Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС
А.Доде. Сведения о жизни писателя. «Маленький шпион» (6 класс)
Тип урока: ознакомительный урок.
Форма урока: традиционный.
Метод: комбинированный.
Цель урока: познакомить с творчеством А.Доде на примере рассказа «Маленький шпион»
Задачи урока:
-
Образовательные:
-
развить умение формулировать определение понятий;
-
углубить представление об особенностях жанра лирического произведения;
-
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
-
обогащать словарный запас учащихся;
-
совершенствовать технику чтения.
-
Развивающие:
-
осуществление системно-деятельностного подхода;
-
развитие критического мышления;
-
развитие внимания;
-
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
-
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-
развивать умение применять новые знания;
-
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
-
формирование логических умений;
-
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
-
развитие умения формулировать проблему;
-
развитие умения работы в парах.
-
Воспитательные:
-
воспитание интереса и уважения к литературе;
-
воспитание ценностного отношения к слову;
-
развитие коммуникативных УУД:
-
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
-
взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование: ПК;мультимедийный проектор;мультимедийная презентация к уроку.
Структура урока:
-
Организационный этап.
-
Актуализация знаний.
-
Постановка учебной задачи.
-
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
-
Физ. минутка.
-
Закрепление изученного материала.
-
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
-
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. | |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
| Приветственное слово учителя: — Добрый день, ребята. За окном февраль. То идёт снежок, то дождик. Но мы расстраиваться не будем. В любой ситуации нужно уметь находить что-то хорошее, позитивное. Представьте: за окном ненастье, а вы удобно устроились в любимом кресле и читаете… к нашему уроку интересный рассказ… Присаживайтесь на свои места. Я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь |
Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний
Проверочная работа
Постановка учебной цели.
| Проверка Д/З
— Родина писателя А.Доде? (Франция) — Из какой семьи происходил будущий писатель? — Что пришлось испытать в жизни А.Доде? Как эти испытания повлияли на формирование характера? — Какое произведение называют главным в творчестве Доде? О чём оно? — Можно ли назвать А.Доде патриотом? Аргументируйте.
Так о ком будет идти речь на уроке? Давайте сформулируем тему.
— Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
— Правильно, мы должны познакомиться с творчеством французского писателя А.Доде, учиться анализировать прозаическое произведение. |
Отвечают на вопросы
Формулируют тему
Формулируют цель урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Расширение знаний учащихся
Физкультминутка | Слово учителя Выразительное чтение рассказа А.Доде, анализ произведения «вслед за автором».
Лексическая работа (работа со сносками в тексте, выяснение значений слов)
1. «… на вид ему можно было дать лет…» Кому? 2. Как окружающие относились к дядюшке Стену? 3. Как дядюшка Стен относился к своему сыну? 4. «…! Какое это развлечение для мальчишек!» Что за развлечение? 5. «Но самым увлекательным занятием его была знаменитая игра…» Какая игра? 6. «Увы, не от холода дрожал Стен: он дрожал от…» От чего дрожал Стен? 7. С какой целью отправились дети к пруссакам? 8. Что они могли заработать за свой поход? 9. Какой проступок совершают дети? 10. «И выкладывая всё, он чувствовал, что…» 11. Что случилось с дядюшкой Стеном?
|
Слушают учителя
Пересказывают эпизод рассказа
Читают, анализируют
Отвечают на вопросы
Выполняют физ-минутку | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. |
Закрепление изученного материала
| Закрепление изученного материала Беседа по вопросам учебника Что привело мальчиков на путь предательства? — Какое отношение вызвали у вас малыш Стен и долговязый парень? — Проследите, как показаны в рассказе переживания Стена. Наказан ли он за свой поступок? — В чём, по-вашему, вина маленького Стена? Поразмышляйте над тем, к каким трагическим последствиям может привести необдуманный поступок? — Какова идея этого рассказа? |
Отвечают на вопросы
Работают в парах | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
Рефлексия деятельности.
| Восстановление текста (слайд 7, 8) -Сегодня на уроке я узнал(а) ___________ — Мне было интересно __________ — Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок | Восстанавливают текст устно, проверяют по презентации
|
УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание.
| Подготовить пересказ эпизода из рассказа, аргументировать свой выбор; — письменный ответ на вопрос: «Что переживал, о чём думал отец мальчика, когда узнал о предательстве сына? Какое решение он принял и почему?» | Запись учащимися задания в дневники. |
|