«Развитие устной и письменной речи на уроках литературного чтения

Тема: Былина «Болезнь и исцеление Ильи Муромца», 4 класс (2 урока ведут два учителя)

ЦЕЛИ: создать целостный литературно-художественный образ былинного героя, показать его в творчестве художников, композиторов, архитекторов; сформировать понятие о былине, богатырской сказке — видах устного народного творчества.

  • Обучающая:

  • -Формировать умения работать с предтекстовой инструкцией, умения прогнозировать и высказывать гипотезы до чтения текста с помощью разных видов восприятия, умения отвечать на вопросы учителя к тексту произведения, находить в тексте предложения которые подтверждали бы высказанную мысль, умения формулировать основную мысль текста, кратко пересказывать текст, умения составлять «индивидуального» плана к литературному произведению, умению работать с разными видами словарей.

  • Развивающая:

  • -Развивать умение находить в тексте слова, предложения для характеристики героя, выражать свое отношение к героям, событиям, языку произведения, составлять устный рассказ о герое произведения, писать отзывы о прочитанном,

  • -Способствовать развитию интереса к литературному чтению, совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса.

  • -Способствовать развитию умения работать в микрогруппах.

  • Воспитательная:

  • -Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаимоуважения.

Ход урока. Урок №1.

1. Оргмомент. Приветствие.

— Сегодня мы будем работать над художественным произведением, о теме которого вы должны догадаться с помощью подсказок.

2. Работа над новым материалом.

Подсказка 1.

(Звучит фрагмент «Богатырской» симфонии Бородина)

— Послушайте музыкальный фрагмент.

— Что вы представили, прослушав этот музыкальный фрагмент?

(Ответы детей: мощь, сила, что-то грозное и т. д.)

Подсказка 2.

(Детям предлагается потрогать предмет, лежащий в темном мешочке)

— Как можете охарактеризовать предмет в мешке?

— Какой он? Какие возникли ассоциации?

(Твердый, крепкий, холодный и т. д.)

— Вспомнив музыкальный фрагмент и свои ощущения от предмета, попробуйте сделать предположения, о чем или о ком пойдет речь в тексте, над которым мы будем работать.

(Выслушиваются предположения детей)

Подсказка 3.

— Следующая подсказка поможет вам назвать имя героя произведения.

( На экране показывается слайд «Памятник Илье Муромцу», архитектор Клыков)

— Кому установлен, п0-вашему этот памятник? (Богатырю)

— Действительно, в начале урока вы послушали фрагмент «Богатырской» симфонии композитора Бородина, которого восхищала сила и мощь русских богатырей.

— А металлический предмет в мешке, был твердым, холодным, крепким – символизировал дух русских богатырей.

— Кто главный герой сказаний о богатырях? ( Илья Муромец)

— Памятник Илье Муромцу, который вы видите на слайде, действительно установлен в городе, где он родился, архитектором Клыковым, в честь ратных подвигов русских богатырей.

— Попробуйте догадаться, о каком городе идет речь, а я вам помогу.

— Жителя Саратова называют — саратовец.

— А жителя Новгорода – новгородец.

— Так как же называется город, в котором родился Илья Муромец? (Муром)

— Существует еще одна версия, по ней Илья происходил из древнего племени «муромов».

3. Работа по учебнику.

— Откройте учебники на странице 168 и прочитайте название произведения. ( «Болезнь и исцеление Ильи Муромца).

1).Работа со словарями.

— Значение всех ли слов в названии былины вам понятны?

— Как понимаете слово «исцеление»?

— Давайте обратимся к толковым словарям, словарям глаголов, словарям синонимов и антонимов.

— Чем являются слова «исцеление» и «вылечить»? (Синонимами)

2). Работа с однокоренными словами.

— На листах зашифрованы однокоренные слова. Вставив вместо точек пропущенные буквы. Вы сможете их прочитать. Если кому то нужна помощь – обратитесь к словарю.

Цел . . . . . (Целитель, исцелить, целый, исцеление, целина, целебный, уцелеть, исцелять,

Цел . . цельный и т. д.)

.. цел …

Цел

(Значение сложных слов зачитываются детьми, так же дети могут записать эти значения в тетрадь – литературный словарик)

3). Работа с карточками.

(Карточки на доске, у детей сигнальные доски и маркеры)

  1. рассказ

  2. басня

  3. былина

  4. сказка

— К какому жанру вы отнесете этот текст? Докажите свой выбор. (Былинный герой)

— Что нам поможет доказать, что это былина?

(Толковый словарь. Былина – русская народная эпическая песня – сказание о богатырях. Если необходимо, уточняется значение слова «эпическая».

— Что вы знаете об Илье Муромце?

— Каких других былинных героев вы знаете? (Ответы детей)

Кто видел картину Виктора Васнецова «Богатыри»? (Слайд)

4. Работа со сладом.

— Где можно увидеть эту картину? ( В Третьяковской галереи)

-А знаете ли вы, что художник писал свое масштабное полотно около 20 лет.

Размер полотна 3,5 на 4, 5 м. Кто не был в галереи, советую обязательно сходить, а кто хочет больше узнать о подвигах русских богатырей, обратитесь в библиотеку школы или района. (Выставка книг).

5.Чтение

Чтение былины учителем и хорошо читающими учениками, во время чтения дети отмечают карандашом или клеящимися закладками сложные слова и словосочетания, затем с помощью словарей уточняется лексическое значение.

6. Вопросы по содержанию.

Домашнее задание: прочитать былину, выписать на закладки непонятные слова и выражение и найти их толкование в словаре.

В этот день на уроке русского языка проводится словарная работа по содержанию былины, на уроке математики решаются задачи, героями которых являются богатыри.

Ход урока. Урок № 2.

1.Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

(прочитать былину, выписать на закладки непонятные слова и выражение и найти их толкование в словаре)

1). Объяснение трудных слов.

2). Выборочное чтение.

3). Чтение про себя с выполнением задания:

— разделить текст на части;

-озаглавить части, отметив закладкой;

4). Дифференцированные задания. Инструктаж.

— У вас 2 вида закладок чистые и с названием частей. Вы самостоятельно выбираете, с какими будете работать.

— Кто самостоятельно называл части?

5). Чтение былины вслух по частям, коррекция границ частей текста.

— Как назвали? Кто считает, что граница части другая?

6). Составление плана и «индивидуального» плана (по выбору).

Приклейте на лист названия частей по порядку на лист, чтобы получился «индивидуальный» план.

7). Анализ названий частей и составленных планов.

8). Пересказ былины по плану.

9). Дифференцированное задание. Написание отзыва или дополнение деформированного текста (по выбору).

10) Рефлексия. Подведение итогов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here