Зайцева Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

МБ ОУ Газопроводская СОШ с. Починки, Починковского района, Нижегородской области.

Предмет: литература

Класс: 6.

Тема урока: «Причуды матушки-зимы»

Цели: (Слайд 2)

-развивать связную речь учащихся;

-воспитывать чувство прекрасного; развивать художественное воображение;

— выработка умений восприятия поэтического слова через выражение чувств, через обращение к сведениям по теории литературы.

Форма урока: интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, музыка).

Оформление и оборудование:

Стенд «Зимние пейзажи» (репродукции картин, рисунки учащихся, фотоэтюды); картины (А. А. Пластов «Первый снег», Б. М. Кустодиев «Масленица», И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», В. И. Суриков «Взятие снежного городка» и др.); портреты А. С. Пушкина; аудиозапись «Времена года» А. Вивальди; фонохрестоматия «Литература. 6 класс» к учебнику под редакцией В. Я. Коровиной; компьютер, интерактивная доска, проектор.

УМК: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В. Я. Коровиной;

Поурочные разработки по литературе для 6 класса. Автор: Н. В. Егорова.

Эпиграф:

Любовь к родной земле

есть неотъемлемая часть

того чувства, которое мы

называем любовью к Родине.

К. Г. Паустовский.

Ход урока.

1.Организационный момент.

(Цели урока, запись темы).

2.Вступительное слово учителя: (Слайд 3).

Это стихотворение уже изучалось во 2-ом классе. Но мы вновь обращаемся к нему, чтобы с наибольшей полнотой увидеть богатство выраженных поэтом мыслей и чувств, чтобы шестиклассникам стала ближе личность человека и поэта.

3.Рассказ о Михайловском, столь дорогом Пушкину «уголке земли»: о текущей среди лугов светлой речке Сороти, о михайловских рощах и сосновых лесах, вид на которые открывался из окон одноэтажного дома, где жил поэт. Хотя «Зимнее утро» написано четыре года спустя после ссылки (в 1829 г) и не связано с Михайловским непосредственно, но в нем, несомненно, отражены впечатления тех лет.

Учитель: представьте ситуацию: вы проснулись ранним утром и увидели, что вся комната залита ослепительным солнечным светом. Вы подбегаете к окну… Попробуйте рассказать, как выглядит снег, небо, поля. Расскажите о том, какое настроение вызывала у вас эта картина.

А вот как передает свое чувство А. С. Пушкин.

4.Выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро» в исполнении Артема Тынкасова (фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» под ред. В. Я. Коровиной)

(Приложение 1).

5.Словарная работа. (Слайд 4, 5)

Взоры – глаза;

Нега – блаженство, наслаждение;

Вечор – (устар.) – вчера вечером;

Нынче – сегодня;

Янтарный блеск – блеск, напоминающий цвет янтаря, прозрачно-желтый;

Аврора – богиня утренней зари в древнеримских мифах.

6.Повторное чтение по отдельным строфам с попутным комментированием текста.

1 строфа.

Учитель: Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Краткое стремительное начало.

Вопрос. Как вы думаете, почему поэт начинает стихотворение восклицаниями?

(Ясное, солнечное зимнее утро произвело на него большое впечатление).

Вопрос: Из скольких частей состоит стихотворение? Как можно озаглавить первую часть?

( Стихотворение состоит из нескольких частей. Первая часть стихотворения представляет собой обращение к любимой, к другу).

Учитель: Автор хочет, чтобы близкий человек разделил с ним его настроение. С легким укором обращается к ней поэт «Еще ты дремлешь, друг прелестный». Начало стихотворения пронизано задушевностью.

Вопрос: Какие обращения использует поэт?

(Друг прелестный, красавица, звезда севера).

Учитель: Эпитет «Звезда севера» обозначает в стихотворении самую прекрасную женщину Петербурга.

Чтение и анализ 2 строфы.

Вопрос: Как можно озаглавить вторую часть?

