ГБОУ СОШ г. Москвы «Школа здоровья»
№ 384 им. Д.К. Корнеева
Конспект урока литературы
в 9 классе
Тема: «Трагедия жизни Печорина и его поколения». Своеобразие сюжета и композиции романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Авторская разработка учителя русского языка и литературы
Дзюбенко Ольги Руслановны
Москва, 2012
Тема урока-размышления: «Трагедия жизни Печорина и его поколения». Своеобразие сюжета и композиции романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Цель урока: обзор и обсуждение содержания романа и личности главного героя Печорина.
Задачи урока:
Образовательная:
-
помочь учащимся понять причину трагической обреченности Печорина и его поколения; выявить авторское отношение к герою в целом, осмыслить сюжетно-композиционную роль повести «Фаталист»;
-
формировать у учащихся умения разбираться в психологии личности (на примере образа Печорина);
-
познакомить с понятием терминов «фаталист», «фатальный, душа», «предопределение»;
-
создать условия для более полного понимания текста, его анализа.
Воспитательная:
-
воспитывать взаимопонимание и умение работать в коллективе;
-
выявление читательской позиции учащихся. воспитывать культуру речи;
-
поддерживать интерес к урокам русского языка;
-
воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Развивающая:
-
развивать речь учащихся, их эстетический вкус;
-
продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;
-
формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;
-
развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;
-
обогащать словарный запас школьников;
-
развитие навыков монологической речи.
Оборудование:
-
доска с записями;
-
иллюстрации к повести «Фаталист»;
-
рисунки учащихся;
-
плакат с эпиграфом: «В … напрасной борьбе я истощил, и жар души, и постоянство воли…»
-
выставка книг.
План урока:
-
Организационный момент. Сообщение темы урока.
-
Проверка д/з.
-
Работа с новым материалом.
— Беседа по повести «Фаталист».
— Обобщающие выводы
-
Итог урока.
-
Д/з.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.
2. Проверка д/з.
3. Работа с новым материалом.
Беседа по повести «Фаталист».
Обобщающие выводы
4. Итог урока.
5. Д/з.
|
На доске эпиграф: «В … напрасной борьбе я истощил, и жар души, и постоянство воли…»
— Сегодня мы работаем над завершающей роман «Герой нашего времени» повестью «Фаталист». Этой повестью завершается «история души» человека, с историей жизни которого мы знакомились с первой главы.
— Начнем работу с сопоставления портретных характеристик героя в повестях «Княжна Мери» и «Максим Максимыч» Портретная характеристика героя № 1. Печорин – человек вполне определенного времени, положения, социально-культурной среды. Он дворянин-интеллигент Николаевской эпохи, его душа «испорчена светом». Я считаю, что по натуре Печорин – деятель, но так как он сын своего времени, то деятельность его пуста и бесплодна, а поступки мелки.
Портретная характеристика героя № 2. Главный герой романа — Григорий Александрович Печорин. Печорин – деятель не только по натуре, но и по убеждению. Поступки Печорина мелки, кипучая деятельность его пуста и бесплодна. Время поставило его, по мнению Белинского, перед альтернативой: «или решительное бездействие, или пустая деятельность». Герой полон действительно бунтарского неприятия всех устоев общества, в котором вынужден жить. Он нигде не пытается показать себя в выгодном свете, откровенно рассказывает о мотивах своих поступков, и обо всех тайных движениях своей судьбы. Ему присущи самокритичность и дух самоанализа.
— Какие черты характера прослеживаются в составленных характеристиках героя (на основе этих двух глав), а каких мы не видим?
— Повесть «Фаталист» мы читаем когда, в сущности, уже поняли характер героя и нашли определенное объяснение его судьбы – трагической судьбы человека безвременья. Зачем же в конце романа мысль о судьбе заостряется уже самим названием повести «Фаталист»? В самом начале повести мы присутствуем при разговоре у майора С., где высказаны три позиции в отношении судьбы, рока, предопределения: одни верят в него, другие сомневаются, а третьи просто отрицают. Дальше мы становимся свидетелями трех событий: первое — пари у Вулича, второе — на что рассчитывал, Вулич приставив пистолет к своему виску, и на что рассчитывал Печорин, бросаясь на вооруженного пьяного казака, третье — каких личных качеств требовало испытание судьбы от Вулича и каких от Печорина.
