Конспект урока по литературе в 7 классе
Панкратова Екатерина Витальевна,
учитель русского языка и литературы
первой категории
МБОУ «Уршельская СОШ»
Гусь-Хрустального района Владимирской области
Тема урока: «Маяковский –лирик. Стихотворение «Хорошее отношение к лощадям»».
Направление: | гуманитарное |
Тема, класс: | Маяковский — лирик. «Хорошее отношение к лошадям», 7 класс |
Тип: | Урок изучения нового материала |
Характеристика класса | Общеобразовательный класс со средним показателем качества обученности |
Учебник: | Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.-М.: Просвещение, 2008г. |
Раздел: | Из русской литературы 20 века. |
Количество часов: 68 учебных часов в год, 2 учебных часа в неделю | |
Цель урока: организовать деятельность учащихся по анализу поэтического текста, создать условия для понимания идейно-художественного своеобразия лирики В.В. Маяковского.Учебные задачи, направленные на развитие учащихся: — обучающие: выразительно читать лирическое стихотворение; давать устный и письменный ответ на вопрос по тексту произведения; характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание; формулировать вопросы по тексту произведения; находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в создании художественных образов; находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
-развивающие: развивать способность понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы; формировать умение использовать словари и справочники.
-воспитательные воспитание духовно-нравственных качеств личности (сострадания, жалости, желания помочь нуждающемуся в помощи). воспитание осознания эстетической ценности русского языка через работу с текстом; воспитание способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; формирование навыков контроля и самоконтроля; воспитание толерантного и уважительного отношения к мнению других людей в условиях работы в группах.
| |
Методы: | проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, использование ИКТ. |
Оборудование: | ПК, проектор, карточки для рефлексии, таблицы с заданиями для групп, справочные материалы. |
Формы работы: | групповая, индивидуальная работа. |
Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся.
Данный урок состоит из трех основных стадий, на каждой из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.
1 стадия -стадия вызова (7 мин). Этот этап несет мотивационную и коммуникационную функцию: пробуждает интерес к теме, стимулирует обмен мнениями. Учитель обращается к личному опыту учащихся, который поможет подготовить их к личностному восприятию произведения. Ученики высказывают свою точку зрения по поводу изучаемой темы, говорят о сострадании, без боязни ошибиться; учитель фиксирует все высказывания, при этом на данном этапе нет «правильных» и «неправильных» высказываний. На этом этапе используется как групповая, так и индивидуальная форма работы. Индивидуальная позволяет каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая — услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными; появлению новых вопросов, поиск ответов на которые будет мотивировать, стимулировать к изучению нового материала. Роль учителя на данном этапе состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают об этой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями, фиксировать и систематизировать информацию, полученную от школьников. При этом учитель не критикует ответы, руководствуясь правилом: «любое мнение учащегося ценно».
2 стадия – стадия осмысления содержания (мин) Школьники вступают в контакт с новой информацией ( слушают, читают стихотворение Маяковского, сообщают информацию о жизни поэта), сопоставляют эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом, акцентируют свое внимание на поиске ответов на поставленные вопросы, готовятся к анализу и обсуждению услышанного и прочитанного.
На этой стадии учитель предлагает групповую форму работы по исследованию особенностей поэтики стихотворения. Класс делится на 4 группы по 4-5 человек. Каждая группа получает карту с заданиями и справочные материалы для работы. В каждой группе ученики распределяют роли (практики, теоретики, психологи).
Учитель отслеживает степень активности работы, предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.
3 стадия – стадия рефлексии (мин). Школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Важным моментом на этой стадии является самооценка работы группы и самооценка работы каждого участника группы. Ученики фиксируют новые знания, выполняя рефлексию с помощью «Руки знаний» .
Анализ урока:
Данный урок, проведенный в 7 классе (средний показатель качества обученности), дал результат (по итогам тестовой работы) 72% качества и 100% успеваемости. На протяжении всего занятия царила «живая», насыщенная, рабочая обстановка, что говорит о рациональности используемых методов обучения и форм организации работы учащихся.
Технологическая карта урока.
Тема урока: Маяковский — лирик. «Хорошее отношение к лошадям»
Цель урока: организовать деятельность учащихся по анализу поэтического текста, создать условия для понимания идейно-художественного своеобразия лирики В.В. Маяковского
Задачи:
— обучающие:
выразительно читать лирическое стихотворение;
давать устный и письменный ответ на вопрос по тексту произведения;
характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;
формулировать вопросы по тексту произведения;
находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в создании художественных образов;
находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
-развивающие:
развивать способность понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;
формировать умение использовать словари и справочники.
-воспитательные
воспитание духовно-нравственных качеств личности (сострадания, жалости, желания помочь нуждающемуся в помощи).
воспитание осознания эстетической ценности русского языка через работу с текстом;
воспитание способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
формирование навыков контроля и самоконтроля;
воспитание толерантного и уважительного отношения к мнению других людей в условиях работы в группах.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, доступ в интернет, мультимедийный проектор, экран.
Структура и ход урока.
Список литературы
-
Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни.-М.: Дрофа, 1984г.
-
Заир-Бек С.И.Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение 2011г.
-
Катанян В. Маяковский: Хроника жизни и деятельности. М., 1985г.
-
Лирический герой ранней лирики В. В. Маяковского. Готовимся к сочинению. О. Ерёмина. — М.: «Первое сентября «Литература» N9, 2005.
-
Лотман Ю.М. Структура художественного текста – м., 1970г.
-
Маяковский В. Стихотворения, поэмы, статьи. Книга для учителя. М.: Дрофа, 1996г.
-
Маяковский В.В.Лирика. Поэмы: Анализ текста. Автор-сост. Л.Д.Стахова.-М.:Дрофа, 2000г.
-
Медерит К.С. Воспитание вдумчивых читателей 1998 г.
-
Русская философская лирика. 1910-е. И. Бунин, А. Блок, В. Маяковский. Учебное пособие: Р. С. Спивак — Москва, Флинта, Наука, 2005 г.
-
Словотворчество Маяковского. Опыт словаря окказионализмов: В. Н. Валавин — Москва, Азбуковник, 2010 г.
-
Стихи, поэмы: подробный комментарий, учебный материал, интерпретации: учебно-методическое пособие / сост.. примеч. Яковлевой Е. А. – М.: Айрис-пресс, 2006г.
-
Толковый словарь языка Совдепии: В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина — Москва, АСТ, Астрель, 2005 г.
-
Уроки изучения лирики в школе: теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: книга для учителя литературы. Беляева Н. В. – М.: Вербум-М, 2004г.
-
Футуризм. Русская литература на рубеже XIX-XX. Паперный З. С. – М.: Наука, 1983г.
-
Харджиев Н. И., Тренин В. В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970г.
-
Экспрессионизм в русской литературе первой трети XX века: В. Н. Терехина — Москва, ИМЛИ им. А. М.Горького РАН, 2009 г.
http://shpargalkino.com/novatorstvo-v-v-mayakovskogo-ritmika-rifma-neologizmy-giperbolichnost-plastika-obrazov-neozhidannye-metafory/
http://www.likt590.ru/project/majakovskyi/26.htm
http://www.clubochek.ru/lib.php?rat=12&dog=13
http://www.proza.ru/2006/06/09-17
http://www.moslit.ru/nn/0423/11.htm
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/part-017.htm
http://do.gendocs.ru/docs/index-244819.html