Литература 4 класс.

Тема: М.М.Пришвин «Старый гриб».

Провела: Лукашова А.И.

Цель: выяснение мотивов поведения героев, их характеристика, авторская и собственная оценка героев;

создать условия для глубокого осмысления текста;

воспитание уважительного отношения к старости.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1.Ситуация

успеха.

1.Мотивация

2.Рассказ о писателе.

а/самостоятельное чтение.

2.Операцион- ные этапы.

1. Целеполагание.

2.Работа над текстом.

а/ ассоциации

б/ чтение 1 части

в/чтение в парах 2 части

г/чтение цепочкой

д/ комбиниро- ванное чтение

е/чтение само- стоятельное

ж/чтение 3 части

3.Свободное письмо.

4.Рефлексия.

— Какие произведения М.М.Пришвина вы знаете?

— О чём он писал в своих рассказах?

Сегодня мы познакомимся с рассказом М.М.Пришвина «Старый гриб».

— Но сначала, мы познакомимся с биографией писателя.

— Прочитайте самостоятельно текст о М.М.Пришвине.

— Что вы узнали о М.М.Пришвине?

— Как вы думаете, что нужно делать, чтобы быть таким же ?

— Сегодня мы будем знакомиться с произведением с помощью метода постановки вопросов.

-Какие мысли у вас возникают, когда слышите словосочетание «старый гриб»?

— Может ли он на что-нибудь сгодиться?

— У вас есть дедушка – старый человек?

— Какие ассоциации возникают с этими словами?

(Доброта, забота, старость, костыль, аптека).

— Как можно обратиться к старому человеку?

(Отец, дедушка).

— Какие вопросы можно задать по этому отрывку, что вас заинтересовало?

— Обиделись бы вы если б вашего деда назвали «старый гриб» ?

— Почему не давал покоя случай?

— Прочитайте отрывок до слов «Здравствуйте…».

— Как назвал М.М. птичку? (Товарищ по несчастью)

— Прочитайте отрывок со слов «Через это лесное оконце…» до конца страницы.

— С чем сравнивается сыроежка?

— Для чего она пригодилась?

— Прочитайте отрывок со слов «Одна напилась…» до слов «Удаль…».

— Что бы вы сделали с использованной вещью?

— Как бы вы напились с грибной шляпки?

— Почему М.М. поклонился сыроежке?

— Приняли ли лесные жители М.М.?

(Он не срезал гриб, значит, приняли).

— Как вы думаете, что случилось с М.М.?

— К чему он призывает нас?

— Как вы понимаете выражение «Жизнь – мудрая школа» ?

— Может ли равнодушный человек понимать язык природы, животных?

— Назовите две народные приметы о погоде.

Например:

В апреле на дню семь погод.

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

Если воробьи прячутся в солому – к морозу, к метели.

Ветер с севера – к сильному морозу.

В мае черёмуха зацветёт – похолодает.

Листопад приходит скоро – холодная и ранняя зима.

— Почему я назвала больше примет?

— Есть ли между нами связь, если я старше, а вы младше?

— Может ли на что-то сгодиться старый человек?

— Каждый, кто живёт в нашем мире, имеет своё предназначение, свои задачи на земле, независимо от возраста.

— Как же тогда следует относиться к старым людям, которые живут рядом с нами?

Притча о японцах, которые сбрасывали стариков с высокой горы в древности.

— Приносят ли пользу старые растения в природе и старые люди в жизни?

— Понравился ли вам рассказ М.М.?

— Что вдохновило писателя на создание этого рассказа?

Самостоятельное чтение учащимися.

Ответы- рассуждения учащихся.

Ответы: червивый, сморщенный, высохший, не пригодный в пищу.

Составляют вопросы. Высказывают своё мнение.

Выборочное чтение.

Чтение учитель-дети.

Предложения уч-ся. Рассуждают,

доказывают.

отвечают.

Ответ детей.

Дети пишут 5 минут, затем делятся своими мыслями.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here