«Развитие устной и письменной речи на уроках литературного чтения
Тема: Былина «Болезнь и исцеление Ильи Муромца», 4 класс (2 урока ведут два учителя)
ЦЕЛИ: создать целостный литературно-художественный образ былинного героя, показать его в творчестве художников, композиторов, архитекторов; сформировать понятие о былине, богатырской сказке — видах устного народного творчества.
-
Обучающая:
-
-Формировать умения работать с предтекстовой инструкцией, умения прогнозировать и высказывать гипотезы до чтения текста с помощью разных видов восприятия, умения отвечать на вопросы учителя к тексту произведения, находить в тексте предложения которые подтверждали бы высказанную мысль, умения формулировать основную мысль текста, кратко пересказывать текст, умения составлять «индивидуального» плана к литературному произведению, умению работать с разными видами словарей.
-
Развивающая:
-
-Развивать умение находить в тексте слова, предложения для характеристики героя, выражать свое отношение к героям, событиям, языку произведения, составлять устный рассказ о герое произведения, писать отзывы о прочитанном,
-
-Способствовать развитию интереса к литературному чтению, совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса.
-
-Способствовать развитию умения работать в микрогруппах.
-
Воспитательная:
-
-Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаимоуважения.
Ход урока. Урок №1.
1. Оргмомент. Приветствие.
— Сегодня мы будем работать над художественным произведением, о теме которого вы должны догадаться с помощью подсказок.
2. Работа над новым материалом.
— Подсказка 1.
(Звучит фрагмент «Богатырской» симфонии Бородина)
— Послушайте музыкальный фрагмент.
— Что вы представили, прослушав этот музыкальный фрагмент?
(Ответы детей: мощь, сила, что-то грозное и т. д.)
— Подсказка 2.
(Детям предлагается потрогать предмет, лежащий в темном мешочке)
— Как можете охарактеризовать предмет в мешке?
— Какой он? Какие возникли ассоциации?
(Твердый, крепкий, холодный и т. д.)
— Вспомнив музыкальный фрагмент и свои ощущения от предмета, попробуйте сделать предположения, о чем или о ком пойдет речь в тексте, над которым мы будем работать.
(Выслушиваются предположения детей)
— Подсказка 3.
— Следующая подсказка поможет вам назвать имя героя произведения.
( На экране показывается слайд «Памятник Илье Муромцу», архитектор Клыков)
— Кому установлен, п0-вашему этот памятник? (Богатырю)
— Действительно, в начале урока вы послушали фрагмент «Богатырской» симфонии композитора Бородина, которого восхищала сила и мощь русских богатырей.
— А металлический предмет в мешке, был твердым, холодным, крепким – символизировал дух русских богатырей.
— Кто главный герой сказаний о богатырях? ( Илья Муромец)
— Памятник Илье Муромцу, который вы видите на слайде, действительно установлен в городе, где он родился, архитектором Клыковым, в честь ратных подвигов русских богатырей.
— Попробуйте догадаться, о каком городе идет речь, а я вам помогу.
— Жителя Саратова называют — саратовец.
— А жителя Новгорода – новгородец.
— Так как же называется город, в котором родился Илья Муромец? (Муром)
— Существует еще одна версия, по ней Илья происходил из древнего племени «муромов».
3. Работа по учебнику.
— Откройте учебники на странице 168 и прочитайте название произведения. ( «Болезнь и исцеление Ильи Муромца).
1).Работа со словарями.
— Значение всех ли слов в названии былины вам понятны?
— Как понимаете слово «исцеление»?
— Давайте обратимся к толковым словарям, словарям глаголов, словарям синонимов и антонимов.
— Чем являются слова «исцеление» и «вылечить»? (Синонимами)
2). Работа с однокоренными словами.
— На листах зашифрованы однокоренные слова. Вставив вместо точек пропущенные буквы. Вы сможете их прочитать. Если кому то нужна помощь – обратитесь к словарю.
Цел . . . . . (Целитель, исцелить, целый, исцеление, целина, целебный, уцелеть, исцелять,
Цел . . цельный и т. д.)
.. цел …
Цел
(Значение сложных слов зачитываются детьми, так же дети могут записать эти значения в тетрадь – литературный словарик)
3). Работа с карточками.
(Карточки на доске, у детей сигнальные доски и маркеры)
-
рассказ
-
басня
-
былина
-
сказка
— К какому жанру вы отнесете этот текст? Докажите свой выбор. (Былинный герой)
— Что нам поможет доказать, что это былина?
(Толковый словарь. Былина – русская народная эпическая песня – сказание о богатырях. Если необходимо, уточняется значение слова «эпическая».
— Что вы знаете об Илье Муромце?
— Каких других былинных героев вы знаете? (Ответы детей)
Кто видел картину Виктора Васнецова «Богатыри»? (Слайд)
4. Работа со сладом.
— Где можно увидеть эту картину? ( В Третьяковской галереи)
-А знаете ли вы, что художник писал свое масштабное полотно около 20 лет.
Размер полотна 3,5 на 4, 5 м. Кто не был в галереи, советую обязательно сходить, а кто хочет больше узнать о подвигах русских богатырей, обратитесь в библиотеку школы или района. (Выставка книг).
5.Чтение
Чтение былины учителем и хорошо читающими учениками, во время чтения дети отмечают карандашом или клеящимися закладками сложные слова и словосочетания, затем с помощью словарей уточняется лексическое значение.
6. Вопросы по содержанию.
Домашнее задание: прочитать былину, выписать на закладки непонятные слова и выражение и найти их толкование в словаре.
В этот день на уроке русского языка проводится словарная работа по содержанию былины, на уроке математики решаются задачи, героями которых являются богатыри.
Ход урока. Урок № 2.
1.Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
(прочитать былину, выписать на закладки непонятные слова и выражение и найти их толкование в словаре)
1). Объяснение трудных слов.
2). Выборочное чтение.
3). Чтение про себя с выполнением задания:
— разделить текст на части;
-озаглавить части, отметив закладкой;
4). Дифференцированные задания. Инструктаж.
— У вас 2 вида закладок чистые и с названием частей. Вы самостоятельно выбираете, с какими будете работать.
— Кто самостоятельно называл части?
5). Чтение былины вслух по частям, коррекция границ частей текста.
— Как назвали? Кто считает, что граница части другая?
6). Составление плана и «индивидуального» плана (по выбору).
— Приклейте на лист названия частей по порядку на лист, чтобы получился «индивидуальный» план.
7). Анализ названий частей и составленных планов.
8). Пересказ былины по плану.
9). Дифференцированное задание. Написание отзыва или дополнение деформированного текста (по выбору).
10) Рефлексия. Подведение итогов.