(Воспоминание о вчерашней вечерней непогоде).

Вопрос: Какое настроение передает эта часть?

(Настроение печали и тоски).

Вопрос: Какими словесными красками добивается поэт передачи такого настроения?

(Небо мутное, луна – бледное пятно, ты сидела печальная. Все окрашено в тусклые, безрадостные краски).

Вопрос: Какое изобразительно-выразительное средство использовал Пушкин?

(Это эпитеты).

Вопрос: Как вы прочитаете эти строки?

(С чувством горечи и грусти, даже с оттенком унылой монотонности).

Вопрос: Каким приемом пользуется автор, чтобы создать унылое настроение?

(Пушкин использует метафору «вьюга злилась», которая создает однообразное завывание злящейся вьюги и придает ей черты человеческого характера).

Учитель: Обратим внимание на последнюю строку второго четверостишия.

Вопрос: Почему у Пушкина после слова нынче – многоточие?

(Потому что здесь глубокая пауза. Эта пауза неожиданности).

Вопрос: Как мы прочитаем эту строку?

(С чувством радостного удивления).

Учитель: Начало и конец второго четверостишия Пушкин построил на уже знакомом для вас приеме противопоставления: «вчера» — «нынче».

Вопрос: Как называется такой прием в литературе?

(Антитеза)

Чтение и анализ третьей строфы.

Вопрос: Как можно озаглавить эту часть?

(Прекрасное зимнее утро: великолепный вид из окна).

Вопрос: Какая перемена произошла за ночь в природе?

(Мы видим, что в природе за ночь произошла резкая перемена, все кругом стало неузнаваемым. Если вчера злилась вьюга, луна еле проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна, то сегодня снега сверкают на ярком солнце, а небо голубое.

Одна за другой открываются взору пленительные картины, и каждая из них нарисована точными меткими словами).

Вопрос: Какие неповторимые эпитеты и метафоры использует Пушкин для создания картины прекрасного зимнего утра?

(Ковры снегов – великолепные, небеса голубые, «прозрачный лес один чернеет»).

Вопрос: Почему лес прозрачный?

(Стоящие без листвы деревья в струях солнечного света кажутся прозрачными).

Вопрос: Какие краски и тона использует Пушкин?

(Голубые, блестящие («блестя», «блестит»).

Учитель: В каждом слове заключен глубокий смысл, все точно и значительно.

Так, к примеру, Пушкиным не сразу было найдено определение «великолепными». Сначала он написал «необозримыми коврами». Но «необозримыми» — значит – все кругом покрыто снегом; «великолепными» — значит, снег очень красив.

Это определение точнее передает чувство поэта, его восхищение прекрасным зимним утром. «Великолепными коврами» — сравнение, выраженное существительным в Творительном падеже.

Чтение и анализ 4 строфы.

Вопрос: О чем говорится в 4 строфе?

(В 4 строфе говорится о том, как приятно сидеть в комнате у затопленной печи).

Учитель: Особое внимание обратим на эпитет «янтарным».

Вопрос: Что показывает поэт с помощью этого эпитета?

(С помощью этого эпитета поэт показывает, как ярки солнечные лучи и огонь, озаряющие комнату, как все ярко освещено).

Учитель: Кроме того, в этой строфе мы не только «видим» (янтарный отблеск огня), но и «слышим» (потрескиванье сухих, охваченных пламенем поленьев).

Вопрос: Какие звуки в этом сыграли свою роль?

(Т, Р, Щ, Ч).

Вопрос: Как называется прием использования одинаковых согласных звуков для создания определенного звукового эффекта?

(Аллитерация).

Учитель: Заметим, что в этой строфе предложения в двух первых строчках как бы разорваны. Это переносы. При чтении не нужно пытаться соединять слова соседних строк. Надо, не понижая тона, выдержать между строчками легкую паузу.

Чтение и анализ 5 строфы.

