Дружинина Елена Николаевна,

учитель начальных классов КГУ «СОШ №82»

Парахина Маргарита Николаевна,

учитель ИЗО и черчения КГУ «СОШ №82»

П. П. БАЖОВ «СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ»

Работа отнесена к разделу: «Обучение + увлечение»

На данном уроке рассматривается вопрос о развитии познавательных навыков учащихся, их эмоциональной сферы, умении самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве.

Тема: П.П. Бажов «Серебряное копытце» (литературное чтение 3 класс)

Место темы в структуре учебного курса: второй урок по теме П.П.Бажов “Серебряное копытце”.

Цель урока: создать условия для общего восприятия литературного жанра сказа через художественное произведение П.П. Бажова “Серебряное копытце”

Задачи урока:

  • продолжить работу над изучением сказа П.Бажова «Серебряное Копытце»;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;

  • способствовать формированию навыка выразительного осознанного беглого чтения и умению работать с текстом;

  • учить составлению портретной характеристики героев;

  • развивать воображение учащихся, способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение.

  • развивать навыки самопроверки и самоконтроля через использование технологической карты и работы с ПК;

  • воспитывать нравственные качества на примере главных героев произведения.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Тип урока: комбинированный, урок углубленной работы над текстом

Дидактические средства и материалы:

  • Сказ П.П.Бажова “Серебряное копытце” в учебнике “Литературное чтение” (3 класс)

  • рганизационный момент

    Прозвенел и смолк звонок.

    Он позвал нас на урок.

    Встали все у парт красиво.

    Поздоровались с гостями учтиво.

    Тихо сели за свой стол.

    Урок литературного чтения начнём.

    1. Мотивационно-ориентированная часть:

    • Актуализация знаний

    (Звучит тихая музыка)

    Еле шорохом шурша

    В класс заходит тишина,

    Тихо, тихо, чуть дыша,

    Входит сказка не спеша.

    В некотором царстве, в некотором государстве жил добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно добрые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали и говорили – это наш Бажов. Люди его очень любили и с гордостью произносили его имя.

    • Постановка учебной задачи

    — Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы с вами продолжим работу над творчеством

    П.П. Бажова и его произведением «Серебряное копытце».

    — Сегодня на уроке мы будем пользоваться учебником, компьютером и технологической картой, как путеводителем по уроку, которая находится у каждого из вас на парте. Это ваш рабочий лист и лист самооценки.

    3. Проверка д/з

    — Дома вы перечитали произведение П.П. Бажова «Серебряное копытце». Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст, в этом вам поможет компьютерная программа Hyper Test на рабочем столе ноутбуков.

    • Задание 1 Тест-контроль

      1. Назовите жанр произведения П.П.Бажов «Серебряное копытце»

    +сказ;

    -повесть;

    -сказка.

    2. Как звали дедушку, который взял к себе жить девочку-сиротку?

    — Ваня;

    + Кокованя;

    — Валя.

    3. Имя главной героини сказки?

    — Мария;

    + Дарья;

    — Настя.

    4. Как звали кошку, которая жила у девочки?

    — Мурка;

    — Муська;

    + Мурёнка.

    5. С каким музыкальным инструментом сравнил Кокованя кошку?

    — с баяном;

    — с барабаном;

    + с балалайкой.

    6. Кого хотела увидеть Дарёнка в лесу?

    — лису;

    — волка;

    + козлика.

    7. На какой ножке у козлика было серебряное копытце?

    + правая передняя нога;

    — обе передние ноги;

    — левая передняя нога.

    8. Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном лужке?

    — белые;

    + зелёные;

    — чёрные.

    — Не забудьте оценить себя (самооценка) и наклейте портрет писателя П.П.Бажова

    4. Содержательная часть

    • Работа с жанром «сказ»

    — Ребята, как вы думаете, в каком жанре написано произведение «Серебряное копытце» — это сказ или сказка? ( «Серебряное копытце» — это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.)

    — Верно, одна из особенностей жанра сказа – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведётся повествование, с опорой на народные предания и легенды. В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно.
    Задание 2

    Подумайте, в каком порядке надо расположить рисунки, чтобы установить последовательность событий из произведения.

    — А сейчас мы с вами насладимся языком сказа Бажова, но выборочно. Найдете в тексте предложения к иллюстрациям № 1, 2, 6 и выразительно прочитаете их.

    Критерии оценивания:

    Без ошибок — «5»

    1 ошибка – «4»

    2 ошибки- «3»

    3 и более ошибок – «2»

    • Задание 3

    Восстановите текст.

    Так и стали жить вместе, дед __________________, _______________ Дарёнкада кошка Мурёнка. Жили- __________________, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на _____________уходил, Дарёнка в избе ______________, похлёбку да ___________ варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила — мышей _______________. К вечеру соберутся, и _______________ им.

    Слова для справок: сиротка, Кокованя, прибирала, поживали, кашу, ловила, работу, весело.

    Проверка на флипчарте с помощью инструмента «Лупа»

    Критерии оценивания:

    Без ошибок — «5»

    1-2 ошибки – «4»

    3-4 ошибки- «3»

    5 и более ошибок – «2»

    — Молодцы! Вы очень хорошо поработали, и теперь пришла пора отдохнуть!

