже знаете, прибегая к помощи следующих растений, которые изображены на экране. А выбрала я их потому, что они обладают определенными целебными свойствами и имеют ещё одну особенность, а какую, вы узнаете попозже. Слайд 2
II. Работа по основной теме урока.
Итак, перед вами типичные цветковые растения, которые встречаются в нашей местности. Все эти растения применяются в народной медицине, которая известна с древних времен. Тысячи лет накапливался практический опыт народных целителей. Длительный опыт лечения травами, цветами вырос в современную фототерапию. Ни для кого не секрет, что в настоящее время среди лекарств встречается очень много подделок, поэтому больные чаще обращаются к различным методам лечения травами.
— Но сначала ответьте на вопрос: «Что такое причастие»?
-Действительно, своим «внешним видом» причастия похожи на прилагательные, но тесно связаны и с глаголом. Перед вами на экране схема, которую вы должны заполнить. А затем мы проверим правильность ее заполнения: все ли признаки глагола и прилагательного вы сумели записать. Слайд 3
— Проверка. Слайд 4
1) Теперь перейдем к растениям. Первое растение, о котором мы поговорим, это цикорий. О цикории, наверное, слышали все — натуральный кофе с добавлением обжаренного корня цикория весьма приятен на вкус. Молодой корень цикория принимали в пищу еще древние египетские и римские воины. Размолотые в муку корни использовали для приготовления блинов, пирогов, пива, кофе. Корень имеет горьковатый привкус, повышающий аппетит, возбуждающий деятельность пищеварительных органов, восстанавливающий силы и очищающий кровь. Это растение оказывает общеукрепляющее и тонизирующее действие. В немецкой народной медицине используют подушки из распаренной травы. Их прикладывают к больным местам, и воспаление быстро проходит.
Очень полезен сок цикория с молоком.
Очищенные от земли, вымытые корни цикория надо измельчить на мясорубке, выделившийся сок , смешанный с молоком ( 1 -2 ст.л. на стакан) пить до еды 3 — 4 раза в день в течении 1 — 1,5 месяца , особенно весной.
Вот такими свойствами обладает это растение. Слайд 5
— Скажите, ребята, встретились ли вам в данном тексте причастия ?
-Выпишем из данного текста действительные и страдательные причастия.
— Чем отличаются страдательные причастия от действительных? (Испытывают на себе действие)
Действительные: Страдательные:
Повышающий обжаренного
Возбуждающий размолотые
Восстанавливающий распаренной
Очищающий очищенные
Общеукрепляющее вымытые
Тонизирующее смешанный
Выделившийся
— Какое из данных слов является действительным причастием прошедшего времени?
— Как вы это определили?
— Какое причастие вам не встретилось ? (Страдательное причастие нас. времени)
— Выделите суффиксы в данных причастиях.
— От чего зависит правописание суффиксов причастий настоящего времени?
— От чего зависит правописание гласной перед н в полных и кратких страдательных причастиях?
2) Следующее растение, о котором мы поговорим, — это шиповник. Трудно назвать, кроме шиповника, какое- либо растение, которое бы получило столь широкую популярность как лекарственное средство и продукт питания. Свое название он получил недаром: ветви его обильно покрыты шипами, которые очень полезны растению. Особенно густо усажены ими молодые побеги, для которых шипы служат защитой от поедания травоядными животными. Плоды шиповника богаты витаминами. Их применяют в виде настоя, сиропа, порошка при лечении заболеваний, вызываемых недостатком в организме аскорбиновой кислоты. Во время ВО войны для заживления ран применяли повязки, пропитанные отваром из плодов шиповника. Плоды, недостигшие зрелости, не применяли. Готовое сырье представляет собой нецветущие плоды, а высушенные. Слайд 6
— Найдите и выпишите из данного текста предложение со страдательным причастием настоящего времени.
— Выделите суффикс у причастия. От чего зависит написание данного суффикса ?
— Обратите внимание на 3-4 предложения. Назовите причастия. В какой форме их употребили?
— Как изменяются причастия в краткой форме? (По числам и родам)
— Каким членом предложения являются краткие причастия?
— Выпишите из данного текста предложения, где при написании причастия допустили ошибку.
— К какой теме относится ошибка?
— Объясните написание не с причастиями на данных примерах.
3) Третье растение – белая кувшинка. Одни из самых красивых наших цветов. Настойки и отвары из корневища кувшинки белой применяют как кровоостанавливающее, вяжущее и успокаивающее средство. Корневища и измельченные листья кувшинок можно использовать как противовоспалительное средство, накладывая их на раны и нарывы. Человек также может использовать в пищу корневища кувшинок. Сушеные корневища нарезают ломтиками, размалывают в муку, которую потом трижды промывают водой, чтобы удалить горькие вещества. Вымоченную и высушенную муку используют для выпечки лепешек и хлебцев. Можно употреблять и жареные кусочки корневища кувшинок. Особенно хорошо они подходят для этого осенью, когда растение накапливает на зиму запасы крахмала. Перед жаркой корневища также отваривают для удаления горечи, а затем готовят на растительном масле. Их подают и как самостоятельное блюдо, и в качестве гарнира к мясу или рыбе. Слайд 7
— Данное растение поможет нам вспомним орфограмму « Правописание н и нн в суффиксах причастий ».
