Литература 4 класс.
Тема: Ы.Алтынсарин «Щедрый человек».
Провела: Лукашова А.И.
Цель: — Создать условия для глубокого осмысления текста, его темы, основной мысли.
— Выяснение мотивов поведения героев.
— Воспитание нравственных качеств: щедрости, доброты.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | |||||||
1.Ситуация успеха.
1.Всту пительная беседа. 2.Операционные этапы. 1.Целепо лагание:
2.Изуче ние автобио графии писателя. А)Работа в группах (метод пометок).
Б)Состав- ление хроноло гической таблицы. 3.Состав ление дискус- сионной карты. 4.Работа со соварём. |
— Каких деятелей казахской литературы вы знаете? Портреты. ( А.Кунанбаев, М.Алимбаев, О.Сулейменов, Ы.Алтынсарин). -Какие произведения этих писателей вы помните?
-Мы сегодня на уроке изучим жизнь и деятельность Ы.Алтынсарина более глубоко.
-Какая информация для вас новая? Какая известная?
Родился 20 октября 1841г. Выдающийся 1864г.-открытие школ деятель. для женщин. Отец погиб, Занимается вопросом воспитывался Портрет сближения Казахстана у деда. писателя. с Россией. 1850г.начал 1869г.открывает учиться. начальную школу 1859г.-переводчик. для детей.
— Расставьте цифры по порядку событий.
— Является ли Ы.Алтынсарин педагогом-новатором? Начните со слов: — Ядумаю, что… — Что же он писал? (Автор притч).
— Откройте литературный словарик и найдите значение слова притча. Притча – это небольшой рассказ, содержащий поучение. | Ответы учащихся.
Самостоятельное изучение информации (текст раздаётся).
Уч-ся выбирают из текста этапы жизни и дея- тельности писателя.
Самостоятель — ное письмо уч-ся.
Ответы детей. | ||||||
5.Работа с дневни- ком двойной записи. А) Ассо- циация.
Б)Эссе.
В)Словар- ная работа.
6.Работа над текс- том.(ме- тод пос- тановки вопросов) А)Чтение учителя.
7.Дебаты.
8.Чтение эссе. | — Поясните, как вы понимаете.
— Как вы понимаете слово щедрость?
— Напишите свой рассказ, используя эти слова: ребёнок, заболел, мама, чуткий, человек, заботливый, пожар, бездомный. (5 мин.).
-Как вы понимаете слова? Ветхая, кров, лишения, возомнить, чуждаться.
— Почему он так работал? — Каким человеком был Атымай? -Как он жил? — Почему он всё время работал? — Как объяснил он причину людям?
— Действительно ли то, что если человек богат, то он перестаёт понимать бедных? — Действительно ли то, что трудящийся человек является примером для будущего поколения? -Действительно ли то, что хлеб, заработанный своим трудом – вкуснее? — Действительно ли то, что человек, возомнивший себя самым богатым – грешный человек? — Что бы вы сделали, если у вас было бы много денег? — Какими чертами должен обладать герой притчи? Подтвердите качество характера словами из текста.
— Мы вернулись к началу урока, который начали с вопроса о щедрости и закончим чтением своих рассказов — Находим сходство с притчей. – Что совпало? Что не совпало? — Чей рассказ понравился?
|
Дети подбира- ют синонимы: доброта, благородство, великодушие, бескорыстие. Сам-ное письмо.
Объясняют значение слов.
Ответы уч-ся словами из текста.
Рассуждения уч-ся.
Выборочно читают.
Выступления с эссе. | ||||||
9.Дискус- сионная карта.
10.Твор- ческая работа: пятисти- шие.
11.Реф- лексия.
12.Дом. задание.
13.Само- оценка. | — Прав ли автор, назвав Атымая щедрым? — Подтвердите в группах.
— Напишите пятистишие о притче.
— Что узнали нового? Что уже знали?
— Напишите рассказ «Щедрый человек, который встретился в моей жизни».
— Оцените себя в баллах. | От группы выступает 1 уч-ся.
Перечисляют.
Самостоятельно выставляют баллы за задания на уроке. |