Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Школа надомного обучения» №367 г. Зеленограда

Конспект урока по литературному чтению

УМК «Школа 2100»

Тема: К. Паустовский «Приточная трава»,

1 класс, 7 лет.

Подготовила учитель

начальных классов Наконечная

Марина Витальевна

Зеленоград, 2011г.

Конспект урока литературного чтения

в 1 классе

Тема: К. Паустовский «Приточная трава»

Цель урока:

— развивать у учащихся интерес к чтению художественной литературы на основе мотивирующего примера и заложить основы формирования грамотного читателя.

Задачи урока:

— образовательные : познакомить учащихся с новым произведением К. Паустовского «Приточная трава», с народными приметами, учить учащихся формулировать и излагать новое открытие;

— развивающие : развивать устную речь, обогащать словарный запас учащихся; развивать творческие способности учащихся через иллюстрирование произведения, инсценирование произведения; развивать эмоционально — волевые качества учащихся (память, мышление, внимание, воображение);

— воспитательные: введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением; воспитание бережного отношения к природе, лекарственным растениям; формирование дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитание интереса к предмету, адекватному оцениванию результат своей работы;

— здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Оборудование: аудиозапись с голосами птиц, альбом, краски, презентация к уроку, выставка детских энциклопедий, Толковый словарь.

I. Организационный момент (настройка на урок)

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять,

Многое хочу узнать.

(слайд 1)

1.Актуализация знаний учащихся.

-Ребята! Вспомните тёплые летние деньки, яркое солнце, голубое небо и пригласим солнышко на урок (ребята взмахами руки приглашают солнышко на урок) (слайд 2)

— А начать сегодняшний урок я хочу с девиза, который звучит на каждом нашем уроке.

Мы любим друг друга, понимаем и помогаем (слайд 3)

-А теперь я попрошу вас вспомнить те общие цели, которые мы решаем все вместе в течение всего учебного года (слайд 4)

-А сейчас попрошу Вас сформулировать цели на сегодняшний урок.

2.Фонетическая разминка (слайд 5)

1) зарядка: губы бантиком-на улыбку

уколы в щечку (влево, вправо)

змейка (на улицу, в рот)

2) работа над диапазоном голоса

красим вверх-вниз

3) развиваем дыхание

Как на горке, на пригорке,

Ровно 33 Егорки (вдох; считать Егорки)

Оцените свою работу. Что у вас получается, а что не очень?

3.Работа по картине И. И. Шишкина «Дети в лесу».

— А теперь ребята, я попрошу вас закрыть глаза и представить то, о чём я буду говорить (Аудиозапись «Голоса птиц»).

— Как здесь хорошо!!! Светит солнце, небо голубое, голубое, птицы поют свои красивые песни. А цветов, а грибов здесь видимо-невидимо. И на душе так хорошо, что хочется запеть свою любимую песню. Поднимите руку, кому действительно сейчас захотелось спеть свою любимую песню? Кто из вас готов сейчас её исполнить? (слайд 6)

— Действительно, сегодня мы с вами совершим прогулку в лес (слайд 7)

— Перед вами картина И. И. Шишкина «Дети в лесу». Я прошу вас, ребята, поделиться мыслям. Что вы увидели, рассматривая данное произведение искусства?

— Какие чувства у вас возникли при просмотре данной картины?

— Да, действительно, насколько мы все с вами разные люди: у кого- то эта картина вызвала умиление, у кого- то — веселое настроение, а у кого- то грусть об уже ушедшем времени года — лете. И каждый из вас прав, потому что у каждого из вас есть свое собственное мнение.

4.Работа над выразительным чтением (слайд 8)

Стихотворение Г. Граубина «Шишки»

1 раз — чтение вслух; 2 раз – орфографически;

3 раз – орфоэпически; 4 раз — выразительное чтение.

— Какое слово встречалось в этом стихотворение несколько раз?

— Что вы можете сказать о слове шишки? Как такое слово называется?

— А теперь прошу вас оценить своих товарищей. Справились ли они с поставленной задачей?

II. Сообщение темы и задач урока.

1.Работа с текстом до чтения.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным рассказом К. Паустовского.

— Кстати, кто мне напомнит, что такое рассказ? (случай из жизни)

— Вам интересно узнать, о чём этот рассказ? Для этого я предлагаю вам выполнить задание в парах.

Задание: обозначьте границы слов и прочитайте предложение.

| На | поляне | около | лесной |опушки |я| увидел | синие |цветы|.

|Только| в| деревне| загадка| наконец |разъяснилась|. (слайд 9)

— А теперь внимательно, ребята посмотрите на иллюстрацию в учебнике и попробуйте догадаться о ком, или о чём мы будем читать сегодня произведение?

— А теперь я попрошу вас прочитать название рассказа в учебнике.

-Что необычного в этом название? Как вы думаете, почему название написано «….»?

— К концу сегодняшнего урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос. Но сначала я вам хочу немножко рассказать о писателе, написавшем это произведение. Кстати, кто написал данное произведение?

