План-конспект урока литературы (11 класс) по теме «Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон». Семья как хранилище нравственности»

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного

здоровья семьи, нации;

развитие мышления учащихся: учить анализировать текст, выделять в нём

главное, сравнивать и т.п.;

через содержание текста формировать правильное отношение к нравственным

ценностям семьи.

Оборудование урока: портрет М.Шолохова; иллюстрации к роману «Тихий Дон».

Ход урока

1.Слово учителя

Семья — это основа духовных и нравственных ценностей человека. Влияние семьи на личность человека велико. Поэтому не случайна тема, вынесенная в название нашего урока – СЕМЬЯ КАК ХРАНИЛИЩЕ НРАВСТВЕННОСТИ. Сегодня мы с вами будем размышлять над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации.

(На доску вывешивается слово СЕМЬЯ, к которому в ходе урока будут добавляться другие составляющие этого понятия.)

2.Анализ эпизода «История семьи Мелеховых» (1часть 1тома)

— Чтение эпизода.

(Первоначально роман должен был начаться с описания мятежа генерала Корнилова, но вскоре автор признаётся: «Я почувствовал: что-то у меня не получается». Начать с семьи было новой гениальной интуитивной находкой молодого писателя.)

С чего же начинается история этой семьи?

(С трагедии.)

Почему гибнет юная турчанка и что утверждает её смерть?

(Утверждает величие и трагизм истинной любви, любви непохожей, а следовательно, раздражающей окружающих своей непохожестью. Прокофий, казак, гордец, «на руках носил жену до Татарского ажник кургана». Это был вызов казакам, их быту, традициям – отсюда трагедия.)

Что вносится в роман этой историей?

(Автор отвечал на вопрос, кто такие казаки, какие у них корни, что является основой их быта, почему они ведут себя в той или иной ситуации именно так, а не иначе. Семья – носительница того, что мы называем культурой. Поэтому в центре внимания Шолохова разные поколения семьи Мелеховых.)

3.Индивидуальные сообщения учащихся

«Патриархальность и традиции в семье Мелеховых»

— Т.о,в семье Мелеховых велика патриархальная сила – всевластие отца в доме, но именно он был одним из центров, сплачивающих семью.

СЕМЬЯ – ЭТО МУЖЧИНА (на доску добавляется слова МУЖЧИНА).

«Религия как один из центров патриархальной семьи»

— Т.о, семья выступает в романе хранительницей веры. Семья благословлялась Богом!

СЕМЬЯ – ЭТО ВЕРА (на доску добавляется слово ВЕРА).

«Семья и традиции фольклора»

— Т.о, связь семейного начала с фольклором позволяла автору добиваться глубокой эпичности повествования.

(Тексты сообщений см. ниже)

4.Проверка дом.задания

— Хранительницей домашнего, семейного очага всегда считалась женщина. Героини «Тихого Дона» различны и по своему нравственно-психологическому складу, и по характеру, и по красоте. Какими же рисует их Шолохов?

1 группа – характеристика Аксиньи,

2 группа – Дарьи,

3 группа – Натальи.

(Дарья. Ничего не известно о её родителях, происхождении, девичьей фамилии. Сама героиня говорит: «У меня ни сзади, ни спереди никого нет». Подобно песенной героине, Дарья сожалеет, что не родилась казаком. Она резко изменилась в отсутствие Петра: теперь у неё на уме «игрища да улица». Дарья недолго горюет о погибшем муже: «Как только дунул вешний ветерок, едва лишь пригрело солнце, — и тоска Дарьина ушла вместе со стаявшим снегом». Дарья не раз предстаёт перед нами красавицей-казачкой: «белым-бела, в поясу тонка», «Дарья поиграла тонкими ободьями чёрных бровей», «жила она на белом свете, как красноталовая хворостинка; гибкая, красивая и доступная». Но красота её грязная, дешёвая. Наталья, оплот семьи, «всегда относилась к Дарье и к её любовным увлечениям с чувством сожаления и брезгливости». Испокон века женщина-казачка ассоциировалась с понятиями «жизнь», «продолжательница рода». Но в конце Дарья совсем стала «зверь-бабой». Единственная из русских героинь, она берёт в руки боевое оружие, а потом убивает безоружного. Невозможно представить такими ни Аксинью, ни Наталью. Потому и смерть Дарьи в Дону очистительная и ужасная.

