Тема урока: В. И. Белов «Малька провинилась»

Тип урока: изучение новых знаний.

Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по определению и применению способов работы с художественным текстом как источником нравственного опыта.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась».

Развивающие:

  • развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • развивать внимание, память, речь, мышление учащихся;

  • развивать познавательные интересы.

Воспитательные:

  • воспитывать доброе, уважительное и дружеское отношение к близким людям, животным и ко всему окружающему, любознательность.

УУД:

Личностные:

  • умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;

  • развитие готовности к сотрудничеству;

  • интерес к общему делу;

  • самоконтроль, самооценка.

Регулятивные:

  • определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

  • умение прогнозировать текст;

  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

  • слушание и понимание речи других;

  • умение работать в паре, умение договориться;

Познавательные:

  • ориентирование в учебнике;

  • анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез;

  • определение основной и второстепенной информации;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

  • установление причинно-следственных связей;

  • постановка и решение проблемы.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. для 3 класса (2012 г.), компьютер, проектор, экран, сигнальные карточки, картинки с изображением солнышка.

Формы работы: фронтальная, работа в парах.

Ход урока:

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (0,5 мин) (Слайд 2)

0,5 мин

— Встаньте красиво. Садитесь.

Проверим готовность к уроку.

Руки? – На месте!

Ноги? – На месте!

Локти? – У края!

Спинка? – Прямая!

Проверяют готовность к уроку

II РАБОТА С УЧИТЕЛЕМ (10,5 мин)

1 мин

1) Речевая разминка (Слайд 3)

-Прочитайте «про себя» то, что видите на экране и определите жанр устного народного творчества.

ВСЯКОЙ МАТЕРИ СВОЕ ДИТЯ МИЛО.

Поговорка

— Как вы понимаете эту поговорку.

Каждая мать любит своего ребенка.

— А вы любите своих мам? А за что?

Отвечают.

— Прочитайте по слогам хором, затем по одному.

Читают хором с учителем по слогам, затем по одному.

1 мин

2) Самоопределение к деятельности (Слайд 4)

МпроАвиЛниЬлаКсьА

— Посмотрите на экран. Кто догадался, в чем секрет? Как расшифровать слово?

— Прочитать сначала то, что напечатано заглавными буквами, затем—маленькими.

— Расшифруйте фразу, и мы узнаем название произведения, с которым познакомимся на уроке.

«Малька провинилась».

— Как вы думаете, чем же мы сегодня будем заниматься?

— Познакомимся с новым произведением, узнаем его жанр, его героев, их поступки.

1,5 мин

3) Работа над новым материалом (Слайд 5)

а) Работа над текстом до чтения

1) Знакомство с писателем

Просит открыть учебник на стр. 68, прочитать заголовок текста и фамилию автора.

Прочтите название произведения и его автора.

Читают заголовок и автора.

— «Малька провинилась». В. И. Белов.

-Читали ли мы раньше произведения этого автора?

Нет.

С произведением В. И. Белова мы встречаемся впервые.

Показывает портрет В. И Белова и рассказывает о его творчестве.

В. И. Белов родился в 1932 году в Вологодской области в семье крестьянина, погибшего на войне. Еще мальчишкой стал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей.

После окончания сельской семилетней школы получил специальность плотника. В армии выучился на радиотелеграфиста.

Но скоро обнаружилось, что его призванием был писательский труд. Он закончил литературный институт в Москве. Писал книги о русской деревне, о родной природе, о простых людях. Имеет государственные награды за свой труд. Умер в 2012 году, прожив 80 лет.

Несколько его книг вы видите на экране. (Слайд 6)

Рассматривают портрет писателя, его книги, слушают биографию.

2 мин

2) Антиципация

— Как вы думаете, о чем будет произведение, с которым мы познакомимся сегодня?

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

По заголовку и фамилии автора попробуйте определить, о чем или о ком пойдет речь?

Предугадывают предстоящий текст.

— Даю подсказку. Прочитайте слово. Что значит «кутенок»? Кто это? (Слайд 7)

Щенок собаки.

Объясните название рассказа «Малька провинилась». Кто такая Малька? В чем она могла провиниться?

— Прочитав этот текст, мы проверим свои предположения.

Ставится задача: прочитать текст и

проверить свои предположения.

3 мин

б) Работа над текстом во время чтения

1) Первичное чтение текста (учителем). Читает текст.

Слушают текст.

2 мин

2) Проверка первичного восприятия текста.

— Понравилось ли вам произведение?

— Определите его жанр.

Это рассказ.

— Назовите признаки рассказа.

Повествование о реальных событиях, небольшой объем произведения, немного действующих лиц, описание одного эпизода.

