Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Самара

ВЛИЯНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДРАМОГЕРМЕНЕВТИКИ НА ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

подготовила

заместитель директора по УВР

Фролова Ирина Сергеевна

г. Самара

2012

Повышение качества обученности у учащихся начальных классов – одна из фундаментальных проблем современной школы. Как сделать урок литературного чтения в начальной школе одновременно интересным и продуктивным? Какие приемы и методы будут наиболее эффективны? Многие педагоги, работающие с младшими школьниками хоть один раз, но задавали себе эти вопросы. Решение этих проблем, в применении на уроках литературного чтения драмогерменевтики — это нечто иное, как взаимосвязь «театральной педагогики», «артистизма педагогического труда», «социоигровой педагогики» и «герменевтики».

Именно «совместное проживание» урока учащимися класса и педагогом, помогает сохранить и неповторимость каждого задания, интерес к предмету, повышая мотивацию. Несомненно, каждый педагог в начальной школе использует различные дидактические игры на своих уроках, но это недостаточно. Драмогерменевтика — это целостный курс урока литературного чтения, а не одного какого-то элемента. Для того, чтоб воздействие на учащихся было продуктивным, урок выстраивается по законам «драматургического действия»: пролог – завязка — развитие действия – кульминация – развязка — эпилог. И обязательно урок должен быть необычный, с загадкой, которую хотелось бы разгадать. Нетрадиционная форма подачи нового материала дает возможность сохранить положительное отношение учеников к учебной деятельности и является хорошим стимулом для самостоятельного изучения нового материала.

На уроках литературного чтения разыгрываются сценки по литературным произведениям. В сценках участвуют небольшие группы учеников, но также возможно участие и всего класса, без репетиций и подготовки, что особенно важно. Повышается внимание и работоспособность каждого ученика. Каждый ребенок раскрывается на таких уроках по-новому. Благодаря такой совместной работе у детей развивается образно-ассоциативное мышление, воображение, фантазия. Поскольку игра для учащихся является привычной формой общения, в ней они себя чувствуют наиболее комфортно. Данный метод позволяет в наибольшей степени раскрыть способности каждого ребенка. Творческие задания пронизывают весь урок от начала до конца.

В своей работе на уроках литературного чтения использую «литературные экспедиции». Условно определяю работу над текстом в три этапа: творческая мастерская, литературные раскопки, исследование текста.

При работе над этапом «Творческая мастерская» используются следующие виды работ:

1. Составление диафильма. Текст делится на смысловые части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись, отражающую главную мысль рисунка. Затем все рисунки соединяются друг с другом и используются для пересказа текста. При возможности можно составить презентацию и на следующем уроке при проверке домашнего задания облегчить работу над пересказом.

2. «Теневой» театр. Любой отрывок из произведения можно инсценировать с помощью «теневого» театра. Фигуры героев готовятся заранее педагогом, родителями или учащимися на уроках художественного труда.

3. Кукольный спектакль. Куклы и игрушки помогают и при проведении контрольно — обобщающих уроков, они оживляют такие уроки, проводя их в нестандартной форме. Это настоящие уроки – праздники.

4. Литературно — музыкальные композиции используются при изучении стихотворений.

«Творческая мастерская», с моей точки зрения, способствует выполнению важных методических задач:

— созданию психологической готовности детей к речевому общению друг с другом;

— обеспечению естественной необходимости многократного повторения пройденного материала.

Этапы «Литературные раскопки» и «Исследование текста».

Основным приемом, обеспечивающим повышение качества обученности по литературному чтению, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Именно этот этап позволяет ученику открыть что-то новое, что не заметил при первом чтении, провести более глубокий анализ текста. Цель учителя – создать благоприятные условия для работы над содержанием текста, использовать разнообразные методы и виды работ. Для реализации данных этапов использую «литературное солнышко». (Фото 1)

Фото 1

Конспект урока для 4 класса "Влияние элементов драмогерменевтики на повышение мотивации у младших школьников на уроках литературного чтения"

Задания схематично изображены на лучиках солнышка. В зависимости от темы и целей урока, задания на лучиках меняются:

  1. Жужжащее чтение

  2. Чтение «цепочкой»

  3. Чтение текста одновременно парами, тройками и тд.

4. «Микрофон». Задай вопросы главному герою. Эта игра вызывает повышенный интерес у учащихся, каждому хочется побыть в роли ведущего.

  1. «Найди меня». Учитель или ученик начинает читать предложение, а остальные учащиеся находят его продолжение и дочитывают.

  2. Чтение под музыку.

  3. Составление викторины по произведению.

  4. «Прятки». Учитель читает текст и пропускает слово, или несколько слов. Учащиеся должны найти пропущенное слово или словосочетания.

  5. Составление кроссворда, ребусов, анаграмм.

  6. Чтение или пересказ по ролям (без слов автора, чтение или пересказ по ролям с помощью мимики, жестов)

  7. Чтение отрывка текста, которые можно прочитать грустно, весело, печально, безразлично и тд.

Созданию ситуации успеха, повышению стимула к учению и мотивации к литературному чтению, способствуют также творческие задания – написание сочинений и прочтение лучших из них, проектные задания, чтение сказок, стихов, работа с пословицами и скороговорками, участие в конкурсах чтецов, школьной олимпиаде по литературному чтению и в праздниках перед гостями и родителями.

Очень важным и необходимым в современном образовании является сохранение физического и психического здоровья ребенка. На уроках литературного чтения для снятия напряженности, усталости, а также для создания оптимальных условий комфорта для детей, необходимо использовать физкультминутки с элементами драмогерменевтики.

Урок должен проходить непринужденно, тон педагога — дружелюбный, который создает приятную, располагающую к занятиям обстановку.

Для реализации творческих способностей учащихся по литературному чтению, разрабатываются нетрадиционные формы уроков: уроки-утренники, уроки-конкурсы, олимпиады, соревнования, путешествия. Большинство из перечисленных уроков — это формы контрольно-обобщающих уроков, благодаря которым ребёнок не подозревает, что его контролируют, и показывает в непринуждённой форме свои знания, умения и навыки. Эти уроки позволяют отслеживать результаты каждого ребенка, делают процесс обучения более эффективным.

Главным положительным результатом использования драмогерменевтики на уроках литературного чтения является интерес учащихся к предмету, стремление совершенствовать свои знания по данному предмету, развитие положительной мотивации, высокое качество знаний и умений.

За период с 2006г. по 2009г. проводилось исследование итоговых отметок в классах, в которых обучение проводилось с использованием драмогерменевтики. Результаты исследования показывают, что при 100% успеваемости качество обученности с 2006 года по 2009 год выросло с 80% до 100%. (2 «Б» класс – 2006-2007 уч. год- качество обученности 80%, 3 «Б» класс- 2007-2008 уч. год- качество обученности 93,3%, 4 «Б» класс- 2008-2009 уч. год – качество обученности – 100%).

Я считаю, что использование драмогерменевтики дает толчок развитию творческого потенциала не только у учащихся, то и самого учителя, что делает его работу интересной, а самое главное повышается мотивация к изучению литературного чтения как учебного предмета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. http://didaktor.ru/priyom-pedagogicheskoj-texniki-dramogermenevtika/

2. http://www.krirpo.ru/etc.htm?id=558

3. http://openlesson.ru/ii-o-tryox-sostavlyayushhix-dramogermenevtiki/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here