Чтение и развитие речи, кубаоведение.
Тема: Чтение стихотворения Г.Витез «Весна подарила».
Цель: познакомить со стихотворением Г.Витез «Весна подарила».
Задачи: формировать навык чтения, умение анализировать произведение;
расширить представления детей об образе березы в поэзии;
развивать устную речь, внимание, познавательную активность;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация «Березы России».
Ход урока.
Организационный момент.
-Посмотрите, какой хороший день сегодня. Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка – это символ добра, душевной теплоты.
Актуализация знаний.
—Откуда берется тепло на свете?
-Как называется рассказ, в котором мы прочитали о солнце?
-Чем солнце помогает человеку?
-Что делает солнце с животными?
-Дома вы нарисовали солнышко. Давайте прикрепим рисунки на доску и рассмотрим их.
-Какое настроение вызывают ваши рисунки? Почему?
Речевая разминка.
-А теперь представьте себе солнечный день. Вдруг подул легкий ветерок ш-ш-ш. Вы увидели, что перед вами стоит цветущее дерево и над ним кружат трудяги-пчелы ж-ж-ж. Вам захотелось понюхать цветы этого дерева. Вдохнем глубоко через нос. Позовите друзей или маму полюбоваться этим прекрасным деревом? Что же это за дерево, которое привлекло наше внимание?
Сообщение темы урока.
— Продолжаем работу и я предлагаю отгадать загадку:
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке.
Свесив сережки.
-О чём же говорится в загадке?
— Правильно, это береза. Сегодня мы с вами поговорим о русской березке. Березе – символе красоты русской природы, символе России.
(слайд 1.)
Работа над новой темой.
Вводная беседа.
— Где можно встретить, увидеть березу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке).
-Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща, березняк)?
(слайд 2)
— На Руси всегда любили белоствольную красавицу-березку. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года.
(слайд 3.)
-Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты. На «Троицу» украшали дома и храмы березовыми ветками. Береза – щедрое и доброе дерево.
— Как вы думаете, почему березу называют щедрым деревом? Что значит щедрая?
-Издавна люди плели из березы лапти, лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные ложки. Из веток делают метлы и веники, из древесины фанеру, мебель, прочные лыжи. Из ее древесины получают медицинский активированный уголь и деготь. Используют и березовый гриб – чагу. Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья. Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний. В медицине используют почки березы, листья и сок. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная жидкость, сладковатая – березовый сок. Весной она поит зверей и птиц березовым соком. А кто же из нас не любит этот вкусный полезный сок! Из него готовят разные напитки. О берёзе сложено много песен, былин, преданий, пословиц, создано много живописных картин. Для каждого из нас белоствольная берёза – символ родной земли, частичка Родины. Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь его.
-Как мы можем помочь сберечь нашу красавицу березу?
-Познакомимся с одним из стихотворений о березе, которое написал Г.Витез.
Первичное восприятие стихотворения «Весна подарила».
— Красиво написано?
— Можно ли это стихотворение назвать настоящей поэзией?
-О чем это стихотворение?
Словарная работа.
-Как вы понимаете выражение «разыгрались в чет и нечет»?
-Объясните выражение «ветка каждая щебечет»?
Жужжащее чтение.
— Какая картина возникает перед вами?
-Как автор сообщает о приходе весны?
-Что подарила весна березе?
-Как вы думаете, какого цвета это платье? Почему?
-Прочитайте, как выглядит платье, которое весна подарила березе.
Физкультминутка.
-Пора нам немного отдохнуть.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания — руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
Подготовка к выразительному чтению.
— Давайте выделим голосом нужные слова. Прочитаем 1-ую строчку, какое слово здесь важно выделить?
— Какое слово нужно выделить во 2,3,4 строке?
-С какой интонацией будем читать последние две строки? Почему?
— Кто попробует так же выразительно, выделяя голосом нужные слова, прочитать стихотворение?
— Какое настроение передается нам при чтении стихотворения?
-Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково? Тихо, громко? Грустно, весело, радостно? Ещё как? Почему?
Выразительное чтение.
-Кто готов выразительно прочитать стихотворение?
Итог урока.
— Наш урок подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали для себя?
— С каким поэтом познакомились? Какое задание вам понравилось и запомнилось?
— Спасибо, ребята, за активную работу на уроке.
Домашнее задание.
Нарисовать березу в весеннем платье.