    • Физкультминутка для глаз

    • Задание 4 Работа в парах.

    — Найдите в криптограмме слова, характеризующие главных героев по следующему плану:

    1. Семейное положение.

    2. Внешность.
    3. Чем занимается.

    4. Черты характера

    Слова, которые относятся к Дарёнке, выделите — красным цветом, к Коковане — синим цветом.

    — Для раскрытия 4 пункта «черты характера» выберите и подчеркните слова, характеризующие героев.

    — Кто готов прочитать характеристику Даренки и Коковани по пунктам? (2 человека)

    — Что общего вы заметили в их описании? (Доброта, ласка, трудолюбие, мечта, любовь к природе, одиночество.)

    Оба героя добрые, трудолюбивые, ласковые, ценят красоту, природу – именно эти качества и объединяют Даренку и Кокованю .Они одинокие и оба нуждаются в любви, в заботе, внимании. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью.

    У каждого человека должна быть семья родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.

    Критерии оценивания:

    Без ошибок- «5»

    1-2 ошибки – «4»

    3-4 ошибки- «3»

    5 и более ошибок – «2»

    • Выборочное чтение

    — Найдите и зачитайте в тексе, как автор описывает кошку Мурёнку.

    Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.

    — А как выглядит Серебряное копытце, мы узнаем, прочитав диалог между главными героями на с. 134.

    • Задание 5 Работа на координатной плоскости (Компьютерная программа Страна «Фантазия» 4 класс – Координатная плоскость 2)

    Изображение фантастического образа «Серебряное копытце»

      1. 10-9

      2. 10-1

      3. 9-1

      4. 9-3

      5. 8-5

      6. 5-5

      7. 5-1

      8. 4-1

      9. 4-5

      10. 3-6

      11. 3-8

      12. 4-10

      13. 3-10

      14. 2-11

      15. 3-12

      16. 4-12

      17. 3-13

      18. 4-13

      19. 3-14

      20. 5-14

      21. 4-13

      22. 5-13

      23. 4-12

      24. 5-12

      25. 5-8

      26. 10-8

    • Просмотр эпизода мультипликационного фильма

    — Я предлагаю посмотреть эпизод из мультипликационного фильма встречи главных героев со Сказочным козликом. Обратите внимание на чувства, которые испытывают герои, речь героя-рассказчика, понаблюдайте за Муренкой.

    После просмотра.

    — Вы что-то почувствовали при просмотре эпизода?

    — Ребята, а вы догадались, почему чудо произошло с главными героями? (Ответы детей)

    — Я согласна с вами. Даренка и Кокованя были бескорыстными людьми. Они понимали, что счастье не в богатстве. Герои были награждены за те качества, которыми обладали.

    • Задание 6

    — Прочитайте и выберите пословицу, в которой заключена идея произведения.

    1.Семь раз отмерь – один раз отрежь.

    2. Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

    3. Родина – мать, умей за нее постоять.

    • Обобщение

    Герои сказа заслужили чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела. Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камушек. Ребята, мы тоже с вами может совершить чудо. Хотите? Я раздаю вам камушки, а чтобы они засверкали, вы должны написать то положительное качество своей души, которого у вас много и вам не жаль им поделиться с ближним.

    Смотрите, чтобы никто не остался без вашего внимания.

    5. Рефлексивно-оценочная часть

    • Домашнее задание

    1. Отрывок «Описание зимней ночи» на стр. 138, наизусть;

    2. Нарисовать иллюстрацию к сказу.

    3. Синквейны о героях сказа.

    Примечание: 1 задание обязательно для всех, 2 и 3 задания – на выбор.

    • Итог урока

    — Ребята, давайте подведём итог нашей работы. Возьмите калькуляторы, суммируйте полученные вами оценки за урок и разделите их на количество выполненных заданий (6)

    Критерии оценки:

    от 2,5-3,4 – «3»

    от 3,5-4,4 – «4»

    от 4,5-5 – «5»

    В завершении нашего урока я хочу вам подарить разные камешки, но не простые, а с моими пожеланиями:

    Я сегодня довольна тобой!
    Ты был очень внимательным!
    Спасибо за работу!

    Будь активнее!
    Ты очень хорошо отвечал!
    Поднимай чаще руку!
    Ты была очень внимательной!

    Твои ответы мне помогли!

    Таблица 1 Результативность выразительности чтения

    Уровень чтения

    Кол-во уч-ся — 26

    %

    Высокий уровень чтения (читают выразительно)

    15

    58%

    Достаточный уровень (соблюдают не все требования к выразительности )

    10

    38%

    Низкий уровень чтения

    1

    4%

    Таблица 2 Результаты эмоционального отклика (провели опрос)

    Эмоциональный отклик

    Обычный урок

    Использование аудио и видео

    ИКТ

    Заинтересованность

    36%

    77%

    85%

    Удовлетворение

    31%

    89%

    91%

    Удивление

    22%

    62%

    78%

    Таким образом, можно сделать вывод: при использовании музыки, аудио- и видео — техники, ИКТ усиливается эмоциональность детей, растёт их заинтересованность.

    Заинтересованность на таком уроке выросла в 2-3 раза, удовлетворённостьв 2-3 раз, удивлениев 3-4 раза.

    8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here