Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

г. Калининград

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

Загадки Маршака”

Подготовила

учитель начальных классов

Бондарева Наталья Владимировна

г. Калининград

2011

Цель урока – учить анализировать текст, вычленять существенное, а также отработка навыков действий по алгоритму.

Основные задачи – расширить знания о творчестве С. Я. Маршака, побудить к творчеству, игре воображения.

Ход урока

  1. Организационный этап

  2. Сообщение темы и целей урока.

На данном этапе сообщается тема урока. Дети высказывают свои предположения о том, что ждет их на уроке. Подходят к мысли, что на уроке будут анализировать тексты загадок Маршака и наблюдать за тем, как они составлены.

Также ученики отвечают на вопросы: “Нужно ли вам умение составлять загадки? Как оно может пригодиться вам в дальнейшей жизни?

  1. Беседа.

В ходе данного этапа урока ученики слушают сообщение о С.Я. Маршаке, подготовленное ученицей класса, далее следует обсуждение доклада(Каким вы увидели Маршака? Как он относился к детям?). Ученики рассуждают о Маршаке, пытаются охарактеризовать его личные качества, рассматривают портрет (Обратите внимание на глаза, улыбку, о чем это нам говорит?).

  1. Работа с текстами загадок.

Ученики получают таблицы, состоящие из двух столбцов

Отгадка

Слова-помощники

Некоторые ученики класса заранее получили задание инсценировать загадку Маршака. По очереди ученики показывают свои постановки, после каждой загадки следует обсуждение, анализ.

Отгадку ученики записывают в первый столбик, затем в тексте загадки находят слова, которые помогли найти отгадку.

а) две ученицы инсценировали следующую загадку:

Он — ваш портрет, во всем на вас похожий

Смеетесь вы – он засмеется тоже

Вы скачете – он вам навстречу скачет.

Заплачете – он вместе с вами плачет

В таблицу записали следующее:

Отгадка

Слова – помощники

Отражение

Ваш портрет

Во всем на вас похожий

Повторяет все действия

б) следующая ученица инсценировала загадку:

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду

Покуда он идет.

В таблицу записали следующее:

Отгадка

Слова – помощники

Дождь

Шумит

В дом не попадет

Человек находится дома

в)две ученицы инсценировали следующую загадку:

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие как братья,

Мы за обедом под столом,

А ночью – под кроватью.

Записали в таблицу:

Отгадка

Слова – помощники

Сапоги (тапочки и т.п)

Всегда вдвоем

Похожие

г) ученица инсценирует загадку :

Держусь я только на ходу,

А если встану – упаду.

Записали в таблицу:

Отгадка

Слова – помощники

Велосипед

Держится только на ходу

Падает, если останавливается

д) ученица инсценирует отрывок из загадки:

Спозаранку, за окошком

Стук и звон, и кутерьма,

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

В таблицу записали следующее:

Отгадка

Слова – помощники

Трамвай

Стук, звон

Прямая стальная дорога

Красный дом

В таблице остается место для одной загадки. Эту загадку дети составят сами.

  1. Обобщение

На данном этапе ученики рассуждают о языке Маршака, его речевых оборотах, найденных образах, также дают себе оценку: поняли ли они как составляют загадки, что для этого нужно, смогут ли составить загадку самостоятельно?

  1. Закрепление. Творческая работа.

Ученики делятся на группы, выбирается капитан. Каждая команда получает конверт, в котором лежит отгадка. Задача детей записать отгадку в табличку, подобрать слова- помощники, которые замаскируют отгадку и попробовать составить загадку, возможно рифмованную.

В конвертах находятся слова: очки, единица, мяч, карандаш (перо), фонтан.

По окончании групповой работы, капитаны зачитывают получившиеся загадки, а остальные группы пытаются отгадать.

Отгадки, полученные в конвертах, являются отгадками на загадки Маршака, которые не были инсценированы в ходе урока. После того, как капитан зачитал загадку и ее отгадали, учитель читает загадку Маршака и ученики сравнивают как замаскировали слово они и как Маршак, находят сходства и различия.

В случае возникновения трудностей при составлении загадок, учитель может раздать командам конверты — подсказки, в которых находятся слова – помощники.

  1. Рефлексия

В ходе данного этапа урока ученики делают выводы о том, смогли ли они понять, как составлять загадки, смогут ли придумать собственные.

  1. Домашнее задание

Составить рифмованную загадку о временах года.

Список литературы:

  1. Самуил Маршак. Загадки. М.: “Художественная литература” 1968 .

  2. Кручина А.Г. Портреты русских советских писателей. — М.: “Книга”, 1984.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here