1. Ф.И.О. учителя: КОНОПЛЕВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА

2. Класс: 4

3. Дата: 23 апреля

4. Предмет: литературное чтение

5. № урока по расписанию: 3

Место в системе уроков:

Первый урок по разделу: «Зарубежная литература», по теме: Джонатан Свифт «Приключения Гулливера»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология групповой работы

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная:

— Познакомить учащихся с новым разделом учебника, с понятием «зарубежная литература», с жизнью и творчеством Джонатана Свифта;

— формирование навыков беглого, осознанного чтения

— обогащать словарный запас учащихся.

Развивающая:

-совершенствование мыслительных операций: анализа, сопоставления;

— развитие умения аргументировать своё мнение,

-развитие познавательной активности, наблюдательности, внимания, памяти;

Воспитательная:

-воспитание интереса к зарубежной литературе

-развитие коммуникативных навыков (готовность слушать собеседника и вести диалог)

-создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.

Оборудование: персональный компьютер, медиа-проектор, карточки с заданиями — загадками, кораблик, бутылка с записками, расческа- гребень, часы карманные, носовой платок, игрушка пистолет, конфеты «Путешествие Великана» с заданием домашнего задания, выставка книг «Путешествие Гулливера».

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, гости.

Я предлагаю вам взяться за руки. Давайте почувствуем тепло наших рук, улыбнемся друг другу и пожелаем успеха, хорошего настроения.

  1. Речевая разминка

Настроение у нас хорошее, а теперь мы с вами подготовимся к чтению

Слайд № 3

  1. Мотивирование к учебной деятельности:

А начнем мы наш урок со стихотворения

Чудо не испаряется, чудо не растворяется

Рассказанное в сказке, мелькнувшее во сне

В страну чудес волшебную оно переселяется

Его, конечно встретим в этой сказочной стране

В ней нет границ- не нужно плыть, бежать или лететь

Попасть туда не сложно, никому не запрещается

В ней можно оказаться- стоит только захотеть.

— Как вы, думаете, о чем стихотворение? (О чудесах)

— А вы хотите оказаться в стране чудес?

— Что нам нужно для этого сделать?

Хотите, я открою вам секрет?

Нужно отправиться в путешествие. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. Я беру на себя роль капитана корабля. Экипаж опытный, бывалый, надеюсь меня не подведет. Итак, мы отправляемся в плавание. А девиз нашего путешествия «Пусть не будет скуки на борту у Бригантины»

  • Слайд №4

Полный вперед! Мы в открытом море, друзья! За окнами плещутся волны, летают чайки.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

— Ребята, перед нами остров, это остров сказок. Слайд № 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11

Викторина: назовите название сказки и кто автор произведения?

(Дети читают и отгадывают группой, называют название сказки и ее автора)

Что объединяет узнанные вами сказки? К какому разделу мы их отнесем? ( Работаем в группах.)

Слайд № 12

Раздел «Зарубежная литература» включает произведения зарубежных авторов. Как вы понимаете «зарубежная литература»? Какие цели урока мы сегодня поставим перед собой?

(Познакомиться с новым зарубежным автором, его произведением, продолжим работу над выразительностью чтения, откроем новое для себя)

  1. Работа над новым материалом

Слайд №13

— Полный вперед! И на нашем пути остров. Прочтем его название.

Слайд № 14 – 19 Стук в дверь, входит Джонатан Свифт.

Добрый день, господа! Имею честь представиться! Джонатан Свифт. Очень рад нашей встрече.

-Я уверена, что каждый из ребят желал бы встретиться с писателем, узнать о его творчестве. Расскажите, пожалуйста, о себе.

— О себе? С большим удовольствием! Я родился в Ирландии, в 17 веке, 30 ноября 1667 году в городе Дублине. Отец к тому времени уже умер. Семья жила очень бедно. Дядя взял меня к себе на воспитание. Меня заставили изучать богословие, хотя я этого не хотел. Позже переехал в Англию. Там начал писать. Потом судьба меня опять забросила в Ирландию. Жил я в бедной деревушке, работал священником. Свой роман «Путешествие Гулливера» я написал в 18 веке, в 1726 году. Создавал его 10 лет.

-Как у вас возникла мысль написать эту книгу, что помогло?

-Что мне помогло? Я использовал народные сказки о карликах и великанах, книги о путешествиях. Но, хочу заметить, роман мой очень серьёзный.

-Спасибо. Несмотря на серьёзность вашего романа, он очень интересен и занимателен, поэтому стал одной из самых весёлых и любимых детских книг.

