«Лирика начала 20 века» в 5 классе
Тематическое планирование
Тема | |
1. | Вводный урок-концерт «Лирика начала 20 века» |
2. | К.Д. Бальмонт. Слово о поэте. Тема сказки в стихотворениях Бальмонта («Золотая рыбка», «Фейные сказки»). |
3. Пр. | Тайны зимы. Эпитет» (К.Бальмонт «Снежинка») |
4. | И.А.Бунин. Тема детства в лирике поэта. («Детство») |
5.Пр. | Секреты осеннего леса. Сравнение. (И.Бунин «Лес словно терем расписной…», К.Бальмонт «Поспевает брусника…», «Осень. Сказочный чертог…») |
6.Пр. | Летние чудеса. Метафора. (И.Бунин «Сказка») |
7. | С.Есенин. Поэтический образ Родины. |
8.Пр. | Весенняя сказка. Олицетворение. (П.Соловьева «В лесу, где березки столпились гурьбой…», С.Есенин «Черемуха») |
9. | И.Северянин. Тема защиты природы в лирике поэта («В парке плакала девочка…», «Что шепчет парк…»). |
10. | Контрольная работа по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка» |
Цели уроков:
-
Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту
-
Развивать познавательный опыт, художественный вкус.
-
Моделировать среду для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных особенностей каждого ученика.
Знания, умения, навыки и качества:
1. Формируются базовые знания о языке художественной литературы.
2. Закрепляются практические навыки частичного анализа поэтического текста,
3.Актуализируются знания об особенностях формы и содержания лирического произведения.
4. Развивается личность школьника, его эстетический опыт, познавательная культура, логическая память.
5. Формируются речевая, лингвистическая, исследовательская компетенции
Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство, музыка.
Мультимедиа-урок №5
Тема: « Секреты осеннего леса. Сравнение»
Тип: урок-практикум
Задачи:
-
Сформировать понятие о сравнении как средстве художественной выразительности, научить находить сравнение в поэтических строках.
-
Развивать навыки анализа стихотворения.
-
Приобщать к красоте русского пейзажа через различные виды искусства.
-
Воспитывать любовь и бережное отношение к поэтическому слову.
Оборудование: учебник литературы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, 5 класс, часть 2; раздаточный материал (тексты стихотворений И.Бунина), мультимедиа проектор, компьютер с установленной программой Microsoft Office, акустическая система.
План урока.
-
Актуализация жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.
Повторение изученного Литература и другие виды искусства
-
Объяснение нового материала. Работа над опорным конспектом.
Частичный анализ стихотворения И.Бунина
-
Практикум. Закрепление изученного. Игра «Осенние дары»
-
Творческая мастерская.
-
Подведение итогов урока.
Конспект урока.
-
Актуализация жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.
Слайд 2
— Вот и наступила осень. Все чаще хмурится небо, холоднее ночи, идут затяжные моросящие дожди. А порывистый ветер покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев. Да, жаль расставаться с теплыми солнечными днями. Мы сидим у окна, залитого каплями дождя, и совсем не хочется выходить на улицу.
Слайд 3
-
Музыка.
Вы слушаете музыку уже известного вам композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года. Октябрь». Какое настроение она у вас вызывает?
— Музыка осени печальная. Улетают птицы, опадает листва. Природа плачет, прощаясь с летом. И все же задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей грустной красотой.
— Созвучно ли музыке П. И. Чайковского стихотворение уже известного вам поэта К.Д.Бальмонта? (анимация по щелчку). Читает ученик.
ОСЕНЬ
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
— Какое настроение звучит в этом стихотворении? (Учащиеся делятся своими чувствами)
— С помощью каких слов это настроение создается?
Слайд 4
-Стали дни холоднее, стало грустнее, реже смеется, осень…заплачет спросонья.
— Созвучно ли оно музыке Чайковского?
Слайд 5
— В нашей картинной галерее сегодня одно полотно – Исаака Левитана «Золотая осень» Что на ней изображено?
