Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ярцевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 7-8 видов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Урок письма и развития речи в 4 классе

Тема. Правописание безударных гласных. (Урок закрепления).

Подготовила: учитель начальных классов Карпенкова В.И.

Урок письма и развития речи в 4 классе

Тема. Правописание безударных гласных. (Урок закрепления).

Цели: закреплять понятие о том, что безударные гласные пишутся так, как слышатся под ударением, закреплять умение проверять безударные гласные путём изменение формы слова, развитие орфографической зоркости, целенаправленности в работе; коррекция зрительного восприятия на основе упражнений узнавании и различении, воспитание мотивации к учению.

Оборудование: картинки сказочных героев,

деформированный текст,

текст, для индивидуальной работы,

индивидуальные карточки.

Форма урока: путешествие по сказке.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Звенит звонок всё громче, всё слышней,

Какая трель над нами разливается!

Ты думаешь – распелся соловей?

А вот и нет – здесь сказка начинается.

а) – Сядет тот, в чьём имени три слога. (Алёна, Наташа)

— Сядет тот, в чьём имени, ударение падает на первый слог. (Вова, Владик, Дима)

— Сядет тот, в чьём имени ударение падает на второй слог. (Вадим, Кирилл)

б) – Найдите лишнюю букву. (Коррекционное упражнение)

м р о н т

( о – гласная)

— Ребята, мы на предыдущих уроках учились выделять и писать правильно слова с безударными гласными.

Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы с вами попадём в сказку, где нас ждёт много испытаний. И всюду нам должно помогать наше правило. Вспомним его:

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты немедленно её ставь под ударение.

Сады – сад

Мячи – мяч

— Вы готовы к путешествию по сказке? Тогда сказка начинается.

2. Проверка домашнего задания.

Жил-был Иван-Царевич. И была у него невеста – Елена Прекрасная. Однажды гуляли они по роще, и вдруг налетел вихрь и унёс Елену. Опечалился Иван – Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А берёзка над ним шелестит: «Не плачь добрый молодец, найдёшь ты свою невесту у Кощея бессмертного в невиданной стране. Всё там подчинено законам безударных гласных».

Отправился Иван – Царевич в дальний путь. Долго ли, коротко ли он шёл — на пути встретилась река, а мост закрыт и написано на нём – «Назови тему урока.

— Давайте поможем Ивану — Царевичу назвать тему урока.

Правописание безударных гласных.

— А неведомый голос спрашивает:

— А что ты должен знать?

— Правило.

— А что ты должен уметь?

— Подбирать проверочные слова, ставить ударение в словах.

Посмотрим, как вы справились с этой работой дома.

Стр. 71 упр. 24

— Прочитать слова, которые вставили.

Вода – безударная гласная –о- . Проверочное слово воды.

В саду — безударная гласная –а-. Проверочное слово сад.

— С вашей помощью Иван–Царевич миновал реку.

3. Словарная работа.

А за ней лес. Лесная тропинка привела Ивана-Царевича к Бабе Яге. Увидела она Царевича и говорит: «Знаю, зачем пришёл, но сначала помоги мне разобраться с заданием – разгадать слова словарные и записать их грамотно.

а) 1. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.

(Автобус)

2. Учреждение, в котором продают и изготавливают лекарства.

(Аптека)

3. Край земли около воды.

(Берег)

4. Морское судно.

(Корабль)

5. Помещение для торговли.

(Магазин)

6. Хищная птица с крючковатым клювом и длинными острыми когтями.

(Ястреб)

Наташе и Вадиму предлагаются карточки с этими же словами, но с пропущенными безударными гласными. (Индивидуальная работа)

— Проверим, какие слова записали?

Автобус, аптека, берег, корабль, магазин, ястреб.

В этих словах поставьте ударение и подчеркните безударную гласную. Можно ли в этих словах проверить безударную гласную?

Запомнить.

б) Самопроверка по словарю.

в) Самостоятельное выставление оценок.

— Скажите, на чём приезжает Вадим в школу?

