Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС
Н.М.Языков. Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Пловец». (6 класс)
Тип урока: ознакомительный урок.
Форма урока: традиционный.
Метод: комбинированный.
Цель урока: познакомить с творчеством Н.М.Языкова на примере стихотворения «Пловец».
Задачи урока:
-
Образовательные:
-
развить умение формулировать определение понятий; знакомство со структурой книги;
-
углубить представление об особенностях употребления средств выразительности для создания поэтического образа;
-
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
-
обогащать словарный запас учащихся;
-
совершенствовать технику чтения.
-
Развивающие:
-
осуществление системно-деятельностного подхода;
-
развитие критического мышления;
-
развитие внимания;
-
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
-
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-
развивать умение применять новые знания;
-
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
-
формирование логических умений;
-
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
-
развитие умения формулировать проблему;
-
развитие умения работы в парах.
-
Воспитательные:
-
воспитание интереса и уважения к литературе;
-
воспитание ценностного отношения к слову;
-
развитие коммуникативных УУД:
-
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
-
взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование: ПК;мультимедийный проектор;мультимедийная презентация к уроку.
Структура урока:
-
Организационный этап.
-
Актуализация знаний.
-
Постановка учебной задачи.
-
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
-
Физ. минутка.
-
Закрепление изученного материала.
-
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
-
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. | |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
| Приветственное слово учителя: — Добрый день, ребята. За окном ноябрь. Осень в этом году наступила точно по расписанию: задождило, стало прохладнее. Но мы расстраиваться не будем. В любой ситуации нужно уметь находить что-то хорошее, позитивное. Представьте: за окном дождик, а вы удобно устроились в любимом кресле и читаете… к нашему уроку стихи… Присаживайтесь на свои места. Я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь |
Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний
Постановка учебной цели.
| Проверка Д/З
— Выразительное чтение наизусть отрывка из баллады В.А.Жуковского «Светлана»
— Дайте определение баллады.
— В течение нескольких уроков мы изучали балладу В.А.Жуковского «Светлана», знакомились с другими балладами поэта. К сегодняшнему уроку вы должны были подготовить пересказ материала ещё об одном поэте, создателе баллад. Так о чём будет идти речь на уроке? Давайте сформулируем тему.
— Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
— Правильно, мы должны расширить знания о балладах, познакомиться с балладой «Емшан», проанализировать её. |
Чтение наизусть отрывков из баллады «Светлана»
Дают определение баллады
Формулируют тему
Формулируют цель урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Расширение знаний учащихся
Физкультминутка | Слово учителя Майков Аполлон Николаевич (1821 — 1897) — один из выдающихся поэтов послепушкинского периода, сын Николая Аполлоновича Майкова . Родился 23 мая 1821 г. Стихи стал писать с 15-ти лет. В 1842 г. Майков предпринял заграничное путешествие, около года жил в Италии, затем в Париже, где вместе с своим братом, Валерианом Николаевичем, слушал лекции в Сорбонне и College de France. Аполлон Майков сначала служил в министерстве финансов, затем был библиотекарем Румянцевского музея до перенесения его в Москву, затем состоял председателем комитета иностранной цензуры. Поэзия Майкова отличается ровным, созерцательным настроением, обдуманностью рисунка, отчетливостью и ясностью форм.
— Пересказ прочитанной статьи учебника о поэте былин. Объяснение своего выбора.
— Выразительное чтение баллады «Емшан», анализ.
|
Слушают учителя
Пересказывают статью
Читают, анализируют
Выполняют физ-минутку | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. |
Закрепление изученного материала
| Закрепление изученного материала Беседа по вопросам учебника
А. Н. Майкова «Емшан», для того чтобы ответить на вопросы:
Работа в группах I. Вводная часть (указать границы. Что мы узнаём из вводной части?) II. Основное содержание (указать границы. Основные действия) III. Кульминация (указать границы смыслового деления произведения на «до» и «после») IV. Заключение (указать границы. Определите финал произведения?)
|
Отвечают на вопросы
Работают в группах | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
Рефлексия деятельности.
| Восстановление текста (слайд 7, 8)
-Сегодня на уроке я узнал(а) ___________ — Мне было интересно __________ — Актуальность сюжета баллады заключается в __________ — Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок |
Восстанавливают текст устно, проверяют по презентации
|
УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание.
| С. 57-60 (выразительное чтение, отвечать на вопросы) | Запись учащимися задания в дневники. |
|