— Да, действительно произведение «Приточная трава» написал К. Паустовский. (слайд 10)

Родился Костя в Москве. Отец — железнодорожный рабочий, происходил из запорожских казаков, живших на Украине. Мать — женщина властная и суровая. Семья была большая, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, спорили, любили театр. Константин всю взрослую жизнь странствовал. Путешествовал по Кавказу, Украине, был н Волге, Дону. Посетил Среднюю Азию, Крым, Алтай, Сибирь. Своими наблюдениями он решил познакомить своих читателей и стал писать рассказы (слайд 11)

2.Работа с текстом во время чтения.

а.) Чтение учащимися 1 части

б) Беседа по вопросам

— Значение какого слова вам непонятно?

Просека: от слова «сечь» рубить 1)узкая полоса, дорога в лесу с вырубленными деревьями (слайд 12)

— Как вы понимаете выражение « пахучие от летней сухости травы»?

— Какую траву мы называем колосистой? (слайд 13)

— Каких насекомых встретил Паустовский в лесу?

— Найдите и зачитайте описание «солдатиков».

— Какого цвета были цветы, которые так очаровали писателя?

— С чем он их сравнивает?

— Что обнаружил Паустовский, когда встряхнул букет?

— На какие цветы были похожи, найденные Паустовским цветы?

— Чем они отличались?

— Что вы можете сказать об авторе произведения? Каким он был человеком?

— Подчеркните слова, которые характеризуют Паустовского (работа в парах).

в) Чтение учителем 2 части.

Перед чтением поставить вопрос:

— Почему герой рассказа решил, что девушки шутят над ним?

г) Чтение по ролям 3 части

д) Беседа по вопросам

— Как повела себя старушка, когда увидела писателя с цветами? О Чём она его попросила?

— Кто же помог разгадать загадку?

— Что же узнал герой рассказа об этих цветах?

— Что же такое поверье? (примета) (слайд 14)

е) Работа с Толковым словарем.

— Что же говорит поверье о цветах?

3. Достижение понимания на уровне смысла.

— Раскрыл ли автор нам тайну значения названия « приточная трава»?

(нет, мы узнали только поверье)

— Почему же название написано «…..»?

— Какое же открытие сделали мы вместе с автором и героем рассказа?

— Совпали ли ваши предположения описания данного растения с описанием Паустовского?

— Прошу оценить свою работу.

III. Физминутка.

IV. Иллюстрирование произведения.

— А теперь, ребята, я попрошу вас изобразить приточную траву в своих альбомах, такой, какой вы ее представляете.

— А хочется ли вам узнать, какое настоящее научное название этой травы?

Колокольчик сборный (слайд 15)

Цветёт с половины июля до сентября. Название колокольчик сборный растение получило за то, что цветки у него собраны вместе. Название приточная трава дано за его употребление в медицине. Приток — значит недуг, болезнь.

Выставка рисунков.

— Прошу оценить свои рисунки и рисунки своих товарищей.

V. Работа над развитием речи.

1. Игра «Угадай растение по описанию» (слайды 16, 17,18,19)

(Ландыш, одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха)

— Ребята, а кто мне скажет, как можно назвать одним словом растения, о которых шла сейчас речь? (лекарственные) (слайды 20, 21)

— Почему их так называют?

— К великому сожалению, их становится все меньше и меньше. Многие виды растений совсем исчезают.

Существуют «Красная книга РФ». В неё занесены исчезающие виды растений. Человек, который варварски относится к природе, несёт уголовную ответственность (слайд 22)

2. Выставка книг.

Существуют детские энциклопедии. Что такое энциклопедия? Это книга – справочник (слайд 23)

Энциклопедия

Энциклопедические

Энциклопедист

— Из детских энциклопедий вы можете узнать обо всём, что нас интересует о человеке, о животных, об истории человечества и нашего отечества, о звёздах и планетах, машинах, учёных и, конечно, о лекарственных травах.

Самая полная «Детская энциклопедия» в 15-ти томах.

А обширные знания получили название «энциклопедические»

В старину человека с такими знаниями звали «энциклопедистом»

VI. Итог урока.

— Кто же мне напомнит, куда же мы сегодня c вами совершили прогулку?

— Разгадайте ребус (слайд 24)

— Как вы понимаете это выражение?

— Помните ли вы девиз нашего урока? Помог ли он вам в нашей работе?

— Понравилась ли вам наша сегодняшняя прогулка?

— Что вы нового узнали, какие открытия сделали, чему научились?

— Как вы думаете, удался ли наш сегодняшний урок?

— Я тоже довольна вашими ответами. Думаю, что вы узнали много нового сегодня на уроке и эти знания вам обязательно пригодятся в жизни (слайд 25)

Список использованной литературы

1. Бунеев, Р. Я., Бунеееа, Е. В. Капельки солнца: книга для чтения в первом классе. — М.: Баласс.

2. Бунеев, Р. Н., Бунеееа, Е. В. Капельки солнца: тетрадь по чтению к учебнику «Капельки солнца». — М.: Баласс.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

3. http ://900igr .net /datai /literatura /Entsiklopedija /0016-017-Entsiklopedija -Kirilla -i -Mefodija .jpg

4. http ://ecoterms .ru /

5. http ://ru .wikipedia .org /wiki /Паустовский,_Константин_Георгиевич

6. http ://enc -dic .com /

7. http ://www .u -lekar .ru /content /section /2/2/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here