— Что мы знаем о правописании этой орфограммы?
— Выпишем словосочетания с отглагольными прилагательными , а затем замените их причастиями.
Ответы:
Сушеные корневища — высушенные корневища.
Жареные кусочки — жаренные в масле кусочки. Слайд 8
— Что изменилось в некоторых словосочетаниях, когда были образованы причастия? (Ударение).
— Давайте ещё потренируемся. Заменим отглагольные прилагательные причастиями.
Квашеная капуста – заквашенная; квашенная осенью капуста.
Плетеный коврик – сплетенный; плетеный вручную коврик.
Печеные яблоки- запеченные; печенные в духовке яблоки. Слайд 9
4) Четвертое растение – ноготки, или календула. Семена этого растения похожи на коготки кошки, отсюда и его название – коготки или ноготки. Самое ценное в растении – цветки, обладающие большим набором целебных свойств. Собранные в период обильного цветения растения не теряют своих целебных свойств по истечении двух лет. Настойка цветов календулы в основном применяется при лечении ссадин, порезов, мелких ран, ожогов, фурункулёза, отморожении и т.п.. В домашних условиях можно полоскать раствором настойки полость рта и делать массаж десен. Эфирное масло календулы совершено безопасно, поэтому его можно спокойно добавлять в кремы. Такой крем увлажнит и заживит потрескавшуюся кожу рук у людей, занимающихся грубой работой. Слайд 10
— Что вы знаете о причастном обороте? (Это причастие с зависимым словом)
— Приведите примеры предложений с причастными оборотами.
— В каком случае причастный оборот выделен запятыми?
— Запишем одно предложение на доске, выделяя графически причастный оборот.
5) Пятое растение- одуванчик. Свое имя растение получило за то, что семена умеют летать. Одуванчик – цветок, который мы любим еще с детства. Из желтых цветков мы плетем венки, белые пускаем на воздух. Но кроме этой детской забавы одуванчик обладает и серьезными свойствами лечить различные заболевания.
Одуванчик в народной медицине применяется в различных областях. Так он хорошо помогает справиться человеку, перенесшему инсульт. Его используют при различных кожных заболеваниях таких, как кожные сыпи и фурункулы. Что касается проблем с поджелудочной железой, селезенкой и печенью, то с данными проблемами борются также лекарствами, приготовленными на основе одуванчика. Слайд 11
— Укажите падеж, число и падеж причастий.
6) В начале урока я намекнула вам на то, что все эти растения обладают определенной особенностью: определять время суток. Это природное явление можно наблюдать в короткий период лета — в конце июня- начале июля.
— Знакомство с текстом. Слайд 12
Цветочные часы.
Еще два столетия назад шведский ученый Карл Линней, который посвятил жизнь изучению растений, устроил в своем саду необычные часы. Он высадил цветы в такой последовательности, чтобы они непрерывно отсчитывали время.
В четыре часа утра пробуждается луговой цикорий, который сияет своими голубыми лепестками. Через час раскрываются покрытые росой бутоны шиповника. В шесть часов просыпаются одуванчики, которые подставляют солнцу свои яркие головки. Белые кувшинки, которые раскинулись на водной глади, порадуют нас в семь. Ноготки, которые растут почти в каждом палисаднике, зацветают в восемь часов.
В разное время цветы засыпают. Природа приготовила много открытий для людей, которые не жалеют времени на ее изучение.
Справка. Слайд 13
Шведский врач и натуралист, создатель единой системы растительного и животного мира. Автор наиболее удачной искусственной классификации растений и животных, ставшей базисом для научной классификации живых организмов. Описал около полутора тысяч новых видов растений (общее число описанных им видов растений — более десяти тысяч) и большое число видов животных.
Член Королевской академии наук Швеции (с 1739, один из основателей академии), Парижской академии наук (с 1762) и ряда других научных обществ и академий.
— Замените в тексте «Цветочные часы» выделенные слова причастиями.
— Прочитайте текст заново, используя образованные причастия.
— Расставьте в тексте пропущенные запятые при причастных оборотах (Работа по карточкам с данным текстом. Запятые не проставлены ).
Еще два столетия назад шведский ученый Карл Линней, посвятивший жизнь изучению растений, устроил в своем саду необычные часы. Он высадил цветы в такой последовательности, чтобы они непрерывно отсчитывали время.
В четыре часа утра пробуждается луговой цикорий, сияющий своими голубыми лепестками. Через час раскрываются покрытые росой бутоны шиповника. В шесть часов просыпаются одуванчики, подставляющие солнцу свои яркие головки. Белые кувшинки, раскинувшиеся на водной глади, порадуют нас в семь. Ноготки, растущие почти в каждом палисаднике, зацветают в восемь часов.
В разное время цветы засыпают. Природа приготовила много открытий для людей, не жалеющих времени на ее изучение. Слайд 14
III. Подведение итогов урока.
Итак, ребята, наш урок подошел к концу. Я думаю, что он не прошел для вас бесследно. Человек, знающий возможности родного языка, — это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. (Выставление оценок)
IV. Домашнее задание. Слайд 15
-
Придумать пять предложений с причастными оборотами, используя материал о растениях.
-
Составить научную статью о каком-либо растении, используя причастия.