Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.М.Горького»
городского округа город Фролово
Волгоградской области
Конспект урока литературного чтения
в 1 классе
«Буква Р,р. Звуки[р`], [р]»
подготовила
учитель начальных классов
Сиохина Наталья Викторовна
г. Фролово
2013
Цель: познакомить учащихся с новыми звуками и буквой, используемой для их обозначения.
Задачи: закрепление знаний об особенностях гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков; формирование умения классифицировать по совместно найденному признаку; развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся; воспитание доброжелательного отношения учащихся друг к другу.
Формирование универсальных учебных действий:
-
Личностные УУД
Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
-
Регулятивные УУД
Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
-
Познавательные УУД
Формирование: умения объяснять значение слова; сопоставлять слова, различающиеся одной или несколькими буквами; умения определять в звучащем слове твёрдый и мягкий звуки; читать слоги с изменением буквы гласного; объяснять значение слова, составление слов с изученными буквами.
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя разные цвета; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие. Различать звонкие и глухие согласные звуки.
4. Коммуникативные УУД
Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать при решении учебных задач.
Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс (1-4), авторы Нечаева Н.В., Белорусец К.С., предметные картинки, мультимедийный проектор, экран,
карточки.
Ход урока.
|
|
| |
I. Этап самоопределе-ния к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность.
| Сегодня у нас с вами необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости и всем им мы говорим: “Мы рады видеть вас! Улыбнитесь нашим гостям!” Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Мы за парты тихо сели, Друг на друга посмотрели, Улыбнулись от души- До чего ж мы хороши! 1.Проговаривание алфавита за учителем. -Откройте нахзац учебника. Все готовы, всё в порядке. Молодцы, вы все на старте. Только я махну рукой, Повторяйте все за мной. |
Выполнение действий по алгоритму.
|
Личностные УУД
|
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий. | -Наш друг – Умный Карандашик (Слайд 2) приготовил задание. -Что скажите? -Назовите буквы, которые обозначают согласные ( гласные) звуки. Докажите.
Проверка ( Слайд 3)
-Что заметили? |
Разделить на группы: буквы гласных и буквы согласных. Дети обосновывают свои ответы. Нет Р. |
Познавательные УУД
Регулятивные УУД |
III. Постановка учебной задачи. Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
IV. Построение проекта выхода из затруднения ( открытие нового знания). Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. | Как думаете, какая тема нашего урока?(Слайд 4) -Какие буквы написаны?
-Для чего нужны заглавные буквы?
— Найдите, где в алфавите живёт буква Р. -Назовите соседей буквы Р. | Познакомиться с буквой Р. Печатные и письменные, большие и маленькие, заглавные и строчные. Заглавная буква нужна, чтобы писать начало предложения, имена собственные. Дети работают с алфавитом. Буквы П, С. | Познавательные УУД
Познавательные УУД
|
— У вас на столах лежат конверты. Соберите картинку. Пара, которая закончит выполнение задания покажите знаком. — Проверим, что у вас получилось. -Кто прочитает? ( Приложение 1)
-Определите место нового звука в словах.
-Дайте характеристику звуку. Что заметили? — А в слове река? -Какие звуки обозначаются буквой Р? (Слайд 5) | У каждого ряда разные задания. Дети работают в парах.
Дети читают стихи в карточке. Прикрепляют картинку от каждого ряда. В слове парус- в середине слова, топор-в конце, ракета -в начале. Звук Р- твёрдый, звонкий. Идёт обсуждение. Согласные звуки [р],[р`]. |
Коммуникатив-ные УУД
Познавательные УУД
Личностные УУД | |
V. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: усвоение нового способа действий.
| 1.Работа с учебником.(Слайд 6) -Рассмотрите рисунки на странице 28. Синим карандашом отметьте предметы, в названиях которых есть звук [р], зелёным – звук [р`]. Назовите слова со звуком[р], [р`]. -Зачем выполняли это задание?
-Опустили свои внимательные глазки на следующее задание. -Что скажите? Работайте. -Проверим.
2.Пальчиковая гимнастика. Мы ладонь согнём дугой И прижмём её к другой, И у нас у всех теперь Получилась буква Р. -Что объединяет все эти слова?
-Ручка. Что скажите? — (Слайд 7) 2. Чтение слогов. ( Слайд 8) -Что нам подсказывают буквы а, о, у, э, ы? На что указывают я, е, ё, ю, и? | Дети работают самостоятельно.
Дети называют слова. Учились находить слова с [р], [р`]. Надо вписать буквы в слова.
На доске ловушка. Буква Р написана неправильно!
Ударение- на первый слог. Все слова двусложные. Слово ручка –многозначное. Дети читают слоги с буквой Р. Читать твёрдо. Читать мягко. |
Познавательные УУД.
Регулятивные УУД.
|
Регулятивные УУД.
Познавательные УУД.
| |||
VI. Самостоятель-ная работа с самопроверкойЦель:примене-ние нового способа действия, индивидуаль-ная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.
| 1.Физминутка. -Наш друг Умный Карандашик приготовил для вас интересные задания. Для выполнения задания вам помогут слова, которые прозвучат в физминутке. -Если вы услышите [p]-присели, [p’] – руки вверх. ковёр,игра,снегири,ведро,шары
— Положите перед собой карточку. Возьмите в помощь пальчик. Читаем вместе.
— Составьте из слогов слова. -Составьте предложение с одним из слов. |
Выполнение действий по алгоритму.
Ра-ра-ра – начинается… Ры-ры-ры – у наших мальчиков. Ро-ро-ро – у нас новое.. Ри-ри-ри – сидят на ветках… Ру-ру-ру – продолжаем мы…
Дети называют предложения. |
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
Коммуникатив—ные УУД |
VII. Включение в систему знаний и повторение. Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление изученного.
| 1. Работа в группах. — Наш друг просит помощи. Произошло ужасное недоразумение, буква потерялась! Вам нужно вернуть её на место. Соберитесь в группы. Выберите ответственного, который будет вписывать буквы. — Какая группа готова?
-Умный Карандашик благода- рит вас за работу и дарит интересное задание. Найдите и раскрасьте буквы нужным цветом. (Слайд 9)
Самопроверка. (Слайд 10)
|
Дети читают предложения.
Дети выполняют задание в Азбуке на странице 28. |
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Личностные УУД |
VIII. Рефлексия деятельности. Цель: самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения и границ применения новых знаний. | – С какой буквой познакомились на уроке? -Какие звуки обозначаются буквой Р?
-Оцените с помощью цвета свои достижения на уроке. За что вы себя можете похвалить? Зелёный — Я справился. Я доволен собой. Синий — Мне было трудно, но я справился. Красный — Задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь. -Спасибо всем за урок! ( Слайд 11) | Познакомились с буквой Р и звуками для обозначения которых она служит.
| Регулятивные УУД
Личностные УУД
Личностные УУД
|
Использованная литература:
1. Нечаева Н.В., Белорусец К.С . «Азбука» — Москва, « Просвещение», 2012.
2.В.В.Волина. «Учимся играя» — Москва, «Новая школа»,1994 .