Литературное чтение, 4 класс

Тема: Наше Отечество.

К.Ушинский «Наше Отечество». В. Песков «Отечество».

Сравнение текстов о Родине

Цели: познакомить с произведениями о Родине; учить понимать и сравнивать произведения о Родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока), П — умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, К — осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: воспитание любви к Родине, гордости за свою страну; анализ лирических произведений в стихотворной форме (наблюдение, настроение, пейзаж, средства художественной выразительности).

Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей, электронное приложение.

Тип урока: комплексное применение знаний и умений

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Речевая разминка

Родина

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

3. Александрова

— Прочитайте способом «птичий базар».

— Прочитайте, разделяя слова на слоги.

— Прочитайте с ускорением.

— Прочитайте с замедлением.

— Прочитайте с интонацией восхищения.

III. Актуализация знаний

  • Ребята, прочитайте стихотворения о Родине.

— Подберите слова, близкие по значению к слову Родина. (Россия, Отечество, отчизна.)

— Почему мы так называем нашу Родину? (Ответы детей.)

— К этому вопросу мы еще вернемся в конце урока, тогда и проверим, правы ли вы были. Сегодня мы продолжаем изучать новый раздел учебника. Кто запомнил его название? («О Родине, о подвигах, о славе».)

— Посмотрите, какие произведения авторы учебника поместили в него. (Стихи и рассказы поэтов и писателей о Родине. Картины известных художников.)

IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Определите тему и цели урока:

— Я предлагаю вам разгадать кроссворд и узнать слово, которое подскажет нам тему нашего урока. Вы согласны?

Вслух дети читают задания и разгадывают их.

Зелена, а не луг,
Белена, а не снег,
Кудрява, а не человек. (
Березка)

Издалека долго
Течет река 
 (Волга)

В летний зной хорошо напиться из него водицы (Родник)

Самые маленькие в семье (Дети)

Что выше леса,
Краше солнца,
Без огня горит?
 (Солнце)

Самое дорогое и первое слово, которое вы произнесли. (Мама)

Учитель. Какое слово вы разгадали?

— Родина

  1. Работа по теме урока

Знакомство с произведением К.Ушинского «Наше Отечество»

  • Прочитайте имя писателя, чье произведение мы будем изучать.

  • Что вы помните о нем? Какие его произведения мы читали? (Чтение те- ста учителем.)

  • Ваши впечатления?

  • О какой Родине говорит нам автор?

  • — Верно, у человека есть большая и малая Родина. Как вы это понимаете?

  • — Как называется та Родина, которая для всех одна? (Россия.)

  • Какой вы представляете себе свою Родину?

Просмотр презентации

  • — Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.

  • Родину, как и родителей, на чужбине не ищут.

  • Береги землю родимую, как мать любимую.

  • Своя сторона не бывает холодна.

  • Народной стороне и камешек знаком.

  1. Физкультминутка

  2. Творческое применение и добывание знаний

Знакомство с произведением В. Пескова «Отечество»

Василий Песков — автор рубрик газеты «Комсомольская правда» «Таежный тупик» и «Окно в природу». Очерки, написанные им, легли в основу книг с одноименным названием.

Все произведения Василия Пескова полны лиризма, поэтичны. На страницах своих книг автор талантливо раскрывает характеры и судьбы людей.

(Чтение текста хорошо читающими учащимися.)

  • Перечитайте оба произведения.

(Дети перечитывают тексты вслух.)

  • Что значит для вас слово Отечество?

  • Прочитайте последний абзац текста К. Ушинского. Как вы понимаете эти строки?

  • Обсудите в паре последнюю строчку текста В. Пескова. Объясните ее смысл.

  1. Рефлексия

  • Выберите любое начало предложения и продолжите его.

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за…

  • После урока мне захотелось…

  • Сегодня я сумел…

  1. Подведение итогов урока

  • Почему мы называем Отечеством Россию? («Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши».)

  • Какие чувства вызывают и воспитывают в читателе прочитанные на уроке произведения?

Домашнее задание

Читать произведения о Родине. Подготовить выразительное чтение одного из них.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here