МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» ГОРОДА ЖИЗДРЫ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект урока литературного чтения в 4 классе
…прекрасное, чем должен жить человек…
Чтение рассказа К. Г. Паустовского
«Корзина с еловыми шишками».(Урок 1)
подготовила
учитель начальных классов
Федотова Людмила Ивановна
Тема урока: «…прекрасное, чем должен жить человек…»
Чтение рассказа К. Г. Паустовского
«Корзина с еловыми шишками».(Урок 1)
Цели урока:
-
аналитическое восприятие текста рассказа;
-
развитие творческого воображения через слово и музыку.
Оборудование: записи музыки Э. Грига, карточки с текстом, презентация с видами Норвегии, портретами Паустовского и Грига.
Ход урока.
I. Введение в новую тему.
-
Сообщение темы урока. (слайд 1)
-
Беседа об авторе произведения К. Г. Паустовском. (Книги детей закрыты)(слайд 2)
-
Предугадывание содержания рассказа по названию. (??? – сказать что-то трудно)
-
Словарная работа: (слова на доске) (слайд 3)
Северная страна Норвегия
город Берген
Эдвард Григ
Симфоническая музыка
Дагни Педерсон
Хагеруп Педерсен
Магда
Нильс
5. Беседа о Норвегии.(слайд 4-5)
6. Беседа о Григе. (Звучит музыка Грига)(слайд6-7)
III. Первичное чтение рассказа.
1. Чтение первой части в лицах подготовленными детьми.
Вопросы по прослушанной части к детям:
-
Что делал в лесу композитор Григ?
-
Почему он приходил сюда не однажды?
-
Зачем пришла в лес дочь лесника?
-
Для чего она собирала еловые шишки?
-
О чем разговаривали герои?
-
Что в разговоре главное?
-
Почему Григу захотелось сделать подарок девочке? (Мала, трудолюбива, доверчива, мила, а главное имеет доброе сердце – умеет думать о других).
Физкультминутка. (Упражнения для глаз)
-
Плотно закрывайте и широко открывайте глаза 5-6 раз.
-
Смотрите вверх, вниз, вправо, влево пытаясь как будто кого-то найти, голову не поворачивать.
-
Вращение глазами по кругу по часовой стрелке, потом в обратную сторону.
-
Крепко зажмуриться на 3-5 секунды, затем открыть на такое же время – повторить 6-8 раз.
-
зафиксировать тело, быстро и усердно моргать в течении
1 минуты.
6. Смотреть перед собой 2-3 секунды. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и посмотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.
2. Последующие части читаются в классе с использованием технологии РКМЧП (Развитие критического мышления посредством чтения и письма) . (слайд 8)
Технологическая карта чтения по карточкам-частям текста.
Осмысление | Рефлексия | |
Выдвижение версий, связанных с развитием сюжета. (Составление кластера) | Сопоставление версии с новым фрагментом текста. (Инсерт) | Выдвижение новой версии развития сюжета. (Возвращение к кластеру) |
— Продолжение чтения рассказа с использованием метода «чтение с остановками» (текст порезан на части): каждый раз в момент остановок учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета, т.е. выступают в своем роде соавторами писателя.
После чтения и осмысления каждой части текста детям предлагается вопрос: « Как вы теперь полагаете, о чем пойдет речь далее?» ( Выслушиваются предположения детей. Текст рассказа разделен учителем на 9 частей (первая часть прочтена в лицах, а часть о том, как Дагни слушала музыку, подаренную ей Григом, читает учитель), и каждый раз перед чтением новой части (кроме первой, уже услышанной и обсужденной в начале урока, дети выдвигают свои версии развития сюжета. Познакомившись со следующим фрагментом текста, те дети, версии которых не совпали с авторской, должны спокойно отказаться от своей точки зрения. После того как прочитана последняя часть, наступает последняя стадия – рефлексия. Проводится беседа с детьми, предметом которой станет формулировка идеи произведения.
IV. Рефлексия.
Что прекрасного для себя вы открыли в рассказе?
Что вас удивило, восхитило?
Чем же должен жить человек? (вернуться к теме урока и зачитать в тексте)
Объявляется тема следующего урока: «Волшебник и великий музыкант».
V. Домашнее задание: перечитать текст с целью выполнения задания в тетради.
VI. Оценивание работы класса, выставление отметок.
Карточки для чтения детям.
1.
В Бергене все было по-старому.
Все, что могло приглушить звуки, — ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.
Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль…
Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.