Аксинья. «Непокорная головушка», Аксинья многое испытала на своём веку: поругание своей девичьей чести, побои мужа в первый же день замужества, его «гулянья» на стороне, потому, наверное, «тепло и приятно ей было, когда чёрные Гришкины глаза ласкали её», когда он охаживал её «с бугаиной настойчивостью». И полюбила огромной любовью Григория, став сама как песня. Тоска по любви, по семье (а не просто по привычке к мужу) руководит всеми её поступками. Красота Аксиньи характеризуется как «губительная, огневая», «гордая». Гибнет Аксинья от пули, не оставив после себя никого, «только чёрное солнце».

Наталья. Печать народного осознания красоты ещё в большей мере лежит на авторской характеристике Натальи. «Бесхитростный, чуть смущённый взгляд», «тоскующие», «смелые серые глаза» — и «большие раздавленные работой руки» — вот основные детали в характеристике Натальи, они повторяются и становятся характерологическими в раскрытии женщины-труженицы, хранительницы семьи. Но при этом писатель обращает внимание и на духовную красоту Натальи, женщины, матери: «некрасивая и всё же прекрасная, сияющая какой-то чистой внутренней красотой». Она глубоко переживает своё положение нелюбимой жены. Её глаза часто «налиты слезами», у неё «мокрые от слёз ладони», она нередко тайком «тихо всхлипывала», глотала слёзы, душа рыдания. Наталья, натура сильная, «вырывающаяся», уходит из семьи, режет себя, проклинает Григория, вытравливает плод и в конце концов гибнет.)

— Одним из приёмов Шолохова в характеристике героев является сопоставительный анализ. Через отношение к детям раскрываются и наши героини. Сравните отношение к детям Дарьи, Аксиньи, Натальи.

(Аксинья. Родила дитя от Степана, но «ребёнок умер, не дожив и до года». От Григория родила Танюшку, стала счастлива и обрела какую-то особенно счастливую осанку. но любовь к ребёнку была лишь продолжением любви к Григорию. Как бы то ни было, ребёнок тоже умирает около полутора лет от роду. Детей Григория взяла после смерти Натальи к себе. «Они охотно называли её мамой», она их оставляет, когда уезжает к Григорию.

Дарья. У Дарьи родился ребёнок. Раздражаясь на своего младенца, говорит: «Цыц ты, поганое дите! Ни сну тебе, ни покою». Много в романе грубых слов, но никто так не обращается к детям. Ребёнок умер, когда ему не исполнился и год. Не имея, в сущности, детей, Дарья очень быстро умирает и как женщина. Отсутствие детей становится «Господним наказанием».

Наталья. Вытравливает плод («Буду ли я жить с Гришкой али нет … но детей я от него больше рожать не желаю») и в конце концов гибнет.)

В ком же с особой силой проявляется материнская любовь в романе?

(В образе Ильиничны. Именно она воспитала своих детей такими, какими мы видим их в романе; она не только заботилась о них, но и передала им своё мирочувствование. Отсюда глубокое сродство молодых Мелеховых именно с матерью, а не с отцом. Сам Шолохов, преклоняясь перед собственной матерью, не раз отмечал сходство её и Ильиничны.)

— Т.о, дети являются мерилом жизненности самих героинь в романе.

— К какому же выводу приводит нас Шолохов?

(Смерть женщины – это всегда зло, беда, это смерть семьи.)

СЕМЬЯ – ЭТО ЖЕНЩИНА (на доску добавляется слово ЖЕНЩИНА).

5.Анализ текста

И снова перед нами семья Мелеховых, пока ещё дружная, целая, патриархальная – в лучшем значении этого слова. В чём была сила этой семьи? (В единстве)

— Как это проявлялось? (Все важные вопросы решались открыто, выносились на семейный суд, прямо и основательно обсуждались).

У Мелеховых было 4 таких совета: 1) не заладилась жизнь Григория и Натальи;

2) приход красных: отступать или сдаться?

3) сердечные дела Дуняши;

4) 1919 год – деньги Дарьи.

Анализ 1 совета: кто присутствует? о чём совет? кто выступает на совете? чем он заканчивается?

(Жизнь Григория и Натальи не заладилась. Начало совету положил Пантелей Прокофьевич. Выступают все; даже Дуняша, подросток, допущена к совету, внимательно слушает. Григорию стыдно, он грубит. Но чем бы ни заканчивались советы, ни одно важное событие не проходит незамеченным).

Анализ 4 совета: какое настроение вызвали у вас эти строки? как автор рисует эту картину спора, оскорбительную для памяти Петра?

(Разговор ведут только Пантелей Прокофьевич и Дарья, все остальные молчат, стесняясь прикоснуться к этому недоброму делу).

