Чтение и развитие речи, кубаоведение.

Тема: Чтение стихотворения Г.Витез «Весна подарила».

Цель: познакомить со стихотворением Г.Витез «Весна подарила».

Задачи: формировать навык чтения, умение анализировать произведение;

расширить представления детей об образе березы в поэзии;

развивать устную речь, внимание, познавательную активность;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация «Березы России».

Ход урока.

Организационный момент.

-Посмотрите, какой хороший день сегодня. Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка – это символ добра, душевной теплоты.

Актуализация знаний.

Откуда берется тепло на свете?

-Как называется рассказ, в котором мы прочитали о солнце?

-Чем солнце помогает человеку?

-Что делает солнце с животными?

-Дома вы нарисовали солнышко. Давайте прикрепим рисунки на доску и рассмотрим их.

-Какое настроение вызывают ваши рисунки? Почему?

Речевая разминка.

-А теперь представьте себе солнечный день. Вдруг подул легкий ветерок ш-ш-ш. Вы увидели, что перед вами стоит цветущее дерево и над ним кружат трудяги-пчелы ж-ж-ж. Вам захотелось понюхать цветы этого дерева. Вдохнем глубоко через нос. Позовите друзей или маму полюбоваться этим прекрасным деревом? Что же это за дерево, которое привлекло наше внимание?

Сообщение темы урока.

— Продолжаем работу и я предлагаю отгадать загадку:

Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке.
Свесив сережки.

-О чём же говорится в загадке?

Правильно, это береза. Сегодня мы с вами поговорим о русской березке. Березе – символе красоты русской природы, символе России.

(слайд 1.)

Работа над новой темой.

Вводная беседа.

— Где можно встретить, увидеть березу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке).

-Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща, березняк)?

(слайд 2)

— На Руси всегда любили белоствольную красавицу-березку. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года.

(слайд 3.)

-Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты. На «Троицу» украшали дома и храмы березовыми ветками. Береза – щедрое и доброе дерево.

— Как вы думаете, почему березу называют щедрым деревом? Что значит щедрая?

-Издавна люди плели из березы лапти, лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные ложки. Из веток делают метлы и веники, из древесины фанеру, мебель, прочные лыжи. Из ее древесины получают медицинский активированный уголь и деготь. Используют и березовый гриб – чагу. Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья. Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний. В медицине используют почки березы, листья и сок. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная жидкость, сладковатая – березовый сок. Весной она поит зверей и птиц березовым соком. А кто же из нас не любит этот вкусный полезный сок! Из него готовят разные напитки. О берёзе сложено много песен, былин, преданий, пословиц, создано много живописных картин. Для каждого из нас белоствольная берёза – символ родной земли, частичка Родины. Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь его.

-Как мы можем помочь сберечь нашу красавицу березу?

-Познакомимся с одним из стихотворений о березе, которое написал Г.Витез.

Первичное восприятие стихотворения «Весна подарила».

— Красиво написано?
— Можно ли это стихотворение назвать настоящей поэзией?

-О чем это стихотворение?

Словарная работа.

-Как вы понимаете выражение «разыгрались в чет и нечет»?

-Объясните выражение «ветка каждая щебечет»?

Жужжащее чтение.

— Какая картина возникает перед вами?

-Как автор сообщает о приходе весны?

-Что подарила весна березе?

-Как вы думаете, какого цвета это платье? Почему?

-Прочитайте, как выглядит платье, которое весна подарила березе.

Физкультминутка.

ора нам немного отдохнуть.

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания — руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

Подготовка к выразительному чтению.

— Давайте выделим голосом нужные слова. Прочитаем 1-ую строчку, какое слово здесь важно выделить?

— Какое слово нужно выделить во 2,3,4 строке?

-С какой интонацией будем читать последние две строки? Почему?

— Кто попробует так же выразительно, выделяя голосом нужные слова, прочитать стихотворение?

Какое настроение передается нам при чтении стихотворения?

-Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково? Тихо, громко? Грустно, весело, радостно? Ещё как? Почему?

Выразительное чтение.

-Кто готов выразительно прочитать стихотворение?

Итог урока.

— Наш урок подходит к концу.   Что нового вы сегодня узнали для себя?
— С каким поэтом познакомились? Какое задание вам понравилось и запомнилось?

— Спасибо, ребята, за активную работу на уроке.

Домашнее задание.

Нарисовать березу в весеннем платье.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here