Деловое и творческое письмо.
Класс: 10
Тема: Повторение. Глагол. Неопределенная форма глагола. Деловое письмо: правила, инструкции, рецепты. Тема упражнений «Питание».
Задачи: 1) учебно-коррекционная: повторить грамматические признаки глаголов, правила правописания глаголов неопределенной формы, расширить представление о правописании глаголов на примере составления правил, инструкций, рецептов;
2) коррекционно-развивающая: формировать текстовую деятельность в процессе изучения грамматики;
3) коррекционно-воспитательная, оздоровительная: профилактика нарушений осанки, зрения.
Тип урока: закрепление ЗУН.
Оборудование: опорные таблицы, образцы делового письма (инструкции, рецепты), Толковый словарь русского языка, раздаточный материал для обучающихся, видеопроектор.
Ход урока:
Содержание | Используемые коррекционно-развивающие приёмы работы. | Ожидаемый результат | |
1.Организационный момент.
| Проверка готовности к уроку. Психологический настрой: Интересная часть речи В русском языке живет: Кто что делает, расскажет: Вяжет, пишет иль поет. Может плакать и смеяться, Или забивает гол, Начинаем удивляться- Растолкует все … Кто? (Глагол!) | Переключение внимания | Активизация внимания обучаю щихся, воспитан- ников 1, 2, 3 групп |
2.Актуализация опорных знаний.
| — Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе: Работа в малых группах: обучающиеся 1 группы задают вопросы по карточке обучающимся 2 группы и оценивают ответ: — Что такое глагол? — Что обозначает глагол? — На какие вопросы отвечает глагол? — Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? — Как изменяются глаголы? — Как называются глаголы, у которых нельзя определить время и число? Вывод