Тема: К.Г.Паустовский « Барсучий нос»
Цели:
-
Формировать навыки правильной читательской и речевой деятельности на основе изучения литературного произведения К.Г.Паустовского «Барсучий нос».
-
Развивать умения работать с текстом; умения критически мыслить и творческие способности учащихся.
-
Воспитывать интерес к чтению, наблюдательность и любовь к природе.
Оборудование: презентация, корзина «идей», карточки, листы А4.
ХОД УРОКА
I Орг.момент
Ребята, я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения! Давайте улыбнемся друг другу и с прекрасным настроением отправимся навстречу новым знаниям и впечатлениям.
II Стадия вызова
-
Введение в тему
Сегодня мы открываем новый интересный раздел большой страны Литературии. Но откроет нам его название замечательное стихотворение. ( 3 ученика читают стихотворение о природе)
— О чем это стихотворение?
— Прочитайте название раздела. ( Люби всё живое)
— Что авторы хотели сказать нам этим названием?
( Люби живое – это значит береги всё живое, растения, животных. Авторы обращаются к нам с призывом: «Люби все живое!». Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, к животным, берегли и охраняли их)
— Вспомните, какие произведения о животных вы читали?
Фильм о природе
Природа – это наш дом. Дверь в него всегда открыта. Посмотрите, как здесь красиво. Почувствуй, как ласково прикасается к тебе солнечный луч. Вдохни полной грудью аромат леса. Подружись с теми кто вокруг тебя. Как прекрасен этот удивительный мир!
Много интересного в природе. Нужно только уметь смотреть, наблюдать, быть добрым. И одним из таких людей был писатель К.Г.Паустовский.
Слайд.
Этот человек очень любил быть на природе. Целыми днями он всматривался и вслушивался в каждый ее уголок. Бродя среди старых деревьев он впитал всю мудрость природы и все увиденное воплотил в своих произведениях.
Сегодня мы познакомимся с одним из лесных жителей из рассказа Паустовского «Барсучий нос»
2.Прием « Корзина идей»
О чем может быть рассказ с таким названием?
III Стадия осмысления
-
Словарная работа ( на слайде)
-
Чтение 1 части
— О каких приметах осенней природы рассказывает автор?
— Какую рыбу ловили рыбаки?
-Какие литературные приемы использует автор в этой части?
— Приведите примеры сравнений, олицетворения.
— О чем мы узнали из этой части?
— Как можно ее озаглавить? ( Осенняя рыбалка у озера)
-
Чтение 2 части ( по цепочке)
— Кто еще был с путешественниками в лесу?
— Как его называет Паустовский?
— Как автор относится к нему, прочитайте из текста
— Как вы думаете, человек выдумщик: это хорошо или плохо?
— Как мы назовем 2 часть? ( Ужин у костра)
-
Чтение 3 части
Чтение до слов: … внимательно на меня посмотрел…
— Что могло произойти дальше?
— Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию?
Прием «Словарь характеристик»
— Какие слова вы бы выбрали, чтобы описать характер барсука?
( Слайд)
— Как повели себя другие обитатели леса, когда барсук сильно закричал от боли?
— Как озаглавим 3 часть? ( Зверек решил поужинать у людей)
-
Физминутка
-
Чтение 4 части рассказа
-Кто первым увидел, что барсук лечит свой нос?
— Как это характеризует мальчика?
— Как назовем эту часть рассказа? ( Барсук лечит свой нос)
-
Чтение 5 части
-Как вы думаете чем могла завершиться эта история?
— Почему автор узнал барсука7
-Как озаглавим эту часть?
III Рефлексия
-
Понравился вам рассказ?
Что особенно вам запомнилось)
Вернемся к «корзине идей»: какая из наших идей оказалась самой близкой?
-
Моделирование обложки
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
БАРСУЧИЙ НОС
КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ
КОРИЧ.ЦВЕТ
III Итог урока и д.з.