Конспект урока по литературному чтению

2 класс

Задачи:

1. образовательные – познакомить учащихся с понятием «устное народной творчество», закрепить понятия «загадка», «пословица», «закличка», «песенка», расширить словарный запас ребят, учить выразительно читать произведения, анализировать текст, сравнивать.

2. развивающие – развивать образное мышление, речь, память, воображение.

3. воспитательные – продолжать воспитывать любовь к литературе, уважать традиции русского народа.

Оборудование для учителя: раздаточный материал: текст, шаблоны, наглядный материал.

Оборудование для учащихся: цветные карандаши.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Объяснение нового материала.

  3. Закрепление пройденного

  4. Итоги урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Желаю вам хорошего настроения. Садитесь, пожалуйста.

Здравствуйте. Спасибо

Объяснение нового материала

Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну. А как она называется, вы прочитаете сами. Ой, ребята, кто-то перемешал слова в названии. Кто поможет восстановить порядок? Что же у нас получилось?

Устное Творчество Народное

Совершенно верно. Мы отправимся в страну Устное народное творчество.

Это очень удивительная страна. Это и будет темой нашего с вами урока.

А сейчас давайте подумаем, а что скрывается за названиями, которые составляют тему нашего урока.

Правильно, устное народное творчество включает в себя произведения, созданные народом и передающиеся устно.

Ребята, а что относится к устному народному творчеству? Какие города есть в нашей стране?

И наш первый город, в которые мы отправимся, это город Загадок. Я уверена, что вы уже встречались с загадками и можете мне привести примеры.

Молодцы.

А теперь отгадайте мои загадки:

1. Есть три брата родные:

Один ест – не наестся,

Другой пьет – не напьется,

Третий гуляет – не нагуляется.

(Огонь, земля, вода)

2. Голубой шатер весь мир накрыл.

Синенька шубенка окутала весь мир.

(Небо)

3. Раскинут ковер, рассыпан горох.

Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать.

(Звезды на небе)

4. Кто двенадцать раз в году родится?

Родится с рогами, а потом их потеряет.

(Луна, месяц)

5. Свищет, гонит, вслед ему кланяются.

(Ветер)

6. Горя не знает, а слезы проливает.

(Туча)

А теперь отправимся в следующий город, город Пословиц.

Какие вам известны пословицы?

Послушайте мою пословицу:

Делу время, а потехе час.

Что она обозначает? Какая в ней мысль?

Переходим в следующий город, Закличек. Но подождите, разве вы ничего не услышали во время нашего пути? Что это за звуки? И на что они похоже? (включаю запись со звуком колоколов)

Что же они вам напоминают? С чем ассоциируется этот звук? Молодцы!

Послушайте загадку:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает?

Правильно. И сегодня мы с вами поговорим о приходе весны, ведь она почти на пороге. А на Руси встреча весны была одной из традиций. Весна – это пробуждение природы, новые надежды и хорошее настроение. А зазывали ее закличками. И мы сейчас ее позовем.

Молодцы! Здорово закликали весну! Спасибо! Она обязательно скоро придет.

А мы покидаем этот город и едем в следующий – город Песенок. И сейчас (ученик) прочитает нам песенку. А вы внимательно послушайте и ответьте, какому празднику посвящена эта песенка?

А вы что-нибудь знаете об этом празднике?

Давайте прочитаем и узнаем чуть больше об этом празднике. (Работа с текстом)

Итак, откуда появилось это название? Чем интересен этот праздник? Сколько он длится? С чем связаны названия дней недели? Перечислите их.

Скажите своими словами, а что было принято делать?

А только ли народный этот праздник? Приведите подтверждение из текста. Конечно, это еще и семейный праздник!

А сейчас давайте повторим по порядку названия дней недели.

Посмотрите на доску. Правильно ли я расположила названия? Исправьте меня!

Устное народное творчество

Усное – уста – то, что произносится, а не пишется.

Народное – принадлежит народу

Творчество – создание чего-то нового

Города Загадок, Закличек и Песенок.

Дети загадывают друг другу загадки.

Дети приводят примеры пословиц.

Объясняют.

Это звуки колоколов.

Они похоже на звук капели и на весну.

Весной

Входят 2 ученика. И поют заклички весне.

(Ученик) читает песенку.

Празднику Масленицы.

Дети отвечают

Дети читают текст и отвечают на вопросы учителя.

Встреча, заигрыш, лакомка, разгул, тещены вечерки, заловкины посиделки, прощенное воскресенье.

Дети восстанавливают порядок

Закрепление пройденного

Ребята, сегодня мы с вами много нового и интересного узнали! Давайте вспомним все, что сегодня прошли на уроке!

В какую страну мы путешествовали?

Какие города есть в этой стране?

Каким большим праздником мы встречаем весну?

Весна. Ребята, а чего нам сейчас с вами не хватает, чтоб и у нас в классе была весна?

Давайте сделаем свое солнце! (раздаю шаблоны) Раскрасьте ваше солнце!

А теперь прикрепите ваше солнышко на доску. Давайте соберем большое солнце, которое принесет весну в наш класс!

У нас получилось красивое солнце!

Устное народное творчество

Загадки, пословицы, песенки, заклички

Масленица

Солнца

Дети работают с шаблонами

Дети вешают солнышки на доску

Итог урока

Ребята, спасибо вам большое за урок! И я вам хочу сделать подарок. Так как на масленицу принято печь блины, я вам подарю разные рецепты блинов. Я хочу, чтобы вы встретили этот праздник в семье весело и вкусно!

Спасибо. До свиданья!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here