Урок литературного чтения 3 класс ПНШ
Тема К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
Цели задачи урока в формировании УУД
Образовательные и познавательные УУД: учить детей, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о характерах и взаимоотношениях героев рассказа;
Развивающие: развивать устную речь школьников в связи с необходимостью пересказа событий рассказа, развивать читательские умения при различных видах работы с текстом:
а) моделирование;
б) анализ сюжета;
в) поисковое чтение;
-формировать читательские умения: правильно называть произведение, тему, жанр;
— совершенствовать навыки скоростного чтения;
Воспитывающие: воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия, трепетное отношение к природе.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |
1. Организационный момент.
2. Упражнение в выразительном, беглом, осознанном чтении
3. Вступительное слово, постановка темы и целей урока
4. Работа над новым материалом.
5. Осмысление прочитанного
6. Проверка домашнего задания (словарная работа)
7. Работа в парах
8. Анализ произведения
Физминутка
9. Работа в группах
10. Закрепление нового материала
11. Рефлексия.
12. Домашнее задание | Урок литературного чтения. Давайте подарим друг другу улыбку и хорошее настроение. Дыхательная гимнастика Давайте наш урок начнём с упражнения «3 точки». Посчитайте, сколько слов вы прочитали первый раз и запишите в читательские дневники. Слайд 1 — Сегодня мы познакомимся с произведением писателя, который очень любил природу во всех ее проявлениях: и «осенний мелкий дождичек», и холодный туман, и сизую росу. Особенно он любил осень и золотой листопад. Он писал о природе, о животных. Как он сам о себе сказал: «Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать. Он изъездил всю Россию еще в молодости. Полярный Урал, сожженные берега Каспийского моря, Волга, Украина, Полесские болота, Карелия, Крым и Кавказ, описаны им в его произведениях. Я думаю, вы уже догадались, произведение какого писателя мы будем сегодня изучать. Да, это Константин Георгиевич Паустовский. Слайд2 ( портрет писателя) -Дома вы прочитали рассказ К.Паустовского «Заячьи лапы». Сегодня готовы поработать над этим произведением? Слайд3 (эпиграф) -Считаете ли вы, что слова, записанные на доске, французского баснописца связаны с этим произведением? «Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим» (Жан Лафонтен). Сегодня на уроке мы будем работать над этим произведением. -Как вы думаете какие задачи на уроке мы можем поставить?
К какому жанру относится это произведение и почему?
Дома вы должны были выписать лексическое значение слов со звёздочками Слайд4 (словарная работа)
Давайте поговорим о действующих лицах этого рассказа. Поработайте в парах и перечислите друг другу всех персонажей. — Назовите действующих лиц этого рассказа. Моделирование. 2 учащихся составляют схему на доске
-Почему Ваня пришел к ветеринару? — Какие чувства испытывал мальчик, неся обожженного зайца? — Найдите в тексте и зачитайте, как заботился Ваня о зайце, неся его домой? «Бегущие огоньки»
Предлагаю поработать в группах
После выступления 1 и 2 группы. Давайте вернёмся к схеме с персонажами произведения — Кто из героев вызвал у вас осуждение? Почему? Слайд5 (Дед и Ваня пришли к доктору) Найдите строки в рассказе, которые относятся к этой иллюстрации). А доктор вызывает осуждение? — В рассказе есть еще одно действующее лицо – это сама природа. Природа в рассказе передаёт настроение действующих лиц, их чувства. Осуждает поступки людей. (ПРИРОДА) в схему. -Найдите в тексте строки, которые подтверждают это. -Как вы думаете кто ещё из персонажей должен быть в центре? Вокруг кого развиваются все события? Он является частью природы? (ЗАЯЦ) в схему. -Как мы, люди должны относиться к природе? (Я) в схему. — Как же автор относится к природе? (АВТОР) в схему. Выступление 3 группы. Так построены действия в рассказе. -Как же было в жизни, с чего началась эта история? Слайд6 (действия в рассказе и действия в жизни) -Какие чувства испытываете вы, когда слышите слово пожар или видите его? Слайд7 (Пожар в лесу) -Отчего начался в лесу пожар? -Почему автор описание пожара поместил почти в самом конце произведения? — От чего ещё случаются пожары в лесу? Слайд8 (Из одного дерева) Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одна спичка может погубить миллион деревьев. Выступление 4 группы. Почему из всех пословиц и поговорок вы выбрали именно эту? А сейчас проверим, все ли внимательно читали это произведение. Тест с использованием мобильного класса. Оценивание учащихся. -Какова идея данного произведения? -Почему этот рассказ поместили в раздел «Учимся любить»? -А вам бы хотелось, кого то, спасти. -Легко это делать, спасать? Недавно мы с вами рисовали рисунки о спасателях, сегодня будем читать стихи о героях Отечества. -Кого из героев можно назвать героями?
Уч. с. 163-169, подготовить краткий пересказ. Кто желает выучить наизусть описание грозы на стр. 166 |
Надувают шары. Учащиеся читают художественную литературу
Константин Георгиевич Паустовский
Читают эпиграф на доске.
Размышляют о смысле сказанного в эпиграфе урока.
Это рассказ. Это сравнительно небольшое по объёму произведение. Чаще всего события и действующие лица рассказа группируются вокруг одного эпизода, одного события или характера. Учащиеся читают значение слов: Оголец — озорной мальчишка, молодой парень. Онучи — длинная широкая полоса ткани для обмотки ноги. Пенсне — очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки , защемляющей переносицу . Кратер – чашеобразное или воронкообразное углубление в вершине вулкана Шамкать – говорить невнятно пришептывая Посох — длинная палка, трость с загнутым верхним концом или набалдашником Коновал — знахарь , лечащий лошадей.
(Ваня, дедушка, ветеринар, бабка Анисья, аптекарь, детский врач Карл Петрович)
?
Ответы учащихся
Стр. 165, верхний абзац
1 группа выполняет задание. Дайте характеристику героям: Ваня, доктор, аптекарь. 2 группа выполняет задание. Дайте характеристику героям: Дед, Анисья, Ветеринар. 3 группа выполняет задание. Восстановите порядок действий описанных в рассказе. 4 группа выполняет задание. Выберите из пословиц ту, которая больше всего относится к нашему рассказу.
Ветеринар
Стр. 166 второй абзац снизу
Стр. 166, нижний абзац
Больной заяц — в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность.
Бережно. Должны помогать и защищать природу.
События в рассказе:
От жары, которая стояла в то лето. Описание пожара нужно в рассказе для того, чтобы подчеркнуть, из какой страшной беды заяц вызволил деда, чтобы стало ясно, почему дед-охотник вдруг лечит зайца, а не «жарит его с луком».
— Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Учащиеся выполняют на нетбуках экзамен (тест) в программе Classroom Management.
Ответы учащихся
| Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Предметные Познавательные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Предметные
Личностные
Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные
Личностные
Регулятивные Личностные
Предметные
Познавательные
Личностные
Регулятивные
|