Слайд № 20 ГДЕ-ТО ТАМ В ДАЛЁКОЙ ДАЛИ,
ГДЕ БЫВАЛИ ВЫ ЕДВА ЛИ,
НА ЗЕМЛЕ ОДНОЙ ИЗ СТРАН
ЖИЛ ДОБРЕЙШИЙ ВЕЛИКАН.

Господа, познакомьтесь с моим любимым великаном. Это герой романа «Путешествие Гулливера» корабельный врач, затем капитан Лемюэль Гулливер.

Слайд № 21

Книга «Путешествия Гулливера» стала одной из наиболее часто читаемых книг во многих странах мира, а также десятки раз экранизировалась.

Слайд № 22 По роману сняли художественные фильмы, мультфильмы. Даже написали музыку, написали стихи и Александра Розенбаум исполняет роман «Путешествие Гулливера»

Слайд № 23

Джонатана Свифта можно смело назвать ясновидящим: в «Путешествии Гулливера» он упоминает о двух спутниках планеты Марс, которые были открыты в 19 веке, намного позднее, чем вышла его книга.

Слайд № 24

Прожив 78 лет Джонатан Свифт умер 19 октября 1745 года и похоронен в соборе Святого Патрика – в главном протестантском соборе Ирландии.

Слайд № 25-26

— Полный вперед! И на нашем пути остров. Прочтем его название. (Остров чтения) Читая книгу, мы вместе с писателем перенесёмся в страну Лилипутию, узнаем, что Гулливера в этой стране прозвали Человеком Горой

Все приготовились к чтению. Итак, мы отправляемся в захватывающее путешествие, по неизвестному острову и нам с вами встретятся слова, значение которых необходимо объяснить.

Словарная работа:

Слайд № 27 Лилипут

Слайд № 28 Мальчик- паж

Слайд № 29 Колчан

Слайд № 30 Посол

Слайд № 31 Чтение текста по учебнику стр.160 – 165

Слайд № 32 Физминутка Стало палубу качать.

Ноги к палубе прижать!

Крепко ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Сели – руки на колени,

А теперь немного лени.

Напряженье улетело,

И расслабилось все тело.

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко, Ровно, глубоко.

Слайд № 33 — Полный вперед! И на нашем пути остров. Прочтем его название. (Остров вопросов) — Слайд № 34

1. Была ли знакома герою страна, в которую он попал?

2. Почему вы так думаете?

3. Как автору удается показать, что в стране лилипутов Гулливер был великаном?

Слайд № 35 Рассмотрите иллюстрацию.

Какие строки к из произведения подходят к этой иллюстрации?

Слайд № 36 Ребята, а как вы думаете, можно ли выбить дно у бочки и осушить ее за несколько глотков? Давайте посчитаем, какова была высота лилипутской бочки, если она была меньше привычной человеческой бочки в 12 раз. Высота средней человеческой бочки равняется 96 см

Сразу сможем ответить на вопрос задачи? 96:12=8 см

Слайд № 37

1.Что хотел сделать Гулливер, когда лилипуты мешали ему уснуть?

2. Почему он этого не сделал? Как это характеризует героя? Слайд № 38

(Вы должны назвать черты его характера. По одному лучику называем не повторяем то, что уже назвал ваш товарищ. Для этого надо внимательно слушать собеседника.) Класстер «Солнышко героя»

Догадливый, способным к состраданию, сильный, Добрый, Большой

Благородный,

Слайд № 39-40— Полный вперед! И на нашем пути остров. Прочтем его название. (Остров находок)

У берега какой-то предмет. О, да это же бутылка. Что там такое?

-А это опись предметов, которые нашли лилипуты у Гулливера при обыске. Кусочки этой

описи и оказались в бутылке. (Дети читают листки, угадывают, о каких предметах идет речь).

  1. В левом кармане жилета мы видели вещь, похожую на решетку дворцового сада. (Расческа.)

  1. Мы обнаружили у Человека-Горы большой круглый ящик. С одной стороны ящик был серебряный, а с другой- ледяной, но… этот лёд не тает. Сквозь лёд можно разглядеть 12 больших черных знаков и 2 копья. Внутри ящика сидит какое-то животное, которое всё время стучит не то зубами, не то хвостом. (Часы)

  1. В правом кармане камзола Человека-Горы мы нашли большой кусок грубого холста, который по своей величине мог бы служить ковром для парадной залы дворца Бельфаборок. (Носовой платок.)

  1. В правом кармане штанов найдена неизвестная нам машина из железа и дерева. (Пистолет).

