Литература 4 класс.
Тема: М.М.Пришвин «Старый гриб».
Провела: Лукашова А.И.
Цель: выяснение мотивов поведения героев, их характеристика, авторская и собственная оценка героев;
создать условия для глубокого осмысления текста;
воспитание уважительного отношения к старости.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Ситуация успеха. 1.Мотивация
2.Рассказ о писателе. а/самостоятельное чтение.
2.Операцион- ные этапы. 1. Целеполагание.
2.Работа над текстом. а/ ассоциации
б/ чтение 1 части
в/чтение в парах 2 части
г/чтение цепочкой д/ комбиниро- ванное чтение
е/чтение само- стоятельное
ж/чтение 3 части
3.Свободное письмо.
4.Рефлексия. | — Какие произведения М.М.Пришвина вы знаете? — О чём он писал в своих рассказах? Сегодня мы познакомимся с рассказом М.М.Пришвина «Старый гриб».
— Но сначала, мы познакомимся с биографией писателя. — Прочитайте самостоятельно текст о М.М.Пришвине. — Что вы узнали о М.М.Пришвине? — Как вы думаете, что нужно делать, чтобы быть таким же ?
— Сегодня мы будем знакомиться с произведением с помощью метода постановки вопросов.
-Какие мысли у вас возникают, когда слышите словосочетание «старый гриб»? — Может ли он на что-нибудь сгодиться? — У вас есть дедушка – старый человек? — Какие ассоциации возникают с этими словами? (Доброта, забота, старость, костыль, аптека). — Как можно обратиться к старому человеку? (Отец, дедушка).
— Какие вопросы можно задать по этому отрывку, что вас заинтересовало? — Обиделись бы вы если б вашего деда назвали «старый гриб» ?
— Почему не давал покоя случай? — Прочитайте отрывок до слов «Здравствуйте…». — Как назвал М.М. птичку? (Товарищ по несчастью) — Прочитайте отрывок со слов «Через это лесное оконце…» до конца страницы. — С чем сравнивается сыроежка? — Для чего она пригодилась?
— Прочитайте отрывок со слов «Одна напилась…» до слов «Удаль…». — Что бы вы сделали с использованной вещью? — Как бы вы напились с грибной шляпки? — Почему М.М. поклонился сыроежке? — Приняли ли лесные жители М.М.? (Он не срезал гриб, значит, приняли).
— Как вы думаете, что случилось с М.М.? — К чему он призывает нас? — Как вы понимаете выражение «Жизнь – мудрая школа» ? — Может ли равнодушный человек понимать язык природы, животных? — Назовите две народные приметы о погоде.
Например: В апреле на дню семь погод. Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени. Если воробьи прячутся в солому – к морозу, к метели. Ветер с севера – к сильному морозу. В мае черёмуха зацветёт – похолодает. Листопад приходит скоро – холодная и ранняя зима. — Почему я назвала больше примет? — Есть ли между нами связь, если я старше, а вы младше? — Может ли на что-то сгодиться старый человек? — Каждый, кто живёт в нашем мире, имеет своё предназначение, свои задачи на земле, независимо от возраста. — Как же тогда следует относиться к старым людям, которые живут рядом с нами? Притча о японцах, которые сбрасывали стариков с высокой горы в древности.
— Приносят ли пользу старые растения в природе и старые люди в жизни?
— Понравился ли вам рассказ М.М.? — Что вдохновило писателя на создание этого рассказа? |
Самостоятельное чтение учащимися.
Ответы- рассуждения учащихся.
Ответы: червивый, сморщенный, высохший, не пригодный в пищу.
Составляют вопросы. Высказывают своё мнение.
Выборочное чтение. Чтение учитель-дети.
Предложения уч-ся. Рассуждают, доказывают.
отвечают.
Ответ детей.
Дети пишут 5 минут, затем делятся своими мыслями. |