Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: Развитие сюжета и кульминационные моменты в рассказе В.Л.Дурова «Наша Жучка»

Цели:

Формирование умения определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение к героям; помочь читателям раскрыть психологический характер конфликта в рассказе;

Развитие умения вдумчивого чтения; Совершенствовать умение анализировать поступки литературных персонажей ,видеть их мотивы и оценивать их.

Прививать духовно-нравственные ценности, эмоциональную отзывчивость, любовь и бережное отношение к животным.

Учебные материалы:

Литературное чтение: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы: в 2-х частях. Ч.2. Авт-сост. Климанова Л.Ф..

Мультимедиа проектор, компьютерная презентация, пакет заданий для работы групп.

Ход урока:

Слайд 1

I. Организационный момент.

-Сегодня на уроке присутствуют гости .

Поприветствуем их ,улыбнёмся друг другу и займём свои места.

Мы продолжаем путешествие по произведениям раздела

«Люби живое»

Я попрошу вас прослушать произведение.

2.Чтение учителем произведения В. Л. Дурова «Наша Жучка»

3.Первичное восприятие:

Какие чувства вы испытали при прослушивании этого текста?

Сегодняшний урок мы посвятим этому произведению.

Какие задачи поставим перед собой?

4.Перечитайте произведение и сделайте в тексте рабочие пометки. Какие ?

5. Самостоятельная работа учащихся.

6.Словарная работа Слайд 2

К какому жанру вы отнесёте это произведение?

А по типу какое произведение?

Какой отрывок вы считаете кульминационным?

А ведь кульминация –это…

В чём вы видите конфликт?

Кого вы считаете героями этого пр-я?

Чтобы разобраться в этом конфликте куда нам нужно вернуться?

Чтение экспозиции рассказа (выстраивание модели)

В экспозиции мы знакомимся с кем?

Кем для них была Жучка?

С какого момента начинается завязка действий?

Как развивались события?

И что, «дядька» совсем не любил животных?

Почему?

Проследим дальнейшее развитие действий и конфликта.

Что задумали ребята, с какой целью? Почему для решения нужно было прятаться?

Почему собаке, а не самому надзирателю?

И вы считаете это правильным поступком?

Вы правы. Любое проявление жестокости нельзя считать правильным поступком

Если они такие герои, то почему никто не захотел быть палачом?

Какие чувства испытал мальчик во время жребия?

Почему?

Прочитайте кульминационный момент

Как вы оцениваете действия палача?

А хотел ли он убивать?

Почему всё-таки это сделал?

Когда в человеке борются противоречивые чувства, то предпочтение следует отдавать гуманным чувствам, которые помогают в проявлении любви, а не жестокости.

Как отразился поступок на героя?

Прочитайте развязку действий

Что автор назвал чудом?

Здесь мальчик снова плачет. Почему?

Каково поведение Жучки?

Не озлобилась ,по сравнению с человеком

А вы не заметили, что в этом отрывке произошла ещё одна кульминация, какая?

Какой ещё назревал конфликт?

Когда он начался?

( Уч-ся прослеживают до кульминации)

Кто же из героев рассказа приобрёл самый большой и жизненный опыт? В чём?

Работа в группах

1 гр. Эмоциональное состояние героя.

2 гр. Работа с пословицами.

3гр. «Доживи до любви» (распредели чувства, которые испытал мальчик.(Жалость ,решимость мстить, неприятно быть палачом, позавидовал друзьям, страх, жалость, слёзы горя, стыд, ужас, удивление, слёзы радости, любовь.)

Проверка с доказательством.

Как вы думаете ,какое название этого рассказа?

Какова тема этого произведения?

Какова идея произведения?

Ребята, а как вы думаете , повлияла ли эта история на дальнейшую жизнь этого мальчика?

Кем по профессии он мог стать?

А ведь у этого рассказа есть эпилог , просто я его вам не допечатал.

Читаю эпилог.

Кто это?

Слайд 3

Рефлексия.

Карточка: « Закончи фразу

1. Этот рассказ оставил меня равнодушным……(да,нет)

2. Рассказ вызвал чувства…..

3.Рассказ научил меня….

. Над чем тебя заставил поразмышлять рассказ?

Итог урока : Чему мы научились, решая учебные задачи?

Д.З. по-выбору:

1. Аннотация

2.Отзыв

3. Моё отношение к герою.

Ответы детей (гнев, жалость, злость ,страх, тревога

сострадание

Разобраться в поступках

главных героев ,работать

над идеей произведения, работать над композицией

произведения

произведения

Непонятные слова, композиционные части

Рассказ

Небольшой объём

Небольшое количество героев

Описание одного эпизода

Происходило на самом деле

Повествование

Развитие действий

Наивысшая точка конфликта

Между героями произведения

Гимназисты и надзиратель

К экспозиции

Гимназистами и Жучкой

Ответы детей

Как надзиратель завёл себе свою собаку.

Любил свою

Отомстить, проучить

Месть-зло, тайна

Нет возможности, боялись его

Неправильно, так как собака надзирателя ни в чём не виновата , дети не имели права учинять самосуд ни собаке , ни надзирателю

Страшно

С лёгким сердцем, стало неприятно, позавидовал.

Отрывок убийства

В нём боролись жалость и обязательства, мальчишки сочтут, что он трус.

Снились кошмары, было стыдно, что сделал,

Слёзы радости.

Не помнит зла, воспримяла всё как игру.

Внутренний, внутри сознания героя.

Когда тянули жребий……

Мальчик.

Жучка, Наша Жучка….

О любви к животным

Быть жестоким нельзя…

Ответы…

Жалость ,решимость мстить, неприятно быть палачом, позавидовал друзьям, страх, жалость, слёзы горя, стыд, ужас, удивление, слёзы радости, любовь

(гнев, жалость, злость,страх,

тревога

сострадание

боль обида.

Ф. И.__________________________________________________

Закончи фразу:

1. Этот рассказ оставил меня равнодушным……(да,нет)

2. Рассказ вызвал чувства…..

3.Рассказ научил меня….

Ф. И.__________________________________________________

Закончи фразу:

1. Этот рассказ оставил меня равнодушным……(да,нет)

2. Рассказ вызвал чувства…..

3.Рассказ научил меня….

Ф. И.__________________________________________________

Закончи фразу:

1. Этот рассказ оставил меня равнодушным……(да,нет)

2. Рассказ вызвал чувства…..

3.Рассказ научил меня….

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here