Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ярцевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 7-8 видов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Урок письма и развития речи в 4 классе
Тема. Правописание безударных гласных. (Урок закрепления).
Подготовила: учитель начальных классов Карпенкова В.И.
Урок письма и развития речи в 4 классе
Тема. Правописание безударных гласных. (Урок закрепления).
Цели: закреплять понятие о том, что безударные гласные пишутся так, как слышатся под ударением, закреплять умение проверять безударные гласные путём изменение формы слова, развитие орфографической зоркости, целенаправленности в работе; коррекция зрительного восприятия на основе упражнений узнавании и различении, воспитание мотивации к учению.
Оборудование: картинки сказочных героев,
деформированный текст,
текст, для индивидуальной работы,
индивидуальные карточки.
Форма урока: путешествие по сказке.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Звенит звонок всё громче, всё слышней,
Какая трель над нами разливается!
Ты думаешь – распелся соловей?
А вот и нет – здесь сказка начинается.
а) – Сядет тот, в чьём имени три слога. (Алёна, Наташа)
— Сядет тот, в чьём имени, ударение падает на первый слог. (Вова, Владик, Дима)
— Сядет тот, в чьём имени ударение падает на второй слог. (Вадим, Кирилл)
б) – Найдите лишнюю букву. (Коррекционное упражнение)
м р о н т
( о – гласная)
— Ребята, мы на предыдущих уроках учились выделять и писать правильно слова с безударными гласными.
Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы с вами попадём в сказку, где нас ждёт много испытаний. И всюду нам должно помогать наше правило. Вспомним его:
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты немедленно её ставь под ударение.
Сады – сад
Мячи – мяч
— Вы готовы к путешествию по сказке? Тогда сказка начинается.
2. Проверка домашнего задания.
Жил-был Иван-Царевич. И была у него невеста – Елена Прекрасная. Однажды гуляли они по роще, и вдруг налетел вихрь и унёс Елену. Опечалился Иван – Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А берёзка над ним шелестит: «Не плачь добрый молодец, найдёшь ты свою невесту у Кощея бессмертного в невиданной стране. Всё там подчинено законам безударных гласных».
Отправился Иван – Царевич в дальний путь. Долго ли, коротко ли он шёл — на пути встретилась река, а мост закрыт и написано на нём – «Назови тему урока.
— Давайте поможем Ивану — Царевичу назвать тему урока.
— Правописание безударных гласных.
— А неведомый голос спрашивает:
— А что ты должен знать?
— Правило.
— А что ты должен уметь?
— Подбирать проверочные слова, ставить ударение в словах.
Посмотрим, как вы справились с этой работой дома.
Стр. 71 упр. 24
— Прочитать слова, которые вставили.
Вода – безударная гласная –о- . Проверочное слово воды.
В саду — безударная гласная –а-. Проверочное слово сад.
— С вашей помощью Иван–Царевич миновал реку.
3. Словарная работа.
А за ней лес. Лесная тропинка привела Ивана-Царевича к Бабе Яге. Увидела она Царевича и говорит: «Знаю, зачем пришёл, но сначала помоги мне разобраться с заданием – разгадать слова словарные и записать их грамотно.
а) 1. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.
(Автобус)
2. Учреждение, в котором продают и изготавливают лекарства.
(Аптека)
3. Край земли около воды.
(Берег)
4. Морское судно.
(Корабль)
5. Помещение для торговли.
(Магазин)
6. Хищная птица с крючковатым клювом и длинными острыми когтями.
(Ястреб)
Наташе и Вадиму предлагаются карточки с этими же словами, но с пропущенными безударными гласными. (Индивидуальная работа)
— Проверим, какие слова записали?
Автобус, аптека, берег, корабль, магазин, ястреб.
В этих словах поставьте ударение и подчеркните безударную гласную. Можно ли в этих словах проверить безударную гласную?
Запомнить.
б) Самопроверка по словарю.
в) Самостоятельное выставление оценок.
— Скажите, на чём приезжает Вадим в школу?
