Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Школа надомного обучения» №367 г. Зеленограда
Конспект урока по литературному чтению
УМК «Школа 2100»
Тема: К. Паустовский «Приточная трава»,
1 класс, 7 лет.
Подготовила учитель
начальных классов Наконечная
Марина Витальевна
Зеленоград, 2011г.
Конспект урока литературного чтения
в 1 классе
Тема: К. Паустовский «Приточная трава»
Цель урока:
— развивать у учащихся интерес к чтению художественной литературы на основе мотивирующего примера и заложить основы формирования грамотного читателя.
Задачи урока:
— образовательные : познакомить учащихся с новым произведением К. Паустовского «Приточная трава», с народными приметами, учить учащихся формулировать и излагать новое открытие;
— развивающие : развивать устную речь, обогащать словарный запас учащихся; развивать творческие способности учащихся через иллюстрирование произведения, инсценирование произведения; развивать эмоционально — волевые качества учащихся (память, мышление, внимание, воображение);
— воспитательные: введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением; воспитание бережного отношения к природе, лекарственным растениям; формирование дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитание интереса к предмету, адекватному оцениванию результат своей работы;
— здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.
Оборудование: аудиозапись с голосами птиц, альбом, краски, презентация к уроку, выставка детских энциклопедий, Толковый словарь.
I. Организационный момент (настройка на урок)
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать.
(слайд 1)
1.Актуализация знаний учащихся.
-Ребята! Вспомните тёплые летние деньки, яркое солнце, голубое небо и пригласим солнышко на урок (ребята взмахами руки приглашают солнышко на урок) (слайд 2)
— А начать сегодняшний урок я хочу с девиза, который звучит на каждом нашем уроке.
Мы любим друг друга, понимаем и помогаем (слайд 3)
-А теперь я попрошу вас вспомнить те общие цели, которые мы решаем все вместе в течение всего учебного года (слайд 4)
-А сейчас попрошу Вас сформулировать цели на сегодняшний урок.
2.Фонетическая разминка (слайд 5)
1) зарядка: губы бантиком-на улыбку
уколы в щечку (влево, вправо)
змейка (на улицу, в рот)
2) работа над диапазоном голоса
красим вверх-вниз
3) развиваем дыхание
Как на горке, на пригорке,
Ровно 33 Егорки (вдох; считать Егорки)
Оцените свою работу. Что у вас получается, а что не очень?
3.Работа по картине И. И. Шишкина «Дети в лесу».
— А теперь ребята, я попрошу вас закрыть глаза и представить то, о чём я буду говорить (Аудиозапись «Голоса птиц»).
— Как здесь хорошо!!! Светит солнце, небо голубое, голубое, птицы поют свои красивые песни. А цветов, а грибов здесь видимо-невидимо. И на душе так хорошо, что хочется запеть свою любимую песню. Поднимите руку, кому действительно сейчас захотелось спеть свою любимую песню? Кто из вас готов сейчас её исполнить? (слайд 6)
— Действительно, сегодня мы с вами совершим прогулку в лес (слайд 7)
— Перед вами картина И. И. Шишкина «Дети в лесу». Я прошу вас, ребята, поделиться мыслям. Что вы увидели, рассматривая данное произведение искусства?
— Какие чувства у вас возникли при просмотре данной картины?
— Да, действительно, насколько мы все с вами разные люди: у кого- то эта картина вызвала умиление, у кого- то — веселое настроение, а у кого- то грусть об уже ушедшем времени года — лете. И каждый из вас прав, потому что у каждого из вас есть свое собственное мнение.
4.Работа над выразительным чтением (слайд 8)
Стихотворение Г. Граубина «Шишки»
1 раз — чтение вслух; 2 раз – орфографически;
3 раз – орфоэпически; 4 раз — выразительное чтение.
— Какое слово встречалось в этом стихотворение несколько раз?
— Что вы можете сказать о слове шишки? Как такое слово называется?
— А теперь прошу вас оценить своих товарищей. Справились ли они с поставленной задачей?
II. Сообщение темы и задач урока.
1.Работа с текстом до чтения.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным рассказом К. Паустовского.
— Кстати, кто мне напомнит, что такое рассказ? (случай из жизни)
— Вам интересно узнать, о чём этот рассказ? Для этого я предлагаю вам выполнить задание в парах.
Задание: обозначьте границы слов и прочитайте предложение.
| На | поляне | около | лесной |опушки |я| увидел | синие |цветы|.
|Только| в| деревне| загадка| наконец |разъяснилась|. (слайд 9)
— А теперь внимательно, ребята посмотрите на иллюстрацию в учебнике и попробуйте догадаться о ком, или о чём мы будем читать сегодня произведение?
— А теперь я попрошу вас прочитать название рассказа в учебнике.
-Что необычного в этом название? Как вы думаете, почему название написано «….»?
— К концу сегодняшнего урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос. Но сначала я вам хочу немножко рассказать о писателе, написавшем это произведение. Кстати, кто написал данное произведение?
— Да, действительно произведение «Приточная трава» написал К. Паустовский. (слайд 10)
Родился Костя в Москве. Отец — железнодорожный рабочий, происходил из запорожских казаков, живших на Украине. Мать — женщина властная и суровая. Семья была большая, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, спорили, любили театр. Константин всю взрослую жизнь странствовал. Путешествовал по Кавказу, Украине, был н Волге, Дону. Посетил Среднюю Азию, Крым, Алтай, Сибирь. Своими наблюдениями он решил познакомить своих читателей и стал писать рассказы (слайд 11)
2.Работа с текстом во время чтения.
а.) Чтение учащимися 1 части
б) Беседа по вопросам
— Значение какого слова вам непонятно?
Просека: от слова «сечь» рубить 1)узкая полоса, дорога в лесу с вырубленными деревьями (слайд 12)
— Как вы понимаете выражение « пахучие от летней сухости травы»?
— Какую траву мы называем колосистой? (слайд 13)
— Каких насекомых встретил Паустовский в лесу?
— Найдите и зачитайте описание «солдатиков».
— Какого цвета были цветы, которые так очаровали писателя?
— С чем он их сравнивает?
— Что обнаружил Паустовский, когда встряхнул букет?
— На какие цветы были похожи, найденные Паустовским цветы?
— Чем они отличались?
— Что вы можете сказать об авторе произведения? Каким он был человеком?
— Подчеркните слова, которые характеризуют Паустовского (работа в парах).
в) Чтение учителем 2 части.
Перед чтением поставить вопрос:
— Почему герой рассказа решил, что девушки шутят над ним?
г) Чтение по ролям 3 части
д) Беседа по вопросам
— Как повела себя старушка, когда увидела писателя с цветами? О Чём она его попросила?
— Кто же помог разгадать загадку?
— Что же узнал герой рассказа об этих цветах?
— Что же такое поверье? (примета) (слайд 14)
е) Работа с Толковым словарем.
— Что же говорит поверье о цветах?
3. Достижение понимания на уровне смысла.
— Раскрыл ли автор нам тайну значения названия « приточная трава»?
(нет, мы узнали только поверье)
— Почему же название написано «…..»?
— Какое же открытие сделали мы вместе с автором и героем рассказа?
— Совпали ли ваши предположения описания данного растения с описанием Паустовского?
— Прошу оценить свою работу.
III. Физминутка.
IV. Иллюстрирование произведения.
— А теперь, ребята, я попрошу вас изобразить приточную траву в своих альбомах, такой, какой вы ее представляете.
— А хочется ли вам узнать, какое настоящее научное название этой травы?
Колокольчик сборный (слайд 15)
Цветёт с половины июля до сентября. Название колокольчик сборный растение получило за то, что цветки у него собраны вместе. Название приточная трава дано за его употребление в медицине. Приток — значит недуг, болезнь.
Выставка рисунков.
— Прошу оценить свои рисунки и рисунки своих товарищей.
V. Работа над развитием речи.
1. Игра «Угадай растение по описанию» (слайды 16, 17,18,19)
(Ландыш, одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха)
— Ребята, а кто мне скажет, как можно назвать одним словом растения, о которых шла сейчас речь? (лекарственные) (слайды 20, 21)
— Почему их так называют?
— К великому сожалению, их становится все меньше и меньше. Многие виды растений совсем исчезают.
Существуют «Красная книга РФ». В неё занесены исчезающие виды растений. Человек, который варварски относится к природе, несёт уголовную ответственность (слайд 22)
2. Выставка книг.
Существуют детские энциклопедии. Что такое энциклопедия? Это книга – справочник (слайд 23)
Энциклопедия
Энциклопедические
Энциклопедист
— Из детских энциклопедий вы можете узнать обо всём, что нас интересует о человеке, о животных, об истории человечества и нашего отечества, о звёздах и планетах, машинах, учёных и, конечно, о лекарственных травах.
Самая полная «Детская энциклопедия» в 15-ти томах.
А обширные знания получили название «энциклопедические»
В старину человека с такими знаниями звали «энциклопедистом»
VI. Итог урока.
— Кто же мне напомнит, куда же мы сегодня c вами совершили прогулку?
— Разгадайте ребус (слайд 24)
— Как вы понимаете это выражение?
— Помните ли вы девиз нашего урока? Помог ли он вам в нашей работе?
— Понравилась ли вам наша сегодняшняя прогулка?
— Что вы нового узнали, какие открытия сделали, чему научились?
— Как вы думаете, удался ли наш сегодняшний урок?
— Я тоже довольна вашими ответами. Думаю, что вы узнали много нового сегодня на уроке и эти знания вам обязательно пригодятся в жизни (слайд 25)
Список использованной литературы
1. Бунеев, Р. Я., Бунеееа, Е. В. Капельки солнца: книга для чтения в первом классе. — М.: Баласс.
2. Бунеев, Р. Н., Бунеееа, Е. В. Капельки солнца: тетрадь по чтению к учебнику «Капельки солнца». — М.: Баласс.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
3. http ://900igr .net /datai /literatura /Entsiklopedija /0016-017-Entsiklopedija -Kirilla -i -Mefodija .jpg
4. http ://ecoterms .ru /
5. http ://ru .wikipedia .org /wiki /Паустовский,_Константин_Георгиевич
6. http ://enc -dic .com /
7. http ://www .u -lekar .ru /content /section /2/2/