ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Устное народное творчество. Русская народная сказка «Сивка-бурка»

ФИО (полностью)

Гусева Татьяна Владимировна

Место работы

ГБОУ СОШ пос. Новоспасский муниципального района Приволжский Самарской области.

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Литературное чтение

Класс

3

Тема и номер урока в теме

Устное народное творчество. Сказка «Сивка-Бурка», урок 2

Базовый учебник

Учебник для общеобразовательных учреждений «Литературное чтение»,3 класс, в 2 –х частях Н.Ф.Виноградова, И.С.Хомякова, И.В.Сафонова. – М.: Вентана-Граф, 2012

  1. Цель урока:
    создать условия для

  • формирования учащимися действий по классификации
    сказок (бытовые, о животных, волшебные);

  • открытия и осмысления литературоведческих понятий «зачин» и «концовка» и понимания своеобразия сказочного жанра;

  • ознакомления с картинами русских художников И.Билибина и М.Васнецова и соотнесения их изображения с содержанием народных сказок

9. Задачи:

— обучающие: организовать деятельность учащихся по актуализации и углублению знаний обучающихся о видах русских народных сказок, своеобразии жанра «сказка», признаках волшебной сказки, особенностях построения сюжета сказок;

-развивающие: содействовать развитию умения работать самостоятельно и творчески, выделяя жанровые особенности сказки; находить среди предложенных произведений изобразительного творчества картины русских художников И.Билибина и М. Васнецова к рассматриваемой сказке;

-воспитательные: способствовать формированию интереса к произведениям, созданным русским народом; развитию и поддержке интереса к дополнительному чтению и изучению произведений русских художников

  1. Тип урока: открытие и углубление новых знаний

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, фронтальная

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ПО для демонстрации электронных модулей.

Структура и ход урока:

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Эмоциональная мотивация на работу с волшебными сказками

Иллюстрации И.И.Билибина № 137049 (3)

Использует ЭОР для введения учащихся в атмосферу волшебства, сказки и тайны; создания необходимого эмоционального настроя

Воспринимают информацию ЭОР.

Эмоционально проживают её.

Входят в необходимое для успешной работы эмоциональное состояние

1мин.

2

Введение в тему урока

через постановку проблемного вопроса «В чем своеобразие жанра сказки?»

Аудиозапись фрагмента сказки «Сивка-Бурка» (1)

Предлагает аудиофрагмент с целью организации парной деятельности по формулированию учащимися темы урока, выделения особенных и существенных признаков волшебной сказки.

Осмысливают поставленный учителем проблемный вопрос.

Определяют основную задачу деятельности на этапе.

Ученики воспринимают информацию ЭОР.

Анализируют её в соответствии с определенной задачей.

Формируют мнение в паре.

Готовятся сообщить его классу. Предлагают сформулированное мнение классу.

Проводится коллективное обсуждение.

Итоги деятельности фиксируются в рабочих тетрадях после сравнения с образцом.

ЭОР – 3 мин.

Весь этап – 9 мин

3

Актуализация знаний

Фольклор. Своеобразие русской народной сказки (2)

Использует 3 часть модуля. Создает условия для осмысления содержания и способов выполнения заданий. Предлагает определить тип сказки «Сивка-бурка» через сравнение со сказками «Лисичка-сестричка и волк» и «Каша из топора»

Анализируют представленную информацию.

Вычленяют существенные особенности сказок, относящихся к разным жанрам.

Определяют жанровые особенности сказки «Сивка-бурка»

Делают вывод о том, что это волшебная сказка. Доказывают примерами из текста.

ЭОР —

2 мин

Весь этап – 5 мин

4

Открытие новых знаний

Фольклор. Своеобразие русской народной сказки (2)

Предлагает 4 часть модуля с целью организации деятельности наблюдения за тем, с каких слов начинается и какими словами заканчивается сказка «Сивка-бурка».

Демонстрируется страничка 4 части с новыми терминами «зачин» и «концовка» и часть 5.

(справочник)

Учащиеся работают с началом и концом сказки.

Наблюдают и анализируют.

Делают выводы по содержанию.

В коллективном обсуждении формируют единое мнение. Сопоставляют его с ранее усвоенным .Сами пытаются дать названия этим частям композиции (начало конец).

Учащиеся воспринимают и осмысливают информацию.