(на автобусе)

— Как нужно вести себя в автобусе во время поездки?

(Вести себя спокойно, уступать место пожилым и малышам).

— Составим со словом – автобус- предложение.

По дороге едет автобус.

Составить схему предложения.

4. Закрепление.

Вставить правильно букву.

— Вот теперь, -говорит Баба Яга, -могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею, если вставишь правильно безударные гласные, то клубочек покатится.

Дети выходят к доске, вставляют гласную и называют проверочное слово.

Гл.за

Гр.бы

Цв.ты

В.да

З.мля

Тр.ва

— Что нужно сделать, чтобы проверить правильность написания безударной гласной.

Подобрать проверочное слово.

Мы много работали, а теперь давайте отдохнём.

5. Физминутка.

Кто стучит за окном?

Дождь идёт по траве.

(Постучать пальцем по парте.)

Кто шуршит за окном?

Ветер в мокрой траве.

(Махи руками вправо-влево.)

Кто журчит за окном?

Ручейки, ручейки.

(Перебирать пальцами по парте.)

Кто кричит за окном?

Стаи птиц у реки.

(Руки согнуты в стороны, махи кистями)

Кто молчит за окном?

(Поднять плечи и опустить.)

Так никто не молчит:

(Постучать пальцами по парте.)

Там и дождик стучит,

(Руки согнуты в стороны.)

Там и птица кричит.

(Махи кистями рук.)

Только я и молчу,

(Руки поднять вверх.)

Всех послушать хочу.

(Руки поднять вверх.)

Всех послушать хочу.

(Руки опустить вниз.)

5. Работа с учебником.

Обрадовался Иван-Цревич, что вы ему помогли, и побежал за клубочком. Остановился он около огромного камня, который лежал на развилке дорог и призадумался, по какой дороге идти. Видит, на камне написаны слова: иди на страницу 72 – допишешь предложения в упражнении 27 – найдёшь нужную дорогу к Кощею.

Упр. 27. стр. 72.

а) Прочитать задание 1 и 2.

б) Разобрать

Яйцо – яйца

Весна – вёсна

Гнездо – гнёзда

Скворцы – скворушка

в) Дифференцированное задание:

Наташа, Валим, Дима выписывают предложения о домашних животных и о скворцах.

Остальные дети – о птицах.

г) Проверка выполнения задания.

6. Домашнее задание.

Покатился клубочек дальше к Кощею Бессмертному. Увидел Кощей, что идёт к нему Иван-Царевич и говорит: «Знаю, что дети тебе помогли попасть ко мне. А вот задам я им задание на дом».

Стр. 73 упр. 31.

а) Разбор задания.

— Почему человек хочет полететь на Луну?

— Что такое Луна?

(Рассказывает Вова, т.к. мальчик был на экскурсии в планетарии.)

б) Вове выучить стихотворение наизусть.

Влад и Алёна читают выразительно.

7. Работа с деформированным текстом.

«Собери предложение»

Но Кощей хитрый, он даёт Ивану ещё задание.

а) Составить предложения.

На партах конверты, а в них отдельные слова, из них дети составляют предложения.

На опушке леса росла ель.

Дети повесили на дереве кормушку.

— Для чего дети повесили кормушку?

(Сейчас зима и птицам нужна помощь)

б) Проверка выполненной работы.

в) Найти в предложении слово с безударной гласной.

(Кормушка)

Выполнил Иван-Царевич задание, а кощей упал замертво, и вышла Елена прекрасная и сказала она, если бы ты не умел правильно писать безударные гласные, никогда бы мы не встретились.

— А какое правило помогло это сделать? Давайте назовём это правило.

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты немедленно её ставь под ударение.

Отправился Иван-Царевич с Еленой в своё царство.

8. Итог урока.

Вот и закончилась сказка.

— Чему мы учились на уроке?

— Ставить ударение в словах, выделять безударную гласную, подбирать проверочные слова, составлять предложения.

Оценивание.

Комментирование оценок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here