— Для работы нам нужно выяснить значение слов: судьба, рок, предопределение, душа, фаталист, фатальный. Душа – термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории, философии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождествляемый, в идеализме с особой нематериальной субстанцией. В представлении первобытных людей душа рассматривалась как нечто материальное (кровь, дыхание). В религии под душой понимается некое бестелесная, бессмертная, нематериальная сила, имеющая самостоятельное независимое от тела существование в «потустороннем» мире. (Философский словарь под редакцией И. Т. Фролова). Предопределение – то, что предопределено, предназначено кому-нибудь, судьба, рок. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова). Судьба – участь, доля, жизненный путь. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова). Рок – судьба. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова). Фатальный – роковым образом случающийся, неотвратимый, неизбежный, словно предопределенный фатумом. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова). Фаталист – человек, верящий в фатум, склонный к фатализму. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
Беседа по новелле «Фаталист». — Что вы можете сказать о Вуличе?
— Рождает ли вера в судьбу у Вулича активность или он пассивен?
— Как решается вопрос, который возник в споре – есть ли предопределение?
— Как ко всему происходящему относится Печорин?
— Как вы думаете, может быть и Печорин, поверив в предопределение, перестанет сомневаться, и окажется счастливее, чем был прежде?
-Здесь важным оказывается заключительный эпизод «Фаталиста». Печорин сам решил испытать судьбу. Похож ли Печорин на Вулича в своем испытании судьбы? — Какими обстоятельствами был вызван риск Вулича, и какими риск Печорина?
-На что рассчитывал Вулич, приставив пистолет к своему виску, и на что рассчитывает Печорин, бросаясь на вооруженного пьяного казака?
— Каких личных качеств требовало испытание судьбы от Вулича, и каких от Печорина?
Вывод. Здесь Печорин показан не приносящим несчастья, а необходимым людям. А как же с верой в судьбу? Решен ли вопрос о предопределении?
Вывод. Своим поступком Печорин доказывает, есть судьба или нет, человек должен действовать смело, идти ей навстречу, не переставая подвергать все сомнению и самостоятельному критическому пересмотру. В финальной части он говорит: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера, напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится, а смерти не минуешь!». — Почему Печорин не нашел счастья в жизни? В чем его трагическая обреченность? — Ни одно из его действий, ни одно из проявлений его воли не имеет цели. Его активность бесплодна. Он умен, находчив, наблюдателен, но все это приносит только несчастье людям, с которыми его случайно столкнула судьба. Основные свойства его натуры и отразившаяся в нем «болезнь века» – рефлексия (раздвоение характера, постоянный самоанализ) и скептицизм. Индивидуализм и эгоизм как жизненные принципы, принятые на себя Печориным опустошили его (он «истощил жар души»). Лермонтов показывает, как постепенно утрачивает Печорин все лучшее в своем характере. Трагическая обреченность в том, что Печорин не видит смысла жизни, не может применить свои недюжинные способности для пользы и вянет без борьбы. Там, где он появляется, он несет смерть страдания, разрушения. Это была не история одного Печорина, а всего поколения Николаевской России.
— Лермонтов в стихотворении «Дума» говорит: Печально я гляжу на наше поколенье.
Вывод. Лермонтовский герой – сын иного времени (не жребия декабристов). Герой гибнет от тоски, оттого, что не может найти применение и реализовать свою активность. Лермонтов показал обусловленность, предопределенность своего героя временем и средой, он показал фатальность гибели лучших людей в условиях николаевской действительности. Но вывод из этого сделал не мрачный не пессимистический, а привел к убеждению в необходимости действовать, не склонять головы перед судьбою.
— Сегодня у нас последний, завершающий урок по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Мы с вами уже разобрали каждую повесть в отдельности, поговорили об образе главного героя и о второстепенных персонажах. А на сейчас мы подведём итог, соберём все части в единое целое и немного поговорим о композиции романа.
— Единственный завершенный роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. В «Отечественных записках» за 1839 г. были опубликованы «Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и позже «Фаталист» с примечанием, что «М.Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей, и напечатанных и ненапечатанных». В 1840г. там же печатается «Тамань» и следом выходит двумя частями-томиками «Герой нашего времени». Кстати, это название (вместо «Один из героев нашего века») Лермонтову предложил журналист А.А. Краевский. «Собрание повестей», объединенных образом главного героя, оказалось первым в русской прозе социально-психологическим и философским романом.
Сначала были напечатаны отдельные повести в журнале «Отечественные записки»: 1839г — «Бэла. Из записок офицера о Кавказе», «Фаталист». 1840г — «Тамань» Первоначальное название романа «Один из героев нашего века» было заменено на «Герой нашего времени», предложенное журналистом А.А. Краевским.
— «Герой нашего времени» — это «история души человеческой», одной личности. Печорин – единственный главный герой и его одиночество принципиально значимо. Это помогает автору раскрыть характер героя в «чистом виде», через призму самого себя. В романе мы встречаем три повествования:
— Давайте откроем cодержание романа. — Не замечаете ли вы никаких странностей? — Скажите сколько частей в романе? — А сколько глав в каждой части? — Почему после главы № II «Максим Максимыч» идёт глава № I «Тамань»?
— Давайте рассмотрим таблицу, которую я вам раздала. В ней перечислены события романа в соответствии с сюжетом. А мы попробуем расставить события романа в хронологическом или фабульном порядке.
— Для начала вспомним, что такое фабула и сюжет?
Работа с таблицей:
— Как вы думаете, для чего понадобилось автору именно в таком порядке расположить части романа?
— Такое построение даёт автору возможность:
— Такой композиционный приём выражает скрытый оптимизм автора, его веру в человека.
— Давайте откроем последнюю страницу повести «Фаталист» и прочитаем: «Народ разошёлся, офицеры меня поздравляли – и точно, было с чем». На этих словах мы прощаемся не только с «героем времени», но и с настоящим героем, который мог бы совершить прекрасные дела, сложись его судьба иначе. Таким он, по мысли Лермонтова, и должен больше всего запомниться читателю. Композиционный приём выражает скрытый оптимизм автора, его веру в человека. — Запишите д/з: подготовиться к проведению итоговой работы по творчеству М.Ю. Лермонтова (тест).
| Учащиеся приветствуют учителя, своя возле своих парт.
Учащиеся записывают число, классная работа.
Чтение учащимися составленных характеристик героя.
Объяснение значения слов учащимися.
— Он убежденный фаталист, судьбу испытывает сознательно и хладнокровно. А ведь ставка в этом испытании – жизнь, он человек бесстрашный и даже мужественный.
— Вулич активен, он как бы торопит судьбу. Риск его ничем не оправдан и необъясним. Никому из присутствующих его выстрел был не нужен, все подавлены, все встревожены. Его поступок подтверждает, что вера в судьбу может сделать даже мужественного и бесстрашного человека безразличным к действительности.
— В эпизоде с Вуличем решается положительно. Случайность его гибели, как будто подтверждает существование судьбы, от которой не уйдешь.
-Заключая пари, он утверждал, что провидения нет. После выстрела он как бы поверил в существование судьбы.
— Он заявляет, что в тот вечер твердо верил в судьбу, но тут же начинает иронизировать над собой. Для Печорина важен, в конце концов, не фатализм, а те выводы, которые должны определять поведение человека.
— У Вулича никаких внешних мотивов для выстрела не было. Печорин же: «Между тем надо было на что-либо решиться и схватить преступника», значит, в риске Печорина была необходимость.
— Вулич полагается исключительно на судьбу, на игру случая. Печорин же действует вовсе не слепо, а трезво и обдуманно. Печорин действует как бы по пословице: «На Бога надейся, а сам не плошай».
— Вулич рисковал своей жизнью, но противника у него не было. Ему нужны были хладнокровие и мужество. А Печорину нужно было: а) оценить обстановку; б) воля; в) действовать быстро; г) план.
-Печорин отвечает уклончиво: «После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает, наверное, убежден ли он в чем или нет?.. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..
Учитель выслушивает мнение детей, а затем подводит итог.
-нумерация глав) (две -в 1-ой -три, во 2-ой- две — так как повествование начинает сам Печорин
— Фабулой называют совокупность событий в их естественном хронологическом порядке. Сюжет – это те же события, но в том порядке, в котором о них сообщает автор.
предполагаемые ответы учеников
|