Литературное чтение, 4 класс
Тема: Наше Отечество.
К.Ушинский «Наше Отечество». В. Песков «Отечество».
Сравнение текстов о Родине
Цели: познакомить с произведениями о Родине; учить понимать и сравнивать произведения о Родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока), П — умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, К — осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: воспитание любви к Родине, гордости за свою страну; анализ лирических произведений в стихотворной форме (наблюдение, настроение, пейзаж, средства художественной выразительности).
Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей, электронное приложение.
Тип урока: комплексное применение знаний и умений
Ход урока
-
Организационный момент
-
Речевая разминка
Родина
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
3. Александрова
— Прочитайте способом «птичий базар».
— Прочитайте, разделяя слова на слоги.
— Прочитайте с ускорением.
— Прочитайте с замедлением.
— Прочитайте с интонацией восхищения.
III. Актуализация знаний
-
Ребята, прочитайте стихотворения о Родине.
— Подберите слова, близкие по значению к слову Родина. (Россия, Отечество, отчизна.)
— Почему мы так называем нашу Родину? (Ответы детей.)
— К этому вопросу мы еще вернемся в конце урока, тогда и проверим, правы ли вы были. Сегодня мы продолжаем изучать новый раздел учебника. Кто запомнил его название? («О Родине, о подвигах, о славе».)
— Посмотрите, какие произведения авторы учебника поместили в него. (Стихи и рассказы поэтов и писателей о Родине. Картины известных художников.)
IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— Определите тему и цели урока:
— Я предлагаю вам разгадать кроссворд и узнать слово, которое подскажет нам тему нашего урока. Вы согласны?
Вслух дети читают задания и разгадывают их.
Зелена, а не луг,
Белена, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Березка)
Издалека долго
Течет река (Волга)
В летний зной хорошо напиться из него водицы (Родник)
Самые маленькие в семье (Дети)
Что выше леса,
Краше солнца,
Без огня горит? (Солнце)
Самое дорогое и первое слово, которое вы произнесли. (Мама)
Учитель. Какое слово вы разгадали?
— Родина
-
Работа по теме урока
Знакомство с произведением К.Ушинского «Наше Отечество»
-
Прочитайте имя писателя, чье произведение мы будем изучать.
-
Что вы помните о нем? Какие его произведения мы читали? (Чтение те- ста учителем.)
-
Ваши впечатления?
-
О какой Родине говорит нам автор?
-
— Верно, у человека есть большая и малая Родина. Как вы это понимаете?
-
— Как называется та Родина, которая для всех одна? (Россия.)
-
Какой вы представляете себе свою Родину?
Просмотр презентации
-
— Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.
-
Родину, как и родителей, на чужбине не ищут.
-
Береги землю родимую, как мать любимую.
-
Своя сторона не бывает холодна.
-
Народной стороне и камешек знаком.
-
Физкультминутка
-
Творческое применение и добывание знаний
Знакомство с произведением В. Пескова «Отечество»
Василий Песков — автор рубрик газеты «Комсомольская правда» «Таежный тупик» и «Окно в природу». Очерки, написанные им, легли в основу книг с одноименным названием.
Все произведения Василия Пескова полны лиризма, поэтичны. На страницах своих книг автор талантливо раскрывает характеры и судьбы людей.
(Чтение текста хорошо читающими учащимися.)
-
Перечитайте оба произведения.
(Дети перечитывают тексты вслух.)
-
Что значит для вас слово Отечество?
-
Прочитайте последний абзац текста К. Ушинского. Как вы понимаете эти строки?
-
Обсудите в паре последнюю строчку текста В. Пескова. Объясните ее смысл.
-
Рефлексия
-
Выберите любое начало предложения и продолжите его.
-
Сегодня на уроке я узнал…
-
На этом уроке я похвалил бы себя за…
-
После урока мне захотелось…
-
Сегодня я сумел…
-
Подведение итогов урока
-
Почему мы называем Отечеством Россию? («Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши».)
-
Какие чувства вызывают и воспитывают в читателе прочитанные на уроке произведения?
Домашнее задание
Читать произведения о Родине. Подготовить выразительное чтение одного из них.