10.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Слайд № 41 -42

Как вы думаете, какое слово вошло в русский язык благодаря Джонатану Свифту? Что оно означает? (Лилипут – это человек очень маленького роста, карлик)

— Мы с вами закрыли книги. И наше путешествие тоже закончилось. А как его можно продолжить?

— придумать самому продолжение

— взять книгу в библиотеке и прочитать,

Вот книги Джонатана Свифта «Приключение Гулливера». Они красивые, новые — это книги из школьной и сельской библиотеки. А вот эта старенькая книга – книга из моего детства. Я ее читала в вашем возрасте. Но и сейчас ее с удовольствием читают дети и взрослые.

А вам хочется продолжить путешествие? Какое у вас сейчас настроение? Какие трудности возникли на уроке. Возьмите, пожалуйста, карточки и оцените свою работу на уроке.

Слайд № 43 У меня для вас есть домашнее задание, но оно будет в необычной форме. У каждого свое — на конфете.

Слайд № 44 Спасибо за урок.

__________________________________________________________________________

Стр. 160 – 165

Пересказ текста от лица

Гулливера

Стр. 160 – 165

Пересказ текста от лица

Гулливера

Стр. 160 – 165

Пересказ текста от лица

Гулливера

Стр. 160 – 165

Пересказ текста от лица

Гулливера

Стр. 160 – 165

Пересказ текста от лица

Гулливера

Стр. 160 – 165

Пересказ текста от лица

Гулливера

Стр. 160 – 165

Пересказ текста от лица

Гулливера

Стр. 160 – 165

Пересказ текста от лица

Гулливера

Стр. 160 – 165

Пересказ текста от лица

Гулливера

Стр. 160 – 165

Пересказ текста от лица

Гулливера

Стр. 160 – 165

Пересказ текста от лица

Гулливера

Стр. 160 – 165

Пересказ текста от лица

Гулливера

Стр. 160 – 165

Пересказ текста от лица

лилипутов

Стр. 160 – 165

Пересказ текста от лица

лилипутов

Стр. 160 – 165

Пересказ текста от лица

лилипутов

Стр. 160 – 165

Пересказ текста от лица

лилипутов

Стр. 160 – 165

Пересказ текста от лица

лилипутов

Стр. 160 – 165

Пересказ текста от лица

лилипутов

Стр. 160 – 165

Пересказ текста от лица

лилипутов

Стр. 160 – 165

Пересказ текста от лица

лилипутов

Стр. 160 – 165

Пересказ текста от лица

лилипутов

Стр. 160 – 165

Пересказ текста от лица

лилипутов

Стр. 160 – 165

Пересказ текста от лица

лилипутов

Стр. 160 – 165

Пересказ текста от лица

лилипутов

Для Вас мы посвящаем речи,

Для Вас сегодня вся любовь,

Для Вас горят сегодня свечи,

И Вам мы дарим свой урок.

Для Вас мы посвящаем речи,

Для Вас сегодня вся любовь,

Для Вас горят сегодня свечи,

И Вам мы дарим свой урок.

Для Вас мы посвящаем речи,

Для Вас сегодня вся любовь,

Для Вас горят сегодня свечи,

И Вам мы дарим свой урок.

Для Вас мы посвящаем речи,

Для Вас сегодня вся любовь,

Для Вас горят сегодня свечи,

И Вам мы дарим свой урок.

Для Вас мы посвящаем речи,

Для Вас сегодня вся любовь,

Для Вас горят сегодня свечи,

И Вам мы дарим свой урок.

Для Вас мы посвящаем речи,

Для Вас сегодня вся любовь,

Для Вас горят сегодня свечи,

И Вам мы дарим свой урок.

Для Вас мы посвящаем речи,

Для Вас сегодня вся любовь,

Для Вас горят сегодня свечи,

И Вам мы дарим свой урок.

Для Вас мы посвящаем речи,

Для Вас сегодня вся любовь,

Для Вас горят сегодня свечи,

И Вам мы дарим свой урок.

Для Вас мы посвящаем речи,

Для Вас сегодня вся любовь,

Для Вас горят сегодня свечи,

И Вам мы дарим свой урок.

Для Вас мы посвящаем речи,

Для Вас сегодня вся любовь,

Для Вас горят сегодня свечи,

И Вам мы дарим свой урок.

Для Вас мы посвящаем речи,

Для Вас сегодня вся любовь,

Для Вас горят сегодня свечи,

И Вам мы дарим свой урок.

Для Вас мы посвящаем речи,

Для Вас сегодня вся любовь,

Для Вас горят сегодня свечи,

И Вам мы дарим свой урок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here