— Левитан изобразил неширокую речушку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.
— Слева – берёзовая роща, справа – лишь отдельные деревья, вдали – осенний лес. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками.
— Какие чувства вызывает эта картина?
— Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.
— Да, осень может быть и другой, искусной чародейкой с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года. Всё завораживает, пленит, очаровывает. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Молодые берёзки — в золотых одеждах, кое – где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по дорожкам, подышать осенним воздухом. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть.
— Сделаем вывод:
— Что объединяет все виды искусства?
— Любовь к родной природе, тихое любование её прелестями.
— Чем поэзия отличается от других видов искусства?
— Музыкант выражает свое настроение с помощью звуков. Художник – с помощью красок, а поэт, как кисточкой, рисует – словом, а мы разгадываем их секреты.
— Действительно, в отличие от других видов искусства, в литературном произведении поэт может, используя красоту и силу поэтического слова, выразить самые яркие чувства и переживания от увиденного, описать словесно всё очарование русской природы.
II. Повторение изученного.
Слайд 6
— На прошлом уроке мы знакомились с творчеством замечательного поэта начала 20 века И.А.Бунина. Давайте послушаем еще одно его стихотворение.
-
Чтение стихотворения И. Бунина подготовленным учеником.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
— Какое настроение звучит в этом стихотворении?
— Какую картину вы представляете?
-
Учащиеся делятся впечатлениями.
Примерные ответы:
— Бунин пишет об осенней природе так, что мы, слушая его стихотворение, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную ее красоту
— Тихо, тихо ходит осень по лесу, осыпая всё вокруг. Кружатся в воздухе листья, шуршат под ногами. Деревья шумят пурпуром и позолотой. Это напоминает последний бал перед долгой зимой. Поэтому немного грустно.
— Яркое голубое небо напоминает об уходящем лете и согревает оставшимся теплом.
Слайд 7
— Попытаемся понять, какими художественными средствами И. Бунин создает образ осени (повторяем понятие «образ – картина жизни, проникнутая чувствами и мыслями писателя.
-
Выпишите прилагательные, с помощью которых показал яркую красоту осенней природы.
-
Проверка.
— Здесь много прилагательных: расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной, желтою, пестрый терем.
— Какие из этих прилагательных — эпитеты? Подчеркните их.
-
Повторяем материал прошлого урока: что такое эпитет.
— Вспомните определение эпитета.
— Слова какой части речи могут быть эпитетами?
— Всякое ли прилагательное – эпитет?
-
Проверка.
Слайд 8
— Какова роль цветовых прилагательных? Эпитетов?
— Цветовые прилагательные дают возможность увидеть, что осень уже провела своей волшебной кистью по деревьям и разбросала пятна краски, словно на палитре.
— Эпитет помогает почувствовать настроение поэта.
— Это верно. Но не только они. Сегодня мы разгадаем секреты сравнения, а поможет нам …осенний лес.
Слайд 9
-
Запись темы урока: «Секреты осеннего леса. Сравнение»
III. Объяснение нового материала. Работа над опорным конспектом.
Слайд 10
-
Составление опорного конспекта.
1) Секрет первый мы откроем, если внимательно вдумаемся в термин – «сравнение». Что он означает?
— Сравнение – от слова сравнивать, сопоставлять.
Слайд 11
Вчитаемся в стихотворение и узнаем, что с чем сравнивает поэт.
-
Учитель руководит исследовательской деятельностью учащихся: слабом классе – направляет, руководит, в сильном – учащиеся проделывают работу самостоятельно. В процессе поиска или при проверке акцентируется внимание на следующих терминах: предмет сравнения, объект сравнения, способ выражения. Делаются записи в тетради:
Лес — словно терем расписной
— стоит стеной
Елочки – как вышки
Просветы в небо – что оконца
Осень – вдовой вступает
Слайд 12
Секрет первый: сравнение – это сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного с помощью другого.
Слайд 13
2) Открываем секрет 2.
