Конспект урока литературного чтения 2 класс

Б. Житков «Храбрый утёнок».

Цель:

1. Познакомиться с творчеством и биографией Б. Житкова.

2. Развивать умение составлять картинный и словесный план к произведению.

3. Формировать умения и навыки младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух.

4. Воспитывать чувства справедливости, взаимовыручки, дружбы, умения постоять за себя и товарищей.

Оборудование:

компьютер и проектор, магнитофон, аудиозапись рассказа, аудиозапись для физминутки («Танец маленьких утят»), портрет писателя Б.Житкова, детские книги для выставки, иллюстрации картинного плана, карточки словесного плана, держалка, карточки с многосложными словами для тренировки, маски утят и стрекозы для инсценирования.

I. Организационный момент.

(Слайд 1)

II. Сообщение темы и цели урока.

— На сегодняшнем уроке мы встретимся с творчеством нового писателя. Это замечательный автор многих произведений, путешественник, человек, который сменил несколько профессий, и в каждой он достиг мастерства. Он был механиком, капитаном, рыбаком, охотником, дрессировщиком. И, очевидно, что человек с такой богатой биографией не смог не стать писателем. Он сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и отважных. Его книги учат добру и самым лучшим качествам человека. Имя этого человека – Борис Степанович Житков. (портрет) (Слайд 2)

— Послушайте отрывки из некоторых произведений Б. Житкова.

(чтение отрывков учителем + выставка книг)

— А особенно мне нравится этот рассказ___________________

— О чём писал Б.Житков?

— Вы смогли заметить, что произведения писателя о природе и интересных природных фактах и явлениях.

III. Изучение нового материала.

1) Подготовительная работа.

— Сегодня мы познакомимся с одним из его произведений.

— Откройте страницу учебника 82. Что бросается в глаза? ( Ф.И. автора, но нет заголовка.)

— Не читая, предположите, о чём это произведение? На страницах есть подсказки. ( о природе, о животных, об утятах)

(На доске слова (предположения детей) – утята,…)

— Но без прочтения произведения, трудно определить его тему. Опираясь только на иллюстрацию, мы лишь можем предположить, о чём оно.

— Значит, всё-таки, читать произведение необходимо.

2) Первичное восприятие текста.

— Ну, а теперь, я предлагаю вам прослушать это произведение.

(аудиозапись)

— Поделитесь своими впечатлениями о прослушанном.

— Какие разные чувства, эмоции у вас возникли после прослушивания этого текста.

— А самим хочется перечитать этот текст?

3) Чтение текста хорошо читающими детьми.

— В этом тексте могут встретиться многосложные слова, которые требуют тренировки. Давайте с ними поработаем. (Слайд 3)

(чтение слов по слогам и целыми словами с использованием держалки)

— Встретились ли среди прочитанных слов непонятные?

— А теперь давайте прочитаем сами.

(чтение текста 4 человека)

— Оказались ли наши предположения верными?

— Да, здесь речь идёт и об утятах, и о стрекозе, но главный герой – это утёнок Алёша.

4) Озаглавливание текста.

— Озаглавьте этот текст сами.

— Авторы учебника предлагают следующие заголовки, посмотрите на с.82. Может мы уже выбрали такой же? (Слайд 4)

— Какой из них наиболее подходящий? Почему?

— Верно, в заголовке «Храбрый утенок» отражена тема произведения – храбрость.

— Где можем убедиться, что наши мысли совпали с мыслями автора?

— Откроем оглавление и посмотрим по содержанию.

— Совпали наши мысли с автором? (Слайд 5)

5) Определение жанра произведения.

— Попробуйте определить жанр этого произведения.

(предположения детей)

— Какой сказочный элемент присутствует в этом произведении? (герои наделены речью)

— Чтобы лучше понять поступки героев, автор наделил их речью.

— А что ещё есть сказочного?

(учитель зачитывает отрывки)

— Но такое могло произойти и в обычной жизни. (хозяйка выносит утятам корм, они его едят,… )

— Это рассказ с элементами сказки. И тема его – храбрость.

— Что такое храбрость? (Слайд 6)

Храбрость — мужество и решительность в поступках, отсутствие страха, смелость.

— В чём проявилась смелость утёнка?

— Как ещё можно назвать утёнка Алёшу, подберите синонимы.

(на доске – отважный, смелый, мужественный, доблестный)

— А почему именно храбрым, а не смелым и отважным называет Б.Житков утёнка Алёшу?

— К маленькому герою, к ребёнку, а именно с ним автор сравнивает утёнка, даже называет его детским именем – Алёша, больше подходит слово «храбрый».

Пока маленький, можно сказать храбрый, смелый, а подрастая, мы говорим о человеке отважный.

Физминутка

— Давайте встанем из-за парт, прославим храброго Алёшу танцем.

(танцевальные движения под музыку )

6) Составление плана.

— Вспомните, как называется раздел, по которому мы сейчас работаем?

(план и пересказ)

— Какие виды плана вы уже знаете? (картинный план и словесный)

— Сейчас вам предстоит проделать работу, связанную с видами плана. Я предлагаю поработать по группам.

1 группа –разложить иллюстрации в соответствии с рассказом.

2 группа — расставить в нужном порядке заголовки частей текста.

-Приступаем к работе. Кто справится, по 2 человека от каждой группы, полученное расположить на доске.

(дети выполняют задание в группах по заготовкам)

— Взаимопроверка: 1 группа проверяет правильность работы 2 группы, а 2 группа – первой. Если есть сомнения и вопросы, ставьте ? напротив.

(соотнесение картинного плана и заголовка)

План:

1.Кормление утят.

2.Страх.

3.Нетронутая еда.

4.Смелое обещание утёнка.

5.Сражение.

6.Угощение для спасителя.

— Что получилось? (словесный план и картинный)

— Как ещё можно проверить, что оба плана составлены верно? ( объединить оба плана, они должны совпасть)

(соотнесение картинок и заголовков)

— Перед вами два плана. В чём их сходство? (одинаковое количество частей; последовательность событий)

— А в чём различие? (в картинном плане – иллюстрации, а в словесном заголовки)

— Какой план на ваш взгляд наиболее удобный? Почему?

— Для чего нужен план? (чтобы было легче пересказать текст)

IV. Первичное закрепление.

— Прочитайте отрывок из рассказа, который соответствует первому пункту плана. (Слайд 7)

(«Каждое утро выносила хозяйка….., а сама уходила.»)

— Давайте проинсценируем эпизод, как утята испугались стрекозу. (Слайд 8)

(1 ученик читает отрывок, 3 утёнка и стрекоза)

(«Как только утята подбегали к тарелке,…….Они боялись, что стрекоза прилетит опять.»)

— Следующая часть называется «Нетронутая еда». Кто хочет пересказать её? (Слайд 9)

(«Вечером хозяйка убирала тарелку……, голодные ложились спать.»)

— Найдите отрывок, в котором речь идёт об обещании, которое дал Алёша маленьким утятам. Прочитаем по ролям. (Слайд 10)

— Сколько ролей выделим?

— С какой интонацией будем читать слова утёнка Алёши? (смело, важно)

— А слова утят? (испуганно)

(«Однажды к утятам…. испугаешься и побежишь.»)

— Прилетела стрекоза,

Как горошины глаза.

Народ местный испугался,

Лишь один храбрец остался.

— Найдите в тексте отрывок, который можно отнести к этому четверостишию. (Слайд 1)

(«На другое утро…. и с поломанным крылом улетела»)

— Перескажите последнюю часть этого рассказа. (Слайд 12)

(«С тех пор….,что он спас их от стрекозы.»)

V. Итог урока.

— На доске 2 русские народные пословицы. Прочитайте. (Слайд 13)

ГДЕ СМЕЛОСТЬ, ТАМ И ПОБЕДА.
ГДЕ СТРАХ, ТАМ И КРАХ.

-Объясните смысл первой. (смелый всегда побеждает)

— Как понимаете слово «крах»? (неудача, провал)

-Кому бы из героев вы могли бы подарить эти пословицы в качестве совета?

— А какую вы бы взяли на вооружение?

— А у коми народа есть такая пословица: ДВА ИВАНА, А МЫШЬ НЕ БОИТСЯ.

— Как объясните смысл этой пословицы?

— Иван- это самое распространенное мужское имя на Руси. Иванами обычно называли сильных и крепких мужчин. Коми народ – невысокий, но коренастый.

— Раньше в коми деревнях сильного, крепкого, большого мужчину называли два Ивана.

Почему же сильного, большого мужчину даже маленькая мышка не боялась?

(потому что он был трусливым)

— У каждого человека, а особенно ребёнка, могут быть свои страхи. Кто-то боится больших собак, кому-то страшно оставаться дома одному, кто-то боится отвечать на уроке. Но преодолеть свой страх, победить его, это очень важно. Стать смелым — это значит уметь преодолеть свой страх.

— Какова главная мысль этого рассказа? Что вы вынесли с урока? (не надо бояться пустых страхов)

VI. Домашнее задание.

(Слайд 14)

— К следующему уроку подберите пословицы, которые могут научить храбрости. Может, вы подберёте и коми пословицы.

— Какое задание ещё можно выполнить по плану? (пересказать по нему рассказ)

— Если вам захотелось почитать произведения Б. Житкова, я предлагаю вам воспользоваться нашей выставкой книг.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here