Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС

Н.М.Языков. Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Пловец».  (6 класс)

Тип урока: ознакомительный урок.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: познакомить с творчеством Н.М.Языкова на примере стихотворения «Пловец».

 Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий; знакомство со структурой книги;

  • углубить представление об особенностях употребления средств выразительности для создания поэтического образа;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать технику чтения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения работы в парах.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к литературе;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование: ПК;мультимедийный проектор;мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

— Добрый день, ребята. За окном ноябрь. Осень в этом году наступила точно по расписанию: задождило, стало прохладнее. Но мы расстраиваться не будем. В любой ситуации нужно уметь находить что-то хорошее, позитивное. Представьте: за окном дождик, а вы удобно устроились в любимом кресле и читаете… к нашему уроку стихи…

Присаживайтесь на свои места. Я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

Постановка учебной цели.

Проверка Д/З

— Выразительное чтение наизусть отрывка из баллады В.А.Жуковского «Светлана»

— Дайте определение баллады.

— В течение нескольких уроков мы изучали балладу В.А.Жуковского «Светлана», знакомились с другими балладами поэта. К сегодняшнему уроку вы должны были подготовить пересказ материала ещё об одном поэте, создателе баллад. Так о чём будет идти речь на уроке? Давайте сформулируем тему.

— Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

— Правильно, мы должны расширить знания о балладах, познакомиться с балладой «Емшан», проанализировать её.

Чтение наизусть отрывков из баллады «Светлана»

Дают определение баллады

Формулируют тему

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Расширение знаний учащихся

Физкультминутка

Слово учителя

Майков Аполлон Николаевич (1821 — 1897) — один из выдающихся поэтов послепушкинского периода, сын Николая Аполлоновича Майкова . Родился 23 мая 1821 г. Стихи стал писать с 15-ти лет. В 1842 г. Майков предпринял заграничное путешествие, около года жил в Италии, затем в Париже, где вместе с своим братом, Валерианом Николаевичем, слушал лекции в Сорбонне и College de France. Аполлон Майков сначала служил в министерстве финансов, затем был библиотекарем Румянцевского музея до перенесения его в Москву, затем состоял председателем комитета иностранной цензуры. Поэзия Майкова отличается ровным, созерцательным настроением, обдуманностью рисунка, отчетливостью и ясностью форм.
В общем, поэзия Майкова останется одним из крупных и интересных явлений русской литературы.

— Пересказ прочитанной статьи учебника о поэте былин. Объяснение своего выбора.

— Выразительное чтение баллады «Емшан», анализ.

Слушают учителя

Пересказывают статью

Читают, анализируют

Выполняют физ-минутку

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

Закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала

Беседа по вопросам учебника

  • ВНИМАТЕЛЬНО слушаем балладу

А. Н. Майкова «Емшан», для того чтобы ответить на вопросы:

  1. О чём эта баллада?

  2. О ком эта баллада?

Работа в группах

I. Вводная часть

(указать границы.

Что мы узнаём из вводной части?)

II. Основное содержание

(указать границы. Основные действия)

III. Кульминация

(указать границы смыслового деления произведения

на «до» и «после»)

IV. Заключение

(указать границы. Определите финал произведения?)

Отвечают на вопросы

Работают в группах

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

Восстановление текста (слайд 7, 8)

-Сегодня на уроке я узнал(а) ___________

— Мне было интересно __________

— Актуальность сюжета баллады заключается в __________

— Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок

Восстанавливают текст устно, проверяют по презентации

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

С. 57-60 (выразительное чтение, отвечать на вопросы)

Запись учащимися задания в дневники.

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here