(на автобусе)
— Как нужно вести себя в автобусе во время поездки?
(Вести себя спокойно, уступать место пожилым и малышам).
— Составим со словом – автобус- предложение.
По дороге едет автобус.
Составить схему предложения.
4. Закрепление.
Вставить правильно букву.
— Вот теперь, -говорит Баба Яга, -могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею, если вставишь правильно безударные гласные, то клубочек покатится.
Дети выходят к доске, вставляют гласную и называют проверочное слово.
Гл.за
Гр.бы
Цв.ты
В.да
З.мля
Тр.ва
— Что нужно сделать, чтобы проверить правильность написания безударной гласной.
Подобрать проверочное слово.
Мы много работали, а теперь давайте отдохнём.
5. Физминутка.
Кто стучит за окном?
Дождь идёт по траве.
(Постучать пальцем по парте.)
Кто шуршит за окном?
Ветер в мокрой траве.
(Махи руками вправо-влево.)
Кто журчит за окном?
Ручейки, ручейки.
(Перебирать пальцами по парте.)
Кто кричит за окном?
Стаи птиц у реки.
(Руки согнуты в стороны, махи кистями)
Кто молчит за окном?
(Поднять плечи и опустить.)
Так никто не молчит:
(Постучать пальцами по парте.)
Там и дождик стучит,
(Руки согнуты в стороны.)
Там и птица кричит.
(Махи кистями рук.)
Только я и молчу,
(Руки поднять вверх.)
Всех послушать хочу.
(Руки поднять вверх.)
Всех послушать хочу.
(Руки опустить вниз.)
5. Работа с учебником.
Обрадовался Иван-Цревич, что вы ему помогли, и побежал за клубочком. Остановился он около огромного камня, который лежал на развилке дорог и призадумался, по какой дороге идти. Видит, на камне написаны слова: иди на страницу 72 – допишешь предложения в упражнении 27 – найдёшь нужную дорогу к Кощею.
Упр. 27. стр. 72.
а) Прочитать задание 1 и 2.
б) Разобрать
Яйцо – яйца
Весна – вёсна
Гнездо – гнёзда
Скворцы – скворушка
в) Дифференцированное задание:
Наташа, Валим, Дима выписывают предложения о домашних животных и о скворцах.
Остальные дети – о птицах.
г) Проверка выполнения задания.
6. Домашнее задание.
Покатился клубочек дальше к Кощею Бессмертному. Увидел Кощей, что идёт к нему Иван-Царевич и говорит: «Знаю, что дети тебе помогли попасть ко мне. А вот задам я им задание на дом».
Стр. 73 упр. 31.
а) Разбор задания.
— Почему человек хочет полететь на Луну?
— Что такое Луна?
(Рассказывает Вова, т.к. мальчик был на экскурсии в планетарии.)
б) Вове выучить стихотворение наизусть.
Влад и Алёна читают выразительно.
7. Работа с деформированным текстом.
«Собери предложение»
Но Кощей хитрый, он даёт Ивану ещё задание.
а) Составить предложения.
На партах конверты, а в них отдельные слова, из них дети составляют предложения.
На опушке леса росла ель.
Дети повесили на дереве кормушку.
— Для чего дети повесили кормушку?
(Сейчас зима и птицам нужна помощь)
б) Проверка выполненной работы.
в) Найти в предложении слово с безударной гласной.
(Кормушка)
Выполнил Иван-Царевич задание, а кощей упал замертво, и вышла Елена прекрасная и сказала она, если бы ты не умел правильно писать безударные гласные, никогда бы мы не встретились.
— А какое правило помогло это сделать? Давайте назовём это правило.
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты немедленно её ставь под ударение.
Отправился Иван-Царевич с Еленой в своё царство.
8. Итог урока.
Вот и закончилась сказка.
— Чему мы учились на уроке?
— Ставить ударение в словах, выделять безударную гласную, подбирать проверочные слова, составлять предложения.
Оценивание.
Комментирование оценок.