Тема урока: «А.А.Блок «Россия» 4 класс
«Стоит передо мной моя тема России… Этой теме я сознательно посвятил жизнь» А. А. Блок.
Цели и задачи урока: познакомить учащихся со стихотворением А. Блока «Россия»; способствовать формированию общеучебных умений; грамотно читать стихотворение, с помощью интонации передавать свои эмоции и эмоции автора при чтении произведения; способствовать развитию умения понимать замысел автора, анализировать произведение ; создавать условия для развития устной речи; создавать условия для расширения словарного запаса детей, кругозора учащихся; способствовать воспитанию чувства гордости, патриотизма, любви к Родине.
Оборудование: портрет писателя, учебник «Литературное чтение» часть 2, пословицы о Родине, распечатанное стихотворение на листах.
Ход урока:
1.Организационный момент.
А)На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Сели правильно.
Спинки выпрямили.
Б) Работа с пословицами.
-Прочитайте слова (без голоса), восстановите из слов пословицы.
без Человек соловей Родины без песни что (Человек без Родины, что соловей без песни).
не За умирать Родину мать страшно (За Родину-мать не страшно умирать.)
и Земля в мила горсти Своя (Своя земля и в горсти мила.)
-Прочитайте получившиеся пословицы:
-жужжащим чтением;
-ударяя голосом на выделенное слово;
-чтобы звучал вопрос;
-выразительно.
-Что объединяет эти пословицы? (эти пословицы о Родине)
-Как еще называют нашу Родину? (Отечество)
-Как называется наша Родина? (Россия)
У: -Слово «Родина» у нас вызывает в воображении много образов.
Родина –это степи, луга, простор, деревня над рекой, Москва, заснеженные просторы Крайнего севера, запахи первых подснежников и поздних яблок.
-Эпиграф нашего урока звучит так: «Стоит передо мной моя тема, тема России… Этой теме я сознательно посвятил жизнь».
А еще Родину можно представить как галерею портретов людей, без которых Россия не была бы Россией.
У: -Каких великих русских людей вы знаете, которые прославляли нашу Родину? (Пушкин, Некрасов, Владимир Мономах, Шостакович, Чайковский, Андрей Рублев, Суворов).
У: Все эти великие люди любили свою Родину. И каждый по своему выражал свою любовь: будь то картины, музыкальные произведения, стихи, рассказы, песни или подвиги великих людей во имя Родины.
У. -Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (О Родине).
2. Сообщение темы урока.
-Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока попробуем разгадать кроссворд. Отгадки как раз и будут слова, которые являются нам в воображении, когда мы произносим слово «Родина».
1.Дерево, которое является символом России. (Береза)
2.Что за птица, серенький на вид, зато пением знаменит? (Соловей)
3.Назовите синоним к слову «Родина». (Отечество.)
4.Назовите столицу нашей Родины. (Москва.)
У: -С произведением какого писателя мы познакомимся на сегодняшнем уроке? ( С произведением А.А. Блока)
У: Я хочу еще раз обратить ваше внимание на эпиграф. Прочитайте его про себя.
(Выразительное чтение 1 ученика.) ( Открываю имя автора под эпиграфом.)
У: Эти слова принадлежат А. А. Блоку. Он беззаветно любил свою Родину и посвятил ей много своих произведений. ( Открываю тему урока).
-Стихотворение с которым мы познакомимся так и называется «Россия».
3. Подготовительная работа
У: -Какие произведения А.А. Блока вы уже знаете?
( Названия стихотворений вывешиваю на доске. Определяем жанр.)
(«Ворона», «Зайчик», «Снег да снег»)
У.: -Определите жанр этих произведений? (Стихотворения.)
У.: -А.А. Блок писал стихотворения.
Рассказ о писателе.
-О жизни и творчестве поэта нам напомнят мои помощники. (2 ученика)
1-й ученик.
А.А. Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге в дворянской семье. Детство и юность Блока прошли в семье матери в Петербурге. Летом мальчик часто отдыхал в подмосковном имении деда Шахматове. В пять лет начал писать стихи, с помощью мамы создавал книжечки стихов. В 14 лет выпустил рукописный журнал «Вестник». Специально для детей были написаны стихотворения: «Колыбельная песня», «Ворона», «Зайчик» и мн. др.