ВЫВОД. В семье Мелеховых – всех казаков – ответственные и сложные дела решались открыто, в прямом, порой нелицеприятном обсуждении. Крайности сглаживались и выравнивались, резкие страсти утишались. То не было ни раем, ни идиллией, а лишь сплочённым миром родных людей, для которых выше личных устремлений и прихотей всегда была семья. Шептаться по углам считалось предосудительным, ибо вековой опыт подсказывал: где начинаются тайны – тут начинаются распад и раскол.

СЕМЬЯ – ЭТО ГАРМОНИЯ (на доску добавляется слово ГАРМОНИЯ).

— Ну, а если внутрь семьи всё же проникало нечто злое и враждебное, как решали эту проблему Мелеховы? Были ли в семье тайны?

(В семье Мелеховых тоже были свои тайны, их в романе три:

1) секрет Григория;

2) секрет Дарьи;

3) секрет Натальи.)

Групповая работа: а) тема секрета;

б) где происходит беседа;

в) итоги «разговора по душам».

(Все эти тайны касаются семьи.

1. Пантелей Прокофьевич сразу догадался о связи Григория и Аксиньи – сын связался с женой близкого им человека – соседа. Старик понимает, что от разговора не уйти и рано утром на рыбалке с Григорием начинает разговор.

2.Дарьина болезнь. Наталья – Дарья. Дарья просит предупредить мать: «пущай она отцу не говорит про это, а то старик взбесится и выгонит меня из дому».

3.Ильинична – Наталья (аборт). «Буду ли я жить с Гришкой али нет… но детей я от него больше рожать не желаю».)

— Обратите внимание: все три разговора ведутся ВНЕ дома, двора: на реке, огороде, степной дороге. Они как бы не желают запачкать дом, семью, хотят отгородиться от дурного, заразного. Это естественное стремление всякого живого и здорового организма).

СЕМЬЯ – ЭТО ЗДОРОВЬЕ (на доску добавляется слово ЗДОРОВЬЕ).

— Итак, мы видим, как заботились казаки о целостности, здоровье своей семьи. На смену одному поколению должно было идти следующее, такое же здоровое и целое. В связи с этим интересен вопрос о детях в романе «Тихий Дон». Как заботились о них казаки? Как проходил процесс воспитания?

(Рождению детей горячо и искренне радовались, заботы о них никого не утомляли и не пугали – трудности просто не замечались в суете большой семьи. Воспитание проходило через труд, «так повелось исстари и так навсегда осталось для Мелеховых»: труд и в быту, и в душе, и в духе).

Анализ эпизода «В ожидании сына» («…А Ильинична с каждым днём всё резче ощущала подступившее к ней одиночество…»)

— Каким настроением проникнут данный отрывок? Какие чувства он вызывает у вас? Как автор рисует «великую материнскую тоску»по сыну, «младшенькому», как называет его Ильинична?

(Всё более трагическим становится повествование к концу романа, Ильинична , мудрая, проницательная, своим материнским чутьём понимает, что прежней жизни не будет. «Сама жизнь стала ей в тягость, За один год потеряв столько близких её сердцу людей, она жила надломленная и жалкая… и хотела лишь одного: дождаться Григория, передать ему детей, а потом навсегда закрыть глаза…

Голос автора всё чаще обретает взволнованные интонации, он разделяет чувства и переживания своих героев, проникается участием и тревогой за их судьбу. И конечно в первую очередь за судьбу детей. ).

— Насколько же сильна материнская любовь, насколько же велико желание Ильиничны, чтобы всё в доме было мирно, что примиряется она даже с тем, что Мишка Кошевой входит в их дом хозяином, видит, как Дуняшка тянется к этому человеку, как Кошевой нежно относится к внуку её, Мишатке. Дети не должны быть сиротами! Это для Ильиничны становится главным условием и для новой жизни.

— Как вы думаете, крушение чего проницательно уловил автор романа в народной среде?

(Семьи как основной ячейки общества).

— Как же заканчивает свой роман Шолохов?

— О чём мечтает бессонными ночами Григорий?

(Всё вернулось на круги своя. Мы снова перед домом – казачьим куренем Мелеховых. Григорий стоит у ворот родного дома, держа на руках сына. Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землёй и со всем этим огромным сияющим под холодным солнцем миром).

6.ИТОГ УРОКА

— Так о чём же роман М.Шолохова?

(О человеке, о его истоках, о гуманизме. Шолохов высказал свою тревогу о мире, заставил задуматься о семье, государстве, державе на фоне разрухи).

— А что значит в вашем понимании СЕМЬЯ? Добавьте своё понимание этого слова к записям на доске!

Дом.задание:

мини-сочинение «Крыша дома твоего» — что для каждого из вас значат эти слова?»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here