«Смерть ради жизни»

Урок по рассказу И. А. Бунина «Лапти»

План-конспект урока по литературе в 7 классе

Тип урока: ОНЗ

Основной метод: технология продуктивного чтения.

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

  1. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

  2. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

  3.  Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями. 

 Цель урока: познакомить с творчеством И. А. Бунина  и рассказом  «Лапти»

Задачи урока: развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Оборудование: тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти», портрет писателя, компьютерная презентация о И.А.Бунине, запись музыки Свиридова «Метель», выставка книг писателя, лапти.

Ход урока

I. Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

  • Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека?  — Кто он может быть по профессии? (Писатель).

Сегодня мы познакомимся с одним из произведений И.Бунина. Зная автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся?

Записываю на доске предположения

Давайте прочитаем, как И.Бунин назвал своё произведение?.

Предположите, о чём будет это произведение. Высказывания детей записываются на доске.

Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что на ней изображено? Можете предположить, о ком пойдёт речь?

Высказывания детей записываются на доске.

«Стратегия ключевых слов» Фразы на доске

Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

— Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события? 

Работа в четвёрках. Один человек из группы  делает свой прогноз.

Постановка задачи: А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором. Учитель ставит задачу провести диалог с автором через текст и соотнести свою интерпретацию с авторским видением

IIэтап: Работа с текстом во время чтения:

.Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.

Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений. Начинаю читать текст сама, далее 2-3 хорошо читающих ученика и самостоятельное чтение детьми про себя.

Выясняем, какое из предположений подтвердилось.

 «Чтение вслух с остановками».

После прочтения  каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.

ЛАПТИ

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок.

-Почему автор обращает внимание на погодные условия?

И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами,—от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь?

-В какое время года происходит действие рассказа?

-Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении? (Эпитет – «непроглядная вьюга»)

-Что просит больной ребёнок? (Больной ребёнок просит красные лапти.)

— Как вы думаете, где  мог видеть лапти сын барыни? (У крестьянских детей.)

-Почему мать одна переживает за сына?

-Чем можно помочь сыну?

Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть…

-Что имеет ввиду автор под словосочетанием «в такую страсть»?

-Давайте предположим, чем можно было бы еще помочь?

Стукнуло в прихожей,— Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

Ну что, барыня, как? Не полегчало?

Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит…

Лапти? Что за лапти такие?

А господь его знает. Бредит, весь огнем горит…

Мотнул шапкой, задумался.

Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо:

-С какими героями вы познакомились?

-Кто такой Нефед?

— Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование) (Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.)

Почему мать мальчика называет его Нефедушка?

-Почему он интересуется состоянием мальчика?

-Что заставило героя задуматься?

-О чем он мог задуматься?

-Почему автор описывает одежду Нефеда?

-Что значит здесь слово твердо?

Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

Как добывать?

— В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином не хитрое дело.

Словарная работа: фуксин- краситель красного цвета, главным образом для крашения бумаги и кожи

Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где же в такой ужас дойти!

Еще подумал.

Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то…

-Чем опасно то решение, которое принял Нефед? Чего он не учел?

-Почему он не подумал об этом?

И, приотворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было.

Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую пору не вернешься.

Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее.

Словарная работа: зипун- верхняя крестьянская одежда из грубого сукна.

Словарная работа: Обыдёнкой — в тот же день.

-Почему Нефед делал все это , ни слова не говоря?

-Что значат слова писателя «бешено несущееся степное море»?

-Что взял с собой Нефёд? Для чего? (Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал,  как средство опоры в метель.)

-Как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?

-Переживали ли домашние о Нефёде? (Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.)

-Почему Нефед не вернулся, что с ним могло случиться?

-Почему ночь казалась еще страшнее?

Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.

Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями.

-Есть ли надежда на улучшение состояния мальчика?

А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

Господи, помоги! Господи, защити!

-Каково состояние матери ? Надеется ли она на положительный исход событий?

А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно.

-Почему стук в окно был «зловещим»? Кто мог стучать в окно?

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело,— белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда.

-Что произошло? Как мужики нашли Нефеда?

Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек…

-Что значит фраза автора «решили пропадать»?

-Почему автор заканчивает своё предложение многоточием?

Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье…

-Почему спаслись мужики?

-Как вы думаете, сделал ли Нефед то, что пообещал?

-Почему автор и это предложение заканчивает многоточием?

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

III. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
1. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом.

Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла.

-Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (Думаю, что он выздоровеет.)

         — Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

— Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? (Да. Ради жизни мальчика.)

-Как можно назвать тему нашего урока?( «Смерть ради жизни») Как вы понимаете это выражение? (смерть помогла кому-то выжить)

-Чью жизнь спас Нефед?

— Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? (Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.)

-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.)

-Каково по жанру прочитанное произведение и почему? Называем и записываем признаки рассказа как жанра (описан 1 эпизод из жизни героев; небольшой объем – 1 страница; несколько героев: мать, Нефед, новосельские мужики, мальчик.)

3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации.

Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора .

-Почему рассказ так назван?

-Заглавие связано с темой произведения или идеей?

Постановка цели урока (сначала учениками, затем учителем)

Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни».

          Вывод: Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.

2. Рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

-Чтение стать в учебнике о И.Бунине.

Вопросы по иллюстрации:

-Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

-Точен ли художник в деталях?

-Совпадает ли его видение с вашим?.

VI. Рефлексия.

           Вы сегодня очень хорошо работали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока. Я даю вам слова-подсказки: лапти, смерть, Нефёд, мальчик, вьюга, стук, барыня, беда. (Схема синквейна на экране)

  • Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:

Правила составления синквейна.

        правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

        вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

        третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

        четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

        пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Примеры синквейна:

1.  ЕЛЬ

2.  ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.

3.  РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.

4.  Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.

5.  ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО.

            Проверка синквейнов. Учащиеся зачитывают их вслух.

 VII. Итог урока.

— Что понравилось сегодня на уроке?

— Оценки.

Домашнее задание. Написать отзыв о произведении И.Бунина.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here