Методическая разработка урока литературного чтения во 2–м классе.
Реальные и фантастические образы. Н.Носов. «Фантазёры».
Технология: личностно-ориентированное обучение
Цель: Содействовать формированию первичных исследовательских навыков, активности, гибкости мышления, учить строить собственные суждения о произведении и его героях; продолжить работу по овладению различными речевыми навыками; способствовать развитию речи учащихся, воображения; организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях; воспитывать положительные качества личности учащихся.
Задачи:
1. Познакомить с произведением Н.Носова «Фантазёры».
2.Воспринимать на слух художественное произведение, определять особенности произведения,
размышлять над его содержанием.
3.Развивать умение работать с источниками информации, ориентироваться в тексте, развивать речь.
5. Умение общаться друг с другом, слушать и понимать речь других, доказывать свою точку зрения.
6. Воспитание любви к чтению, художественного вкуса.
7.Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, умение работать в паре.
Формирование УДД:
Личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные – умение определять тему урока с помощью учителя.
Коммуникативные – слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме.
Познавательные – уметь включать действие исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирование, моделирование изучаемого материала, находить ответы на вопросы, используя полученную информацию.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа (в ходе предварительной подготовки), фронтальная, работа в группах.
Средства обучения:
1. Учебник. Литературное чтение. В.Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова 2 класс в 2 частях.
2.Презентация к уроку.
Ход урока:
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Примечание | |
1. Мобилизующий момент.
2.Актуализация. Постановка проблемы.
3. Работа по теме.
4.Этап применения знаний и способов действий.
5.Физминутка. Упражнение на релаксацию под музыку.
Продолжение работы.
6.Минутка творчества.
Продолжение работы по теме урока.
7. Итог урока.
8.Информация о домашнем задании
9.Рефлексия.
|
Сегодня мы с вами сотрудники творческой лаборатории, в которой будем проводить различные исследования. Нам пригодится дружба и взаимовыручка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, прикоснитесь к ладошкам друг друга. Желаю вам успехов.
• Сегодня мы продолжаем исследование с целью определить «Что же такое фантазировать? Фантазия».
•Работу эту проведём, исследуя произведение, прочитанное дома самостоятельно. Поделитесь, какое у вас впечатление от прочитанного? Сюжет вспомнить нам помогут:
в) Определение жанров произведений. Наша следующая исследовательская задача – определить жанр произведений. • Жили – были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Вот раз собрались отец с матерью в город и говорят Маше: — Ну, дочка, будь умницей, береги братца. А мы с базара гостинцев привезём.
•Голодная мычит, Сытая жуёт, Малым детям Молоко даёт. (Загадка).
•Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной (Стихотворение). С.23 печатной тетради. Прочитайте жужжащим чтением определите жанр произведения. Юнна Мориц хотела вас обмануть?
•К какому жанру мы отнесем произведение Н. Носова » Фантазеры»? -Докажите, что это рассказ. (реальные герои, реальные события) -Как называется рассказ? Кто автор? -Перед нами, уважаемые сотрудники, встал следующий вопрос: •Кто такие фантазёры?
Задача урока. В ходе нашего исследования нам предстоит решить важный вопрос: к каким качествам мы отнесём умение фантазировать?
-Но сначала нас ждёт чтение по ролям. Найдите 1 часть текста. (с.109-112)без слов автора. Определите кто в вашей паре за кого читает. Какие истории придумывают Стасик с Мишуткой? Охарактеризуйте их одним словом.
•Продолжение работы. •Давайте прочитаем, что было дальше. Читать будем выразительно, соблюдая знаки препинания и обращая внимание на интонации.(цепочкой, по абзацам) •Почему мальчики не захотели больше общаться с Игорем? Как можно назвать фантазии Игоря? •Вернитесь к изученным произведениям. Когда мы говорили о лжи? Что говорили?
•Какой же можно сделать вывод, как можно фантазировать?
Какое доброе дело сделали Мишутка и Стасик?
А вам приходилось, когда- нибудь фантазировать? •С какой целью вы фантазировали? Выберите вариант на доске. а) чтобы не расстраивать; б) чтобы “выйти сухим из воды”; в) чтобы украсить жизнь
— Объясните каждый из ответов.
Давайте попробуем сочинить небольшую небылицу. Скажите, а это трудно фантазировать? Вы нас обманывали?
-Ребята, а этого героя вы узнали -Как вы думаете почему именно его я принесла на сегодняшний урок? — Он какой герой? -С кем из нашего рассказа его можно сравнить? — А вы читали о Незнайке или смотрели мультфильм? — Кто и читал и смотрел? что больше понравилось? Почему?