Сравнивают со своими выводами. В ходе коллективной беседы присваивают научный смысл понятий «зачин» и «концовка»

Дополняют ранее составленный перечень признаков волшебной сказки новыми признаками.

Отвечают на проблемный вопрос:

«Ко всем ли сказкам они применимы или только к волшебной?»

Определяют содержание домашнего задания

ЭОР – 4 мин.

Весь этап – 12 мин.

5

Физкультминутка

Организует проведение зрительной гимнастики на содержании, связанной с темой урока

Дети выполняют гимнастику для глаз

1 мин

6

Углубление и расширение открытых знаний.

знакомство с произведениями художников И.Билибина и Васнецова как с иллюстрациями к русским народным сказкам. Демонстрация подборки книг сказок с иллюстрациями данных художников

Иллюстрации И.И.Билибина № 137049 (3)

Иллюстрация Васнецова «Кощей-бессмертный» № 203307 (4)

Иллюстрация Васнецова «Баба Яга» № 203103 (5)

Иллюстрация Васнецова «Аленушка» № 203297 (6)

ЭОР демонстрируются на общем слайде одновременно с целью соотнесения произведений изобразительного искусства и народных русских сказок, группировке иллюстраций на основании авторской принадлежности

Учащиеся рассматривают картины художников.

Анализируют содержание. Определяют сказочных персонажей, сказочные предметы. Устанавливают их принадлежность к определённой сказке.

ЭОР – 2 мин

Весь этап – 6 мин

7

Обобщение и контроль по теме урока в виде теста и оценивание знаний учащихся

Иллюстрированный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки» (7)

Организует коллективный анализ содержания и порядка действий для успешного прохождения тестирования.

Анализируют задания теста. Обсуждают порядок и содержание необходимых действий для прохождения теста в парной деятельности. Выполняют тестирование.

Фиксируют в процессе деятельности затруднения.

Сообщают о встретившихся затруднениях классу.

Обсуждают коллективно.

Устанавливают обобщенный уровень усвоения учебного материала.

Определяют успешность учебной деятельности на уроке

ЭОР – 5 мин

Весь этап — 8 мин

8

Рефлексия

Учитель предлагает определить новое, открытое на этом уроке.

Определяют полученные на уроке новые знания

2 мин

Приложение к плану-конспекту урока

Тема урока: Устное народное творчество. Русская народная сказка «Сивка-бурка»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Аудиофрагмент сказки «Сивка-бурка»

Аудиофргмент

Демонстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0cce15dc-76b6-4130-9d9c-40cf2430768f/%5BLI5RK_7-02%5D_%5BAU_19%5D.htm

2

Фольклор. Своеобразие русской народной сказки

Информационный модуль

(ч.3 типы фольклорных сказок )

Ч.4 особенности повествования в сказке Сивка-Бурка (зачин, концовка, троекратное повторение, постоянные эпитеты, сравнения)

Ч.5 Справочник (термины зачин, концовка)

Гипертекст с иллюстрациями, видеофрагмент мультфильма«Лиса и Волк», аудиозапись отрывка из сказки «Каша из топора»

http://fcior.edu.ru/card/28405/folklor-svoeobrazie-russkoy-narodnoy-skazki-bazovoe-izuchenie.html

3

Иллюстрации И.И.Билибина (№ 137049)

Презентация

Презентация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000127-1000-4ddd-ab84-5d00469b3d82/i02_11_12_04.swf

4

Иллюстрация Васнецова «Кощей-бессметрный» № 203307

Информационный

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8146029a-65b1-4a20-be05-f9c710e59870/?sort=order&interface=catalog&rubric_id[]=116148&rubric_id[]=116200

5

Иллюстрац ия Васнецова «Баба Яга» № 203103

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/06f6800b-f381-4f75-85d8-766d7d18995a/?sort=order&interface=catalog&rubric_id[]=116148&rubric_id[]=116200

6

Иллюстрация Васнецова «Аленушка» № 203297

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/6e5e3dad-f756-4d41-967a-909ef5813fdc/48646/

7

Иллюстрированный тест по теме «Фольклор.Своеобразие русской народной сказки»

Практический тип

Задание-тест для фронтальной работы под руководством учителя

http://fcior.edu.ru/card/28424/kontrolnyy-test-po-teme-folklor-svoeobrazie-russkoy-narodnoy-skazki-bazovoe-izuchenie.html

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here