Выразите одним словом ваше мнение о рассказе.

Интересный, хороший.

— Определите тему рассказа.

О животных.

Подтвердились ли ваши предположения?

III САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (10 мин)

10 мин

3) Вторичное чтение текста (детьми) (Слайд 8)

Ставит проблему

— А теперь возьмите карандаши, внимательно прочитайте весь рассказ и подчеркните карандашом непонятные вам слова, запишите их себе в тетрадь.

Читают текст в режиме «жужжащего» чтения, подчеркивают нужное, записывают в тетрадь.

IV ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мин) (Слайд 9)

1 мин

Раз — подняться, потянуться,

Два — согнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место сесть опять.

(Потянулись.)

(Прогнули спинки, руки на поясе.)

(Хлопки в ладоши.)

(Движения головой.)

(Руки в стороны.)

(Махи руками.)

(Сели.)

V РАБОТА С УЧИТЕЛЕМ (10 мин)

2 мин

в) Работа над текстом после чтения

1) Словарная работа (Слайд 10)

ЗАРЕЧНАЯ ДЕРЕВНЯ — деревня, находящаяся за рекой.

ДЕЛОВИТО — толково, серьезно, озабоченно.

ВСЕ ВПУСТУЮ — напрасно, зря.

БЛУДНЯ — человек, ушедший из родного дома, а потом вернувшийся после долгих скитаний.

НЕДОУМЕНИЕ — невозможность понять, в чем дело.

ШАРОМЫЖНИК — это человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик.

БАТЯВКА — собака.

— Толковый словарь

Выясняют значение слов.

8 мин

2) Анализ произведения. Выборочное чтение (Слайд 11)

-Назовите главных действующих лиц рассказа.

Отвечают на вопросы, доказывают словами из текста, обосновывают свои ответы,

Малька, Лидия, рассказчик

— Где происходили события, описанные в рассказе?

В деревне.

— Почему вы так решили?

Рассказчик пришел за молоком, дом был деревенский.

— Кто такая Малька?

Собака.

— За что ее ругала Лидия?

Принесла двух щенков, которые хозяйке были не нужны.

— Прочитайте, как ругала ее Лидия?

Зачитывают.

— Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала? Найдите и прочитайте это место.

Зачитывают.

— Как хозяйка поступила со щенками?

Одного отдала трактористу, другого отнесла в соседнюю деревню.

— Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков?

Ей стало плохо без них, тоскливо.

— Что однажды увидел автор? Чему он удивился?

Найдите и прочитайте, как это было.

Зачитывают.

— Куда и зачем каждый день бегала Малька?

В соседнюю деревню кормить своего сынка.

— Как поступала с ней хозяйка?

Она запирала ее в доме, не пускала к щенку, ругала ее.

-Какой путь приходилось ей преодолевать каждый день?

2 км

— Какой вывод рассказчик сделал для себя?

Малька — верная, преданная, любящая мать.

— В чем заключается основная мысль рассказа?

Каждая мать любит своего ребенка, заботится о нем, даже собака.

Любовь матери к своему ребенку — очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая собачка, у которой оказалось доброе сердце.

VI САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (10 мин) (Слайд 12)

8 мин

1) Работа в тетрадях на печатной основе.

(Работа в парах)

Повторите самостоятельно правила работы в группе.

  • Что ты думаешь о главных героях рассказа? На чьей стороне твои симпатии? Запиши свои мысли.

  • Как ты представляешь Мальку? Почему она получила такую кличку? Напиши.

Контролирует работу, оказывает нужную помощь.

Повторяют правила работы в группе:

  1. Уважай своего товарища.

  2. Умей каждого выслушать.

  3. Не согласен — предлагай!

Пользуются сигнальными карточками в случае затруднения или выполнения задания.

просим помощи,

задание выполнено.

2 мин

2) Взаимопроверка.

VI ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (1,5 мин)

1,5 мин

— Вспомните, с каким произведением мы сегодня познакомились?

— «Малька провинилась».

— Кто его автор?

— В. И. Белов.

Сделайте вывод – чему же нас учит рассказ В. И. Белова?

Быть преданным, верным, любить своих детей, родителей, животных.

VII РЕФЛЕКСИЯ (1 мин) (Слайд 13)

1 мин

А теперь покажите ваше настроение, с

которым вы пришли к концу урока. Раскрасьте то солнышко, настроение которого соответствует вашему настроению. Обоснуйте ваш выбор.

Оценивают свою работу на уроке.

VIII ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (0,5 мин) (Слайд 14)

0,5 мин

— Подготовить пересказ текста.

Записывают в дневник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here