Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
г. Калининград
Конспект урока литературного чтения в 4 классе
“Загадки Маршака”
Подготовила
учитель начальных классов
Бондарева Наталья Владимировна
г. Калининград
2011
Цель урока – учить анализировать текст, вычленять существенное, а также отработка навыков действий по алгоритму.
Основные задачи – расширить знания о творчестве С. Я. Маршака, побудить к творчеству, игре воображения.
Ход урока
-
Организационный этап
-
Сообщение темы и целей урока.
На данном этапе сообщается тема урока. Дети высказывают свои предположения о том, что ждет их на уроке. Подходят к мысли, что на уроке будут анализировать тексты загадок Маршака и наблюдать за тем, как они составлены.
Также ученики отвечают на вопросы: “Нужно ли вам умение составлять загадки? Как оно может пригодиться вам в дальнейшей жизни?
-
Беседа.
В ходе данного этапа урока ученики слушают сообщение о С.Я. Маршаке, подготовленное ученицей класса, далее следует обсуждение доклада(Каким вы увидели Маршака? Как он относился к детям?). Ученики рассуждают о Маршаке, пытаются охарактеризовать его личные качества, рассматривают портрет (Обратите внимание на глаза, улыбку, о чем это нам говорит?).
-
Работа с текстами загадок.
Ученики получают таблицы, состоящие из двух столбцов
-
Отгадка
Слова-помощники
Некоторые ученики класса заранее получили задание инсценировать загадку Маршака. По очереди ученики показывают свои постановки, после каждой загадки следует обсуждение, анализ.
Отгадку ученики записывают в первый столбик, затем в тексте загадки находят слова, которые помогли найти отгадку.
а) две ученицы инсценировали следующую загадку:
Он — ваш портрет, во всем на вас похожий
Смеетесь вы – он засмеется тоже
Вы скачете – он вам навстречу скачет.
Заплачете – он вместе с вами плачет
В таблицу записали следующее:
Слова – помощники | |
Отражение | Ваш портрет Во всем на вас похожий Повторяет все действия |
б) следующая ученица инсценировала загадку:
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду
Покуда он идет.
В таблицу записали следующее:
Слова – помощники | |
Дождь | Шумит В дом не попадет Человек находится дома |
в)две ученицы инсценировали следующую загадку:
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие как братья,
Мы за обедом под столом,
А ночью – под кроватью.
Записали в таблицу:
Слова – помощники | |
Сапоги (тапочки и т.п) | Всегда вдвоем Похожие |
г) ученица инсценирует загадку :
Держусь я только на ходу,
А если встану – упаду.
Записали в таблицу:
Слова – помощники | |
Велосипед | Держится только на ходу Падает, если останавливается |
д) ученица инсценирует отрывок из загадки:
Спозаранку, за окошком
Стук и звон, и кутерьма,
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
В таблицу записали следующее:
Слова – помощники | |
Трамвай | Стук, звон Прямая стальная дорога Красный дом |
В таблице остается место для одной загадки. Эту загадку дети составят сами.
-
Обобщение
На данном этапе ученики рассуждают о языке Маршака, его речевых оборотах, найденных образах, также дают себе оценку: поняли ли они как составляют загадки, что для этого нужно, смогут ли составить загадку самостоятельно?
-
Закрепление. Творческая работа.
Ученики делятся на группы, выбирается капитан. Каждая команда получает конверт, в котором лежит отгадка. Задача детей записать отгадку в табличку, подобрать слова- помощники, которые замаскируют отгадку и попробовать составить загадку, возможно рифмованную.
В конвертах находятся слова: очки, единица, мяч, карандаш (перо), фонтан.
По окончании групповой работы, капитаны зачитывают получившиеся загадки, а остальные группы пытаются отгадать.
Отгадки, полученные в конвертах, являются отгадками на загадки Маршака, которые не были инсценированы в ходе урока. После того, как капитан зачитал загадку и ее отгадали, учитель читает загадку Маршака и ученики сравнивают как замаскировали слово они и как Маршак, находят сходства и различия.
В случае возникновения трудностей при составлении загадок, учитель может раздать командам конверты — подсказки, в которых находятся слова – помощники.
-
Рефлексия
В ходе данного этапа урока ученики делают выводы о том, смогли ли они понять, как составлять загадки, смогут ли придумать собственные.
-
Домашнее задание
Составить рифмованную загадку о временах года.
Список литературы:
-
Самуил Маршак. Загадки. М.: “Художественная литература” 1968 .
-
Кручина А.Г. Портреты русских советских писателей. — М.: “Книга”, 1984.