ГБОУ СОШ г. Москвы «Школа здоровья»

384 им. Д.К. Корнеева

Конспект урока литературы

в 9 классе

Тема: «Трагедия жизни Печорина и его поколения». Своеобразие сюжета и композиции романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Авторская разработка учителя русского языка и литературы

Дзюбенко Ольги Руслановны

Москва, 2012

Тема урока-размышления: «Трагедия жизни Печорина и его поколения». Своеобразие сюжета и композиции романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Цель урока: обзор и обсуждение содержания романа и личности главного героя Печорина.

Задачи урока:

Образовательная:

  • помочь учащимся понять причину трагической обреченности Печорина и его поколения; выявить авторское отношение к герою в целом, осмыслить сюжетно-композиционную роль повести «Фаталист»;

  • формировать у учащихся  умения разбираться в психологии личности (на примере образа Печорина);

  • познакомить с понятием терминов «фаталист», «фатальный, душа», «предопределение»;

  • создать условия для более полного понимания текста, его анализа.

Воспитательная:

  • воспитывать взаимопонимание и умение работать в коллективе;

  • выявление читательской позиции учащихся. воспитывать культуру речи;

  • поддерживать интерес к урокам русского языка;

  • воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Развивающая:

  • развивать речь учащихся, их эстетический вкус;

  • продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;

  • формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;

  • развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;

  • обогащать словарный запас школьников;

  • развитие навыков монологической речи.

Оборудование:

  • доска с записями;

  • иллюстрации к повести «Фаталист»;

  • рисунки учащихся;

  • плакат с эпиграфом: «В … напрасной борьбе я истощил, и жар души, и постоянство воли…»

  • выставка книг.

План урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

  2. Проверка д/з.

  3. Работа с новым материалом.

— Беседа по повести «Фаталист».

— Обобщающие выводы

  1. Итог урока.

  2. Д/з.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.

2. Проверка д/з.

3.

Работа с новым материалом.

Беседа по повести «Фаталист».

Обобщающие выводы

4.

Итог урока.

5.

Д/з.

На доске эпиграф:  «В … напрасной борьбе я истощил, и жар души, и постоянство воли…»

— Сегодня мы работаем над завершающей роман «Герой нашего времени» повестью «Фаталист». Этой повестью завершается «история души» человека, с историей жизни которого мы знакомились с первой главы.
— Трагедия Печорина  — это трагедия личности, волей исторических обстоятельств отчужденной от своего народа, томящегося в крепостной неволе, лишенного приобщиться к культуре. Темы судьбы – одна из постоянных тем в раздумьях Печорина, введенных в контекст повести «Княжна Мери»: «Неужели мое единственное назначение на земле – разрушать чужые надежды?».
В новелле «Фаталист» она становится центральной и на сегодняшнем уроке нам предстоит ответить на вопросы:
— Почему Печорин не нашел счастья в жизни?
— В чем его трагическая обреченность?
— Как решается проблема смысла жизни в новелле?

— Начнем работу с сопоставления портретных характеристик героя в повестях «Княжна Мери» и «Максим Максимыч»

Портретная характеристика героя № 1.

Печорин – человек вполне определенного времени, положения, социально-культурной среды. Он дворянин-интеллигент Николаевской эпохи, его душа «испорчена светом». Я считаю, что по натуре Печорин – деятель, но так как он сын своего времени, то деятельность его пуста и бесплодна, а поступки мелки.
Он ставит перед собой вопрос о цели и смысле жизни человека, о его назначении. Например, в ночь перед дуэлью с Грушницким он размышляет, спрашивая себя: «Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно, она существовала, и верно было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…».
Печорин так и не нашел главной цели в жизни, в этом трагизм его судьбы. Но все же цель постижения природы и возможностей человека у него есть. Поэтому у него в жизни много психологических и нравственно-философских экспериментов над собой и другими (Бэла, Мери).
Печорину свойственен индивидуализм. Портретное описание помогает понять противоречивость характера Печорина, его раздвоенность. Например «его карие глаза…не смеялись, когда он смеялся». Это признак или злого нрава, или глубокой обиды постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц, они сияли каким – то фосфорическим блеском. То не было отражение жара душевного или играющего воображения, то был блеск, подобной гладкой стали, ослепительной, но холодной. Описание глаз показывает нам, что он серьезно разочарован в жизни. Печорин сам признается, что в нем два человека: один живет, другой мыслит и судит; один стремиться к высоким идеалам, другой скептик. Сам Печорин видит, чувствует, что душа его испорчена.
В «Княжне Мери» Печорин в родной среде, но здесь видна пустота этой искусственной жизни. Здесь он проверяет идею практикой. Идея – возможность вернуться в среду, связанную с тем светским обществом, которое его породило, и обрести душевный покой, счастье. Но он отдает себе отчет в том, что это счастье не для него. Он говорит: «Я не ужился бы с этой долею! Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце…». По его воле разбито сердце Мери, оскорблено самолюбие девушки. Герой не вписывается в эту среду, он отчужден ото всех. 

 

Портретная характеристика героя № 2.

Главный герой романа — Григорий Александрович Печорин. Печорин – деятель не только по натуре, но и по убеждению. Поступки Печорина мелки, кипучая деятельность его пуста и бесплодна. Время поставило его, по мнению Белинского, перед альтернативой: «или решительное бездействие, или пустая деятельность». Герой полон действительно бунтарского неприятия всех устоев общества, в котором вынужден жить.  Он нигде не пытается показать себя в выгодном свете, откровенно рассказывает о мотивах своих поступков, и обо всех тайных движениях своей судьбы. Ему присущи самокритичность и дух самоанализа.
Печорин слишком глубокая и самобытная натура, чтобы стать  только рефлектирующим дворянским интеллигентом. Он отличается силой ума и независимостью характера. Ему невыносимы пошлость и рутина. Он ничего не домогается – ни чинов, ни званий, ни выгод – и он ничего не делает, чтобы добиться успеха. Он стоит выше своего окружения. Но счастливым Печорин не кажется нигде. Ни одно из его действий, ни одно из проявлений его воли не имеет цели. Его активность бесплодна. Он умен, находчив, наблюдателен, но все это приносит только несчастье людям, с которыми его случайно столкнула судьба (погибает Бэла, разбито сердце Мери, погибает Грушницкий, оскорблен Максим Максимыч, остался без крова слепой мальчик). Силы богатой натуры героя не находят настоящего применения.
Процесс опустошения богатой человеческой личности совершился. Всем укладом  российской жизни 30-х годов Печорин был обречен на бездействие, судьба его в значительной мере оказалась предопределенной обстоятельствами.  

             

— Какие черты характера прослеживаются в составленных характеристиках героя (на основе этих двух глав), а каких мы не видим?

Присутствующие черты

Нет черт характера

В главе «Максим Максимыч»

Равнодушие к жизни.

Холодность.

Безнадежность.

Опустошенность.

В главе «Княжна Мери»

Бесцельность жизни.

Разрушительность.

Неудовлетворенность.

Целеустремленность.

Дисциплинированность.

Искренность.

Благородство.

Лицемерие.

Индивидуализм.

Эгоизм.

 

— Повесть «Фаталист» мы читаем когда, в сущности, уже поняли характер героя и нашли определенное объяснение его судьбы – трагической судьбы человека безвременья. Зачем же в конце романа мысль о судьбе заостряется уже самим названием повести «Фаталист»?

В самом начале повести мы присутствуем при разговоре у майора С., где высказаны три позиции в отношении судьбы, рока, предопределения: одни верят в него, другие сомневаются, а третьи просто отрицают. Дальше мы становимся свидетелями трех событий: первое — пари у Вулича, второе — на что рассчитывал, Вулич приставив пистолет к своему виску, и на что рассчитывал Печорин, бросаясь на вооруженного пьяного казака, третье — каких личных качеств требовало испытание судьбы от Вулича и каких от Печорина.

— Для работы нам нужно выяснить значение слов: судьба, рок, предопределение, душа, фаталист, фатальный.

Душа – термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории, философии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождествляемый, в идеализме с особой нематериальной субстанцией. В представлении первобытных людей душа рассматривалась как нечто материальное (кровь, дыхание). В религии под душой понимается некое бестелесная, бессмертная, нематериальная сила, имеющая самостоятельное независимое от тела существование в «потустороннем» мире. (Философский словарь под редакцией И. Т. Фролова).

Предопределение – то, что предопределено, предназначено кому-нибудь, судьба, рок. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

Судьба – участь, доля, жизненный путь. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

Рок – судьба. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

Фатальный – роковым образом случающийся, неотвратимый, неизбежный, словно предопределенный фатумом. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

Фаталист – человек, верящий в фатум, склонный к фатализму. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
Фатум – неотвратимая судьба, рок, неизбежное. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

Беседа по новелле «Фаталист».

— Что вы можете сказать о Вуличе?

— Рождает ли вера в судьбу у Вулича активность или он пассивен?

— Как решается вопрос, который возник в споре – есть ли предопределение?

— Как ко всему происходящему относится Печорин?

— Как вы думаете, может быть и Печорин, поверив в предопределение, перестанет сомневаться, и окажется счастливее, чем был прежде?

-Здесь важным оказывается заключительный эпизод «Фаталиста». Печорин сам решил испытать судьбу. Похож ли Печорин на Вулича в своем испытании судьбы?

— Какими обстоятельствами был вызван риск Вулича, и какими риск Печорина?

-На что рассчитывал Вулич, приставив пистолет к своему виску, и на что рассчитывает Печорин, бросаясь на вооруженного пьяного казака?

— Каких личных качеств требовало испытание судьбы от Вулича, и каких от Печорина?

Вывод. Здесь Печорин показан не приносящим несчастья, а необходимым людям.

А как же с верой в судьбу? Решен ли вопрос о предопределении?

 Вывод. Своим поступком Печорин доказывает, есть судьба или нет, человек должен действовать смело, идти ей навстречу, не переставая подвергать все сомнению и самостоятельному критическому пересмотру. В финальной части он говорит: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера, напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится, а смерти не минуешь!».

— Почему Печорин не нашел счастья в жизни? В чем его трагическая обреченность?

— Ни одно из его действий, ни одно из проявлений его воли не имеет цели.

Его активность бесплодна. Он умен, находчив, наблюдателен, но все это приносит только несчастье

людям, с которыми его случайно столкнула судьба.

Основные свойства его натуры и отразившаяся в нем «болезнь века» – рефлексия (раздвоение характера, постоянный самоанализ) и скептицизм.

Индивидуализм и эгоизм как жизненные принципы, принятые на себя Печориным опустошили его (он «истощил жар души»). Лермонтов показывает, как постепенно утрачивает Печорин все лучшее в своем характере.

Трагическая обреченность в том, что Печорин не видит смысла жизни, не может применить свои недюжинные способности для пользы и вянет без борьбы.

Там, где он появляется, он несет смерть страдания, разрушения. Это была не история одного Печорина, а всего поколения Николаевской России.

— Лермонтов в стихотворении «Дума» говорит:

Печально я гляжу на наше поколенье.
Его грядущее иль пусто, иль темно.
Меж тем под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно.
…Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

Вывод. Лермонтовский герой – сын иного времени (не жребия декабристов). Герой гибнет от тоски, оттого, что не может найти применение и реализовать свою активность. Лермонтов показал обусловленность, предопределенность своего героя временем и средой, он показал фатальность гибели лучших людей в условиях николаевской действительности. Но вывод из этого сделал не мрачный не пессимистический, а привел к убеждению в необходимости действовать, не склонять головы перед судьбою.

— Сегодня у нас последний, завершающий урок по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Мы с вами уже разобрали каждую повесть в отдельности, поговорили об образе главного героя и о второстепенных персонажах. А на сейчас мы подведём итог, соберём все части в единое целое и немного поговорим о композиции романа.

— Единственный завершенный роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. В «Отечественных записках» за 1839 г. были опубликованы «Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и позже «Фаталист» с примечанием, что «М.Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей, и напечатанных и ненапечатанных». В 1840г. там же печатается «Тамань» и следом выходит двумя частями-томиками «Герой нашего времени». Кстати, это название (вместо «Один из героев нашего века») Лермонтову предложил журналист А.А. Краевский. «Собрание повестей», объединенных образом главного героя, оказалось первым в русской прозе социально-психологическим и философским романом.

Сначала были напечатаны отдельные повести в журнале «Отечественные записки»:

1839г — «Бэла. Из записок офицера о Кавказе», «Фаталист».

1840г — «Тамань»

Первоначальное название романа «Один из героев нашего века» было заменено на «Герой нашего времени», предложенное журналистом А.А. Краевским.

— «Герой нашего времени» — это «история души человеческой», одной личности. Печорин – единственный главный герой и его одиночество принципиально значимо. Это помогает автору раскрыть характер героя в «чистом виде», через призму самого себя. В романе мы встречаем три повествования:

    1. Максим Максимыч рассказывает о Печорине («Бэла»);

    2. Офицер- путешественник рассказывает о Печорине («Максим Максимыч»);

    3. и сам Печорин рассказывает о себе («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»).

— Давайте откроем cодержание романа.

— Не замечаете ли вы никаких странностей?

— Скажите сколько частей в романе?

— А сколько глав в каждой части?

— Почему после главы № II «Максим Максимыч» идёт глава № I «Тамань»?

— Давайте рассмотрим таблицу, которую я вам раздала. В ней перечислены события романа в соответствии с сюжетом. А мы попробуем расставить события романа в хронологическом или фабульном порядке.

— Для начала вспомним, что такое фабула и сюжет?

Работа с таблицей:

Сюжетный порядок

Фабульный

порядок

Предисловие ко всему роману

12

Часть1

I

«Бэла»

Путешествие по Военно-Грузинской дороге офицера- повествователя с Максимом Максимычем

7

1-ая часть рассказа о Бэле

5

Переезд через крестовый перевал

8

2-ая часть рассказа о Бэле

6

Концовка «Бэлы». Заключение от имени офицера-повествователя

9

II

«Максим Максимыч»

Встреча с Максимом Максимычем и Печориным

10

С включением сообщения о том, что Печорин умер

11

Предисловие к «Журналу Печорина»

История до того, как Печорин попал на Кавказские минеральные воды

1

I

«Тамань»

Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью

2

Часть 2 II

«Княжна Мери»

Окончание повести — запись, сделанная Печориным по памяти в крепости

3

III

«Фаталист»

История с Вуличем в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы

4

— Как вы думаете, для чего понадобилось автору именно в таком порядке расположить части романа?

— Такое построение даёт автору возможность:

    1. максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

    2. проследить историю его внутренней жизни;

    3. образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия (дневник);

    4. при таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию.

    5. а самое главное то, каким Печорин уходит из романа. Он совершает поступок, который его достоин.

— Такой композиционный приём выражает скрытый оптимизм автора, его веру в человека.

— Давайте откроем последнюю страницу повести «Фаталист» и прочитаем:

«Народ разошёлся, офицеры меня поздравляли – и точно, было с чем». На этих словах мы прощаемся не только с «героем времени», но и с настоящим героем, который мог бы совершить прекрасные дела, сложись его судьба иначе. Таким он, по мысли Лермонтова, и должен больше всего запомниться читателю. Композиционный приём выражает скрытый оптимизм автора, его веру в человека.

— Запишите д/з: подготовиться к проведению итоговой работы по творчеству М.Ю. Лермонтова (тест).

Учащиеся приветствуют учителя, своя возле своих парт.

Учащиеся записывают число, классная работа.

Чтение учащимися составленных характеристик героя.

Объяснение значения слов учащимися.

— Он убежденный фаталист, судьбу испытывает сознательно и хладнокровно. А ведь ставка в этом испытании – жизнь, он человек бесстрашный и даже мужественный.

— Вулич активен, он как бы торопит судьбу. Риск его ничем не оправдан и необъясним. Никому из присутствующих его выстрел был не нужен, все подавлены, все встревожены. Его поступок подтверждает, что вера в судьбу может сделать даже мужественного и бесстрашного человека безразличным к действительности.

— В эпизоде с Вуличем решается положительно. Случайность его гибели, как будто подтверждает существование судьбы, от которой не уйдешь.

-Заключая пари, он утверждал, что провидения нет. После выстрела он как бы поверил в существование судьбы.

— Он заявляет, что в тот вечер твердо верил в судьбу, но тут же начинает иронизировать над собой. Для Печорина важен, в конце концов, не фатализм, а те выводы, которые должны определять поведение человека.

— У Вулича никаких внешних мотивов для выстрела не было. Печорин же: «Между тем надо было на что-либо решиться и схватить преступника», значит, в риске Печорина была необходимость.

— Вулич полагается исключительно на судьбу, на игру случая. Печорин же действует вовсе не слепо, а трезво и обдуманно. Печорин действует как бы по пословице: «На Бога надейся, а сам не плошай».

— Вулич рисковал своей жизнью, но противника у него не было. Ему нужны были хладнокровие и мужество. А Печорину нужно было: а) оценить обстановку; б) воля; в) действовать быстро; г) план.

-Печорин отвечает уклончиво: «После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает, наверное, убежден ли он в чем или нет?.. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..

Учитель выслушивает мнение детей, а затем подводит итог.

-нумерация глав)

(две

-в 1-ой -три, во 2-ой- две

— так как повествование начинает сам Печорин

— Фабулой называют совокупность событий в их естественном хронологическом порядке.

Сюжет – это те же события, но в том порядке, в котором о них сообщает автор.

предполагаемые ответы учеников

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here