Вопрос: Как можно озаглавить эту последнюю строфу?

(Приглашение «предаться бегу нетерпеливого коня»).

Учитель: В последней строфе Пушкин приглашает друга на прогулку. Вместе с ним хочется помчаться на санях по снегу, чтоб снежинки брызгали в лицо.

7.Итог работы над стихотворением.

Учитель: Не только сравнениями, эпитетами и метафорами достигается построение ярких зрительных образов.

Можно воспользоваться словами обыкновенными, но самыми нужными: «И ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит».

Таким образом, «пейзажное и интерьерное повествование легко переплетаются с воспоминаниями и размышлениями».

8.Чтение и анализ отрывков из произведений А. С. Пушкина о зиме.

Учитель: У Пушкина есть и другие стихотворения о зимней природе.

(Читают заранее подготовленные ученики).

«Зимний вечер».

«Пир во время чумы» (отрывок).

«Бесы».

«Евгений Онегин» (отрывок).

«Зимняя дорога».

Вопросы:

1.Что объединяет эти отрывки?

2.Что описывает поэт?

3.Одинаковы ли по настроению эти отрывки?

4.Каким настроением проникнут каждый из отрывков?

Вывод: Природа, которую наблюдает поэт, разнообразна, необычна. Это и чудесный зимний день, и темная вьюжная ночь; это и красочный зимний лес, и пустынная печальная дорога. И все эти картины природы наполняют душу ощущением покоя, радости, а может, и тревоги, и тоски. И неудивительно, что ощущения просятся быть отображенными в слове, красках, в мелодии.

9.Рассказ о зимнем пейзаже в живописи. (Слайды 6 – 13)

Учитель: Давайте помечтаем и перенесемся в чарующий зимний пейзаж вместе с художниками.

Начало зимы:

1.В. И. Суриков «Зима».

2.А. А. Пластов «Первый снег».

3.И. Попов «Первый снег».

Разгар зимы:

1.Н. П. Крымов «Зимний вечер».

2.А. Саврасов «Дворик. Зима».

3.К. Юон «Русская зима».

Конец зимы.

1.К. Юон «Конец зимы. Полдень».

2.Б. Кустодиев «Масленица».

3.И. Грабарь «Февральская лазурь».

4.Нисский «Февраль. Подмосковье».

5.Л. Каменев «Зимняя дорога».

6.В. И. Суриков «Взятие снежного городка».

10.Подготовка к слушанию музыки. (Слайд 14)

Великий итальянский композитор Антонио Вивальди страстно любил природу и выразил эту любовь в музыке. Им создано замечательное музыкальное произведение «Времена года». Казалось бы. Италия так далеко от нас, и климат там другой, и природа несколько иная, но если внимательно вслушаться в музыку, созданную композитором, то мы без труда узнаем в ней природу нашей матушки-России.

Послушаем один из фрагментов, который называется «Зима».

( Приложение № 2).

11.Беседа о музыкальных впечатлениях.

1.Что вы представили себе, слушая музыку?

2.Какие образы возникли у вас?

3.Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?

12.Обобщающее слово учителя.

Ребята, каждый из вас услышал в музыке А. Вивальди что-то свое. И каждый из вас прав. Ведь музыка – искусство, которое обращается к самым потаенным уголкам человеческой души, к его и только его воспоминаниям.

Композитор лишь намекнул, высветил с помощью волшебных звуков отдельные впечатления, будто рассыпал стекляшки калейдоскопа.

Домашнее задание. (Слайд 15)

Написать сочинение по картине (примерные темы «За что я люблю зиму», «Причуды матушки-зимы», «Зимние забавы»).

Интернет- ресурсы: (Слайд 15)

Портрет А. С. Пушкина:

«Энциклопедия русской живописи»

http://www .artsait .ru /foto .php ?art =k /kiprenskiy /img /23

Картины русских художников о зиме:

«Энциклопедия русской живописи»

http ://www .artsait .ru /

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here