Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.М.Горького»

городского округа город Фролово

Волгоградской области

Конспект урока литературного чтения
в 1 классе

«Буква Р,р. Звуки[р`], [р]»

подготовила

учитель начальных классов

Сиохина Наталья Викторовна

г. Фролово

2013

Цель: познакомить учащихся с новыми звуками и буквой, используемой для их обозначения.

Задачи: закрепление знаний об особенностях гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков; формирование умения классифицировать по совместно найденному признаку; развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся; воспитание доброжелательного отношения учащихся друг к другу.

Формирование универсальных учебных действий:

  1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

  1. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

  1. Познавательные УУД

Формирование: умения объяснять значение слова; сопоставлять слова, различающиеся одной или несколькими буквами; умения определять в звучащем слове твёрдый и мягкий звуки; читать слоги с изменением буквы гласного; объяснять значение слова, составление слов с изученными буквами.

Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя разные цвета; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие. Различать звонкие и глухие согласные звуки.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать при решении учебных задач.

Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс (1-4), авторы Нечаева Н.В., Белорусец К.С., предметные картинки, мультимедийный проектор, экран,

карточки.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность и ответы учащихся

Формируемые УУД

I. Этап самоопределе-ния к учебной деятельности.

Цель: включение

в учебную деятельность.

Сегодня у нас с вами необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости и всем им мы говорим: “Мы рады видеть вас! Улыбнитесь нашим гостям!”

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись от души-

До чего ж мы хороши!

1.Проговаривание алфавита за учителем.

-Откройте нахзац учебника.

Все готовы, всё в порядке.

Молодцы, вы все на старте.

Только я махну рукой,

Повторяйте все за мной.

Выполнение действий по алгоритму.

Личностные

УУД

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.

-Наш друг – Умный Карандашик (Слайд 2) приготовил задание.

-Что скажите?

-Назовите буквы, которые обозначают согласные

( гласные) звуки. Докажите. 

Проверка ( Слайд 3)

-Что заметили?

Разделить на группы: буквы гласных и буквы согласных.

Дети обосновывают свои ответы.

Нет Р.

Познавательные УУД

Регулятивные

УУД

III. Постановка учебной задачи.

Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

( открытие нового знания).

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

Как думаете, какая тема нашего урока?(Слайд 4)

-Какие буквы написаны?

-Для чего нужны заглавные буквы?

— Найдите, где в алфавите живёт буква Р.

-Назовите соседей буквы Р.

Познакомиться с буквой Р.

Печатные и письменные, большие и маленькие, заглавные и строчные.

Заглавная буква нужна, чтобы писать начало предложения, имена собственные.

Дети работают с алфавитом.

Буквы П, С.

Познавательные УУД

Познавательные УУД

  1. Работа в парах.

— У вас на столах лежат конверты. Соберите картинку. Пара, которая закончит выполнение задания покажите знаком.

— Проверим, что у вас получилось.

-Кто прочитает?

( Приложение 1)

-Определите место нового звука в словах.

-Дайте характеристику звуку.

Что заметили?

— А в слове река?

-Какие звуки обозначаются буквой Р? (Слайд 5)

У каждого ряда разные задания. Дети работают в парах.

Дети читают стихи в карточке.

Прикрепляют картинку от каждого ряда.

В слове парус- в середине слова, топор-в конце, ракета -в начале.

Звук Р- твёрдый, звонкий.

Идёт обсуждение.

Согласные звуки [р],[р`].

Коммуникатив-ные УУД

Познавательные УУД

Личностные

УУД

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: усвоение нового способа действий.

1.Работа с учебником.(Слайд 6)

-Рассмотрите рисунки на странице 28. Синим карандашом отметьте предметы, в названиях которых есть звук [р], зелёным – звук [р`].

Назовите слова со звуком[р], [р`].

-Зачем выполняли это задание?

-Опустили свои внимательные глазки на следующее задание. -Что скажите? Работайте.

-Проверим.

2.Пальчиковая гимнастика.

Мы ладонь согнём дугой

И прижмём её к другой,

И у нас у всех теперь

Получилась буква Р.

-Что объединяет все эти слова?

-Ручка. Что скажите? — (Слайд 7)

2. Чтение слогов. ( Слайд 8)

-Что нам подсказывают буквы а, о, у, э, ы?

На что указывают я, е, ё, ю, и?

Дети работают самостоятельно.

Дети называют слова.

Учились находить слова с [р], [р`].

Надо вписать буквы в слова.

На доске ловушка. Буква Р написана неправильно!

Ударение- на первый слог. Все слова двусложные.

Слово ручка –многозначное.

Дети читают слоги с буквой Р.

Читать твёрдо.

Читать мягко.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Регулятивные УУД.

Познавательные УУД.

VI. Самостоятель-ная работа с самопроверкойЦель:примене-ние нового способа действия, индивидуаль-ная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.

1.Физминутка.

-Наш друг Умный Карандашик приготовил для вас интересные задания. Для выполнения задания вам помогут слова, которые прозвучат в физминутке.

-Если вы услышите

[p]-присели, [p’] – руки вверх.

ковёр,игра,снегири,ведро,шары

  1. Работа с карточками.

— Положите перед собой карточку. Возьмите в помощь пальчик. Читаем вместе.

— Составьте из слогов слова.

-Составьте предложение с одним из слов.

Выполнение действий по алгоритму.

Ра-ра-ра – начинается…

Ры-ры-ры – у наших мальчиков.

Ро-ро-ро – у нас новое..

Ри-ри-ри – сидят на ветках…

Ру-ру-ру – продолжаем мы…

Дети называют предложения.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление изученного.

1. Работа в группах.

— Наш друг просит помощи. Произошло ужасное недоразумение, буква потерялась! Вам нужно вернуть её на место. Соберитесь в группы. Выберите ответственного, который будет вписывать буквы.

— Какая группа готова?

-Умный Карандашик благода- рит вас за работу и дарит интересное задание. Найдите и раскрасьте буквы нужным цветом. (Слайд 9)

Самопроверка. (Слайд 10)

Дети читают предложения.

Дети выполняют задание в Азбуке на странице 28.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Личностные

УУД

VIII. Рефлексия деятельности.

Цель: самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения и

границ применения новых знаний.

С какой буквой познакомились на уроке?

-Какие звуки обозначаются буквой Р?

-Оцените с помощью цвета свои достижения на уроке. За что вы себя можете похвалить?

Зелёный — Я справился. Я доволен собой.

Синий — Мне было трудно, но я справился.

Красный — Задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь.

-Спасибо всем за урок!

( Слайд 11)

Познакомились с буквой Р и звуками для обозначения которых она служит.

Регулятивные

УУД

Личностные

УУД

Личностные

УУД

Использованная литература:

1. Нечаева Н.В., Белорусец К.С . «Азбука» — Москва, « Просвещение», 2012.

2.В.В.Волина. «Учимся играя» — Москва, «Новая школа»,1994 .

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here