— Уважаемые сотрудники, подумайте, в какую группу мы отнесём следующие слова: врать, обманывать, сочинять, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать. — А можно ли жить, совсем никогда не сочиняя? Зачем это нужно нам? — Как озаглавим столбики?
— Людям каких профессий нужна богатая фантазия? Докажите.
— А сейчас, уважаемые сотрудники, вам нужно подготовить отчёт о проделанной работе. Выводы будем строить на листах- карточках.
• Запишите фамилию, имя, отчество автора произведения, над которым мы работали. ________________ • Почему автор озаглавил этот рассказ “Фантазёры”? Выберите ответ +. а) потому что дети сочиняли смешные истории б) потому что дети обманывали в) потому что рассказ о детях • Соберите пословицу. дана, добрые, жизнь, на, дела
— Как вы думаете, почему я предложила вам эту пословицу? Какой вывод вы можете сделать? — И так, мои юные исследователи, какой же вы сделали вывод для себя да и друзьям своим посоветуете, исходя из результатов нашего исследования? 7.Информация о домашнем задании. — Дома выполните любое из трёх заданий по желанию: • пересказ понравившейся части рассказа • нарисовать иллюстрацию к понравившейся части • подготовить инсценировку понравившейся части рассказа.
— Благодарю вас за работу на уроке — А сейчас, уважаемые сотрудники, попробуйте оценить свои успехи на уроке. Возьмите волшебный квадрат настроения и оцените свою работу на уроке: • красный – получилось отлично, • зелёный – получилось хорошо, • жёлтый – не все задания выполнил так, как хотел • синий – получилось не так, как хотелось. |
.
Коля: — Я хохотал. Тимур: — А я читал вслух, со мной вся семья смеялась. Вызванные учащиеся кратко излагают сюжет самостоятельно прочитанного дома произведения.
Учащиеся определяют жанры произведений. Маша: -Это сказка, потому что даже начало «Жили-были…» Полина: -Это сказка «Гуси-лебеди». Там такое начало… Олег: -Это загадка,потому что загадывают… Алина: -Это загадка, потому что вней описывают предмет, но не называют. Коля: -Это стихотворение, потому что складно. Софья: -Это стихотворение, потому что здесь есть образные сравнения. Саша: — Да тут рифма! Максим: — Это вообще небылица. Такого не бывает!
Лиана: -Это рассказ. Здесь реальные герои, реальные события. Полина: -Так все дети сочиняют, когда играют. — Н. Носов «Фантазёры»
Коля: -Те, кто фантазируют, придумывают.
Работа в парах. Учащиеся распределяют роли и читают вполголоса по ролям. (упуская слова автора)
Эльчин: -Истории у них смешные. Динара: -Они необидные. От них никому не плохо.
.
Учащиеся читают по цепочке.
Настя: — Игорь нехороший. Из-за него наказали сестрёнку, а ему даже не жалко её. Артём: — Да у него совести нет, да и фантазировать он не умеет.
Эмина: — Мы говорили о каменной лжи. Эллин Нийт «Каменный замок» Милана: -Можно фантазировать по-разному: зло и по доброму. Фируза: Они успокоили девочку и даже поделились мороженым, хоть им и самим мало было. Руслан: -Я, когда мечтаю, то и фантазирую. Асия: — Я фантазирую, что будет , когда я вырасту.
Пояснения детей. Выбор ответов. Учащиеся работают над небылицей. Чтение небылиц выборочно.
— Это Незнайка. — Он любил сочинять. -На Стасика с Мишуткой. Он тоже никого не обижал. Полина: — Я и читала, и смотрела мультфильм. Читать мне больше понравилось, потому что когда читаешь по -своему всё представляешь.
Разбиение данных слов в два столбика с кратким комментарием.
Максим: -Сочинять интересно, если никого не обижаешь.
Тимур: Наверное, всем нужна фантазия. Моя мама говорит, что без фантазии даже обед не сготовишь. Маша: -А я считаю, что фантазия нужна писателю, художнику. Фируза: — Я не согласна. Портнихе, чтобы сшить красивое платье тоже фантазия нужна. Дети делают вывод, что фантазия нужна людям самых разнообразных профессий.
Самостоятельная работа учащихся.
Ответы учащихся.
Тимур: — Фантазировать можно- это интересно, а вот врать- можно обидеть кого-то. Настя: -Фантазировать надо –это пригодится в профессии, а обманывать – плохо всем. Полина: — Мы в 1 классе читали рассказ «Всё тайное становится явным» и это правда.
|
Слайд 1.
Слайд 2.
Слайд 3.
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7
Слайд 8.
Карточ ки
Слайд 9.
Слайд 10.
|