Тогда в тишине еще долго звучала только одна маленькая струна, будто это плакала Золушка, обиженная сестрами. Григ, откинувшись, слушал, пока этот последний звук не затихал на кухне, где с давних пор поселился сверчок…
Григ писал музыку для Дагни Педерсон больше месяца.
Началась зима. Туман закутал город по горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонько посапывая паром.
Вскоре пошел снег. Григ видел из своего окна, как он косо летел, цепляясь за верхушки деревьев.
Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык…
Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке.
«Спасибо!» — говорит она, сама ещё не зная, за что она благодарит его.
«Ты как солнце, — говорит ей Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил всё твоё существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе не говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Потому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни…»
Григ думал так и играл обо всем, что думал. Он подозревал, что его подслушивают. Он даже догадывался, кто этим занимается.
2.
Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачки из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье.
Каждый слушал по-своему.
Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля.
Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылез из трещины в кафельной печке и поглядывал в щелку за Григом.
Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, ливший ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около её босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из дома Грига.
Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.
3.
В восемнадцать лет Дагни окончила школу.
По этому случаю отец отправил её погостить к своей сестре Магде. Пускай девочка (отец считал её ещё девочкой, хотя Дагни была уже стройной девушкой, с тяжелыми русыми косами) посмотрит, как устроен свет, как живут люди, и немного повеселится…
Магда работала театральной портнихой. Муж её Нильс служил в том же театре парикмахером.
Жили они в комнатушке под крышей театра…
В комнате у тетушки Магды было множество театральных вещей: парчи, шелка, тюля, лент, кружев, старинных фетровых шляп с чёрными страусовыми перьями, цыганских шалей, седых париков, ботфортов с медными шпорами, шпаг, вееров и серебряных туфель, потёртых на сгибе. Всё это приходилось подшивать, чистить и гладить.
В комнату надо было подниматься по крутой лестнице. Там всегда пахло краской и лаком для позолоты.
4.
Дагни часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие. Но после спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели.
Напуганная этим, тётушка Магда успокаивала Дагни. Она говорила, что нельзя слепо верить тому, что происходит на сцене. Но дядюшка Нильс… сказал, что, наоборот, в театре надо верить всему. Иначе людям не нужны были бы никакие театры. И Дагни верила.
Но всё же тётушка Магда настояла на том, чтобы пойти для разнообразия в концерт…
5.
Был теплый июнь. Стояли белые ночи. Концерты проходили в городском парке под открытым небом.
Дагни пошла на концерт вместе с Магдой и Нильсом. Она хотела надеть своё единственное белое платье. Но Нильс сказал, что красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки. В общем, длинная его речь по этому поводу сводилась к тому, что в белые ночи надо быть обязательно в черном, и наоборот, в темные – сверкать белизной платья.
Переспорить Нильса было невозможно, и Дагни надела черное платье из шелковистого мягкого бархата. Платье это Магда принесла из костюмерной.
Когда Дагни надела это платье, Магда согласилась, что Нильс, пожалуй, прав – ничто так не оттеняло строгую бледность лица Дагни и её длинные, с отблеском старого золота косы, как этот таинственный бархат…
7.
Дагни встала и пошла к выходу из парка. Все оглядывались на неё. Может быть, некоторым из слушателей пришла в голову мысль, что эта девушка и была той Дагни Педерсон, которой Григ посвятил свою бессмертную вещь.
« Он умер! – думала Дагни. – Зачем?» если бы можно было увидеть его! Если бы он появился здесь! С каким стремительно бьющимся сердцем она побежала бы к нему навстречу, обняла бы его за шею, прижалась мокрой от слёз щекой к его щеке и сказала бы только одно слово: «Спасибо!» — «За что?» – спросил бы он. «Я не знаю, — ответила бы Дагни. – За то , что вы не забыли меня. За вашу щедрость. За то, что открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек…»
6.
Концерт начался после обычного вечернего выстрела из старой пушки в порту. Выстрел означал заход солнца…
Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на неё странное действие. Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.
Потом она вздрогнула и подняла глаза. Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.
— Это ты меня звал, Нильс? – спросила Дагни дядюшку Нильса, взглянула на него и сразу же нахмурилась.
Дядюшка Нильс смотрел на Дагни не то с ужасом, не то с восхищением. И так же смотрела на неё, прижав ко рту платочек, тётушка Магда.
— Что случилось? – спросила Дагни.
Магда схватила её за руку и прошептала:
— Слушай!
Тогда Дагни услышала, как человек во фраке сказал:
— Слушатели из последних рядов просят меня повторить. Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
paustovskiy.niv.ru
-
classic-music.ru›Эдвард Григ
-
ru.wikipedia.org›Норвегия