Тема урока: «А.А.Блок «Россия» 4 класс

«Стоит передо мной моя тема России… Этой теме я сознательно посвятил жизнь» А. А. Блок.

Цели и задачи урока: познакомить учащихся со стихотворением А. Блока «Россия»; способствовать формированию общеучебных умений; грамотно читать стихотворение, с помощью интонации передавать свои эмоции и эмоции автора при чтении произведения; способствовать развитию умения понимать замысел автора, анализировать произведение ; создавать условия для развития устной речи; создавать условия для расширения словарного запаса детей, кругозора учащихся; способствовать воспитанию чувства гордости, патриотизма, любви к Родине.

Оборудование: портрет писателя, учебник «Литературное чтение» часть 2, пословицы о Родине, распечатанное стихотворение на листах.

Ход урока:

1.Организационный момент.

А)На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Сели правильно.

Спинки выпрямили.

Б) Работа с пословицами.

-Прочитайте слова (без голоса), восстановите из слов пословицы.

без Человек соловей Родины без песни что (Человек без Родины, что соловей без песни).

не За умирать Родину мать страшно (За Родину-мать не страшно умирать.)

и Земля в мила горсти Своя (Своя земля и в горсти мила.)

-Прочитайте получившиеся пословицы:

-жужжащим чтением;

-ударяя голосом на выделенное слово;

-чтобы звучал вопрос;

-выразительно.

-Что объединяет эти пословицы? (эти пословицы о Родине)

-Как еще называют нашу Родину? (Отечество)

-Как называется наша Родина? (Россия)

У: -Слово «Родина» у нас вызывает в воображении много образов.

Родина –это степи, луга, простор, деревня над рекой, Москва, заснеженные просторы Крайнего севера, запахи первых подснежников и поздних яблок.

-Эпиграф нашего урока звучит так: «Стоит передо мной моя тема, тема России… Этой теме я сознательно посвятил жизнь».

А еще Родину можно представить как галерею портретов людей, без которых Россия не была бы Россией.

У: -Каких великих русских людей вы знаете, которые прославляли нашу Родину? (Пушкин, Некрасов, Владимир Мономах, Шостакович, Чайковский, Андрей Рублев, Суворов).

У: Все эти великие люди любили свою Родину. И каждый по своему выражал свою любовь: будь то картины, музыкальные произведения, стихи, рассказы, песни или подвиги великих людей во имя Родины.

У. -Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (О Родине).

2. Сообщение темы урока.

-Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока попробуем разгадать кроссворд. Отгадки как раз и будут слова, которые являются нам в воображении, когда мы произносим слово «Родина».

1.Дерево, которое является символом России. (Береза)

2.Что за птица, серенький на вид, зато пением знаменит? (Соловей)

3.Назовите синоним к слову «Родина». (Отечество.)

4.Назовите столицу нашей Родины. (Москва.)

У: -С произведением какого писателя мы познакомимся на сегодняшнем уроке? ( С произведением А.А. Блока)

У: Я хочу еще раз обратить ваше внимание на эпиграф. Прочитайте его про себя.

(Выразительное чтение 1 ученика.) ( Открываю имя автора под эпиграфом.)

У: Эти слова принадлежат А. А. Блоку. Он беззаветно любил свою Родину и посвятил ей много своих произведений. ( Открываю тему урока).

-Стихотворение с которым мы познакомимся так и называется «Россия».

3. Подготовительная работа

У: -Какие произведения А.А. Блока вы уже знаете?

( Названия стихотворений вывешиваю на доске. Определяем жанр.)

(«Ворона», «Зайчик», «Снег да снег»)

У.: -Определите жанр этих произведений? (Стихотворения.)

У.: -А.А. Блок писал стихотворения.

Рассказ о писателе.

-О жизни и творчестве поэта нам напомнят мои помощники. (2 ученика)

1-й ученик.

А.А. Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге в дворянской семье. Детство и юность Блока прошли в семье матери в Петербурге. Летом мальчик часто отдыхал в подмосковном имении деда Шахматове. В пять лет начал писать стихи, с помощью мамы создавал книжечки стихов. В 14 лет выпустил рукописный журнал «Вестник». Специально для детей были написаны стихотворения: «Колыбельная песня», «Ворона», «Зайчик» и мн. др.