— Проанализируем выписанные сравнения (учитель читает их). На какие две группы можно разделить сравнения по способу выражения? (существительные с союзом и существительные в творительном падеже)
Слайд 14
— Запишите секрет 2:
Чаще всего сравнение выражается существительным с союзом как, словно, будто, точно, как будто, что = будто, а также существительным в творительном падеже.
Слайд 15
3) А секрет 3 мы разгадаем, если подумаем, какую роль играют сравнения в стихотворении?
— Сравнение с теремом помогает понять восхищение поэта, ведь терем – это верхний жилой ярус хором (древнерусских больших жилых домов), сооружавшийся над сенями.
— А какова роль сравнения осени с вдовой?
— Оно делает концовку стихотворения немного грустной, ведь природа умирает до весны, чтобы потом возродиться вновь.
— Сформулируйте вывод.
— Сравнение помогает понять чувства автора, его настроение. (Запись в опорный конспект.)
-
Чтение конспекта. Формулировка определения.
Слайд 16
СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.
Вывод:
— Таким образом, с помощью различных выразительных средств И. Бунин изобразил осенний лес, утопающий в разноцветном убранстве, во всей красе. Мы чувствуем его душистый аромат. Мы ощущаем радость, с одной стороны, и еще — грусть, с другой стороны.
Слайд 17
-
Физкультминутка
Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер — полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.
-
Практикум. Закрепление изученного
Слайд 18
Игра «Осенние дары»
Цель: формировать умение находить сравнение в поэтических строчках, понимать его смысл.
Слайд 19
-
Еще одно имя, которое мы недавно с вами открыли, – К.Д.Бальмонт. Послушайте произведение этого поэта, где он изобразил красоту осени.
-
Чтение стихотворения.
-
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
— Сказочный чертог изобразил поэт в своем стихотворении. Для выразительности художественного образа он использует сравнения.
Слайд 20 — 22
Задание: найти сравнения в стихотворных строках, записать в тетради.
-
Самостоятельная работа.
-
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой. -
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной -
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Слайд 23-25
-
Проверка. Кто собрал больше всех осенних даров?
— В чем смысл сравнений поэта?
VТворческая мастерская.
Слайд 26
Соревнование с поэтом.
Слайд 27
У поэта С.Орлова есть такие строки:
За окном ветерок веселится,
То подпрыгнет, то притаится,
И листочки бегут по дорожке,
Словно…
— Завершите строку, используя сравнение.
-
Учащиеся читают свои варианты
-
Сравниваем с вариантом поэта: «словно желтые мышки от кошки»
-
Обсуждаем варианты, приходим к выводу о сложности труда поэта
-
Подведение итогов урока.
Слайд 28
— Н. Сладков писал:
«Тем хорош лес, что, сколько в него ни ходи, сколько ни смотри и ни слушай, а все увидишь невиданное и услышишь неслыханное»
— Как вы понимаете эти слова?
— Да, лес — источник загадок и тайн, но они открываются только зоркому глазу и чуткому сердцу.
Сегодня вы были именно такими, такими оставайтесь и дальше, и тогда вам откроется все богатство русской природы, которое вы сможете выразить с помощью слов.
Слайд 29
— Рефлексия
Среди множества чувств, которые вы испытали на уроке, выберите одно, наиболее значимое для вас. Поднимите красные карточки те, кто испытал восторг, кому интересно было открывать тайны?
— Молодцы! Красный – цвет энергии и активности.
Поднимите зеленые карточки те, кто был спокоен и не испытал особых эмоций?
— Хорошо! Но не забывайте, что эмоции необходимы в жизни, постарайтесь испытать их в чем-то другом.
— Поднимите коричневые карточки те, кому было некомфортно, кто не очень доволен своей работой?
— Я рада, что урок вам понравился! Желаю успехов в открытии новых тайн!
Слайд 30
Домашнее задание (на выбор)
-
выучить наизусть стихотворение К. Бальмонта или И.Бунина.
-
написать сочинение — миниатюру на тему: «Осенний лес», используя сравнения
-
Сочинить стихотворение об осени.