2-й ученик.
А.А.Блок жил и творил на рубеже двух миров: в эпоху подготовки и осуществления величайшего в истории человечества перелома -Октябрьской революции. В то время, когда наша страна была разрушена, было много беспорядка. Крушение многих своих надежд он принял не как катастрофу, а как начало долгого тернистого пути, который достался и ему. Тема родины поэта уходит корнями в глубокое прошлое и нам предстоит выяснить какой именно образ Родины представил поэт в своем произведении.
4.Первичное восприятие текста.
(Учебники закрыты. Дети садятся как слушатели.)
-Послушайте стихотворение А.А. Блока «Россия» и подготовьтесь рассказать, какие чувства возникают, при прослушивании этого произведения. (Чтение под тихую музыку).
5.Проверка первичного восприятия текста.
-Какие чувства возникли у вас при прослушивании этого произведения?
-Понравилось ли вам это стихотворение?
-А были ли слова, которые вам не понятны?
6. Чтение и анализ произведения.
1. Словарная работа. Работа над чтением трудных слов.
(Слова напечатаны на доске.)
Шлея— часть сбруи, ремень прикрепленный двумя концами к хомуту.
Крест –здесь: судьба.
Чародей –волшебник, колдун.
Плат –платок.
Острожная (песня) –тюремная.
Расхлябанные колеи –разбитые дороги.
Крест свой бережно несу –быть верным долгу, Родине.
7. Физминутка
8.Акцентное вычитывание стихотворения..
-Сейчас внимательно прочтем текст и подумаем, поразмышляем над его содержанием. Мои помощники подготовили выразительное чтение этого стихотворения.
1 ученик читает первую строфу). Послушайте и ответьте:
-Какой образ возникает перед мысленным взором, когда читали первую строфу? С чем это ассоциируется?
-Какой поэтический прием использует автор? (олицетворение)
Вспомните, что называется олицетворением?
2 ученик читает вторую строфу.) Ответьте на такой вопрос:
-Какие чувств наполняют эту строфу? (признательные чувства любви к России, Родине.)
-Какие слова выбирает автор, чтобы передать эти чувства? Зачитайте их.
3 ученик читает третью и четвертую строфу.)
Подумайте и ответьте на такой вопрос:
-Меняется ли настроение поэта? Почему?
-Как вы понимаете выражение из третьей строфы
«… И крест свой бережно несу…»?
У.: -В эпоху А.А. Блока было общеупотребительным выражение «нести свой крест», т.е. быть верным долгу.
4 ученик читает пятую строфу).
У.: -В образе кого представляет поэт нашу страну? ( Страна показана в образе русской женщины –труженицы.)
5 ученик читает шестую строфу)
-Каким чувством наполнена последняя строфа?
-Найдите подтверждение в тексте стихотворения. («… И невозможное возможно, дорога долгая легка
Как вы считаете, почему утомительная дорога становится для поэта легкой? (Поэт возвращается домой)
У.: Это стихотворение родилось в Шахматове в 1908 году. (Показ иллюстраций.)
9. Работа в тетради.
У.: -А теперь откройте тетради и найдите первое задание. Прочтите и подчеркните слова, которые выражают чувства поэта.
-Обратите внимание на третье задание. Внимательно прочтите задание и найдите, в какой строфе находится ответ? Допишите недостающие слова.
-Дочитайте стихотворение до конца (жужжащее чтение) и выполните четвертое задание.
-Ребята, у нас не выполнено еще одно задание. Прочтите его. А чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, давайте еще раз прочтем это произведение.
-Кто хочет выразительно прочитать? (Читает один ученик.)
-Сумел ли ученик своим чтением передать чувства автора?
-Дома научитесь выразительно читать это стихотворение.
10. Итог урока.
-Назовите произведение, с которым мы познакомились на уроке?
-Кто автор этого произведения?
-Что хотел донести до нас автор своим стихотворением?
-Чему учились на уроке?
-Какие задания были особенно интересными?
-Что узнали нового?
-Молодцы! Спасибо за отличную работу на уроке.