2-й ученик.

А.А.Блок жил и творил на рубеже двух миров: в эпоху подготовки и осуществления величайшего в истории человечества перелома -Октябрьской революции. В то время, когда наша страна была разрушена, было много беспорядка. Крушение многих своих надежд он принял не как катастрофу, а как начало долгого тернистого пути, который достался и ему. Тема родины поэта уходит корнями в глубокое прошлое и нам предстоит выяснить какой именно образ Родины представил поэт в своем произведении.

4.Первичное восприятие текста.

(Учебники закрыты. Дети садятся как слушатели.)

-Послушайте стихотворение А.А. Блока «Россия» и подготовьтесь рассказать, какие чувства возникают, при прослушивании этого произведения. (Чтение под тихую музыку).

5.Проверка первичного восприятия текста.

-Какие чувства возникли у вас при прослушивании этого произведения?

-Понравилось ли вам это стихотворение?

-А были ли слова, которые вам не понятны?

6. Чтение и анализ произведения.

1. Словарная работа. Работа над чтением трудных слов.

(Слова напечатаны на доске.)

Шлея— часть сбруи, ремень прикрепленный двумя концами к хомуту.

Крест –здесь: судьба.

Чародей –волшебник, колдун.

Плат –платок.

Острожная (песня) –тюремная.

Расхлябанные колеи –разбитые дороги.

Крест свой бережно несу –быть верным долгу, Родине.

7. Физминутка

8.Акцентное вычитывание стихотворения..

-Сейчас внимательно прочтем текст и подумаем, поразмышляем над его содержанием. Мои помощники подготовили выразительное чтение этого стихотворения.

1 ученик читает первую строфу). Послушайте и ответьте:

-Какой образ возникает перед мысленным взором, когда читали первую строфу? С чем это ассоциируется?

-Какой поэтический прием использует автор? (олицетворение)

Вспомните, что называется олицетворением?

2 ученик читает вторую строфу.) Ответьте на такой вопрос:

-Какие чувств наполняют эту строфу? (признательные чувства любви к России, Родине.)

-Какие слова выбирает автор, чтобы передать эти чувства? Зачитайте их.

3 ученик читает третью и четвертую строфу.)

Подумайте и ответьте на такой вопрос:

-Меняется ли настроение поэта? Почему?

-Как вы понимаете выражение из третьей строфы

«… И крест свой бережно несу…»?

У.: -В эпоху А.А. Блока было общеупотребительным выражение «нести свой крест», т.е. быть верным долгу.

4 ученик читает пятую строфу).

У.: -В образе кого представляет поэт нашу страну? ( Страна показана в образе русской женщины –труженицы.)

5 ученик читает шестую строфу)

-Каким чувством наполнена последняя строфа?

-Найдите подтверждение в тексте стихотворения. («… И невозможное возможно, дорога долгая легка

Как вы считаете, почему утомительная дорога становится для поэта легкой? (Поэт возвращается домой)

У.: Это стихотворение родилось в Шахматове в 1908 году. (Показ иллюстраций.)

9. Работа в тетради.

У.: -А теперь откройте тетради и найдите первое задание. Прочтите и подчеркните слова, которые выражают чувства поэта.

-Обратите внимание на третье задание. Внимательно прочтите задание и найдите, в какой строфе находится ответ? Допишите недостающие слова.

-Дочитайте стихотворение до конца (жужжащее чтение) и выполните четвертое задание.

-Ребята, у нас не выполнено еще одно задание. Прочтите его. А чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, давайте еще раз прочтем это произведение.

-Кто хочет выразительно прочитать? (Читает один ученик.)

-Сумел ли ученик своим чтением передать чувства автора?

-Дома научитесь выразительно читать это стихотворение.

10. Итог урока.

-Назовите произведение, с которым мы познакомились на уроке?

-Кто автор этого произведения?

-Что хотел донести до нас автор своим стихотворением?

-Чему учились на уроке?

-Какие задания были особенно интересными?

-Что узнали нового?

-Молодцы! Спасибо за отличную работу на уроке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here