Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС

А.Доде. Сведения о жизни писателя. «Маленький шпион»  (6 класс)

Тип урока: ознакомительный урок.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: познакомить с творчеством А.Доде на примере рассказа «Маленький шпион»

 Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • углубить представление об особенностях жанра лирического произведения;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать технику чтения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения работы в парах.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к литературе;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование: ПК;мультимедийный проектор;мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

— Добрый день, ребята. За окном февраль. То идёт снежок, то дождик. Но мы расстраиваться не будем. В любой ситуации нужно уметь находить что-то хорошее, позитивное. Представьте: за окном ненастье, а вы удобно устроились в любимом кресле и читаете… к нашему уроку интересный рассказ…

Присаживайтесь на свои места. Я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

Проверочная работа

Постановка учебной цели.

Проверка Д/З

— Родина писателя А.Доде? (Франция)

— Из какой семьи происходил будущий писатель?

— Что пришлось испытать в жизни А.Доде? Как эти испытания повлияли на формирование характера?

— Какое произведение называют главным в творчестве Доде? О чём оно?

— Можно ли назвать А.Доде патриотом? Аргументируйте.

Так о ком будет идти речь на уроке? Давайте сформулируем тему.

— Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

— Правильно, мы должны познакомиться с творчеством французского писателя А.Доде, учиться анализировать прозаическое произведение.

Отвечают на вопросы

Формулируют тему

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Расширение знаний учащихся

Физкультминутка

Слово учителя

Выразительное чтение рассказа А.Доде, анализ произведения «вслед за автором».

Лексическая работа

(работа со сносками в тексте, выяснение значений слов)

1. «… на вид ему можно было дать лет…» Кому?

2. Как окружающие относились к дядюшке Стену?

3. Как дядюшка Стен относился к своему сыну?

4. «…! Какое это развлечение для мальчишек!» Что за развлечение?

5. «Но самым увлекательным занятием его была знаменитая игра…» Какая игра?

6. «Увы, не от холода дрожал Стен: он дрожал от…» От чего дрожал Стен?

7. С какой целью отправились дети к пруссакам?

8. Что они могли заработать за свой поход?

9. Какой проступок совершают дети?

10. «И выкладывая всё, он чувствовал, что…»

11. Что случилось с дядюшкой Стеном?

Слушают учителя

Пересказывают эпизод рассказа

Читают, анализируют

Отвечают на вопросы

Выполняют физ-минутку

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

Закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала

Беседа по вопросам учебника

Что привело мальчиков на путь предательства?

— Какое отношение вызвали у вас малыш Стен и долговязый парень?

— Проследите, как показаны в рассказе переживания Стена. Наказан ли он за свой поступок?

— В чём, по-вашему, вина маленького Стена? Поразмышляйте над тем, к каким трагическим последствиям может привести необдуманный поступок?

— Какова идея этого рассказа?

Отвечают на вопросы

Работают в парах

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

Восстановление текста (слайд 7, 8)

-Сегодня на уроке я узнал(а) ___________

— Мне было интересно __________

— Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок

Восстанавливают текст устно, проверяют по презентации

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

Подготовить пересказ эпизода из рассказа, аргументировать свой выбор;

— письменный ответ на вопрос: «Что переживал, о чём думал отец мальчика, когда узнал о предательстве сына? Какое решение он принял и почему?»

Запись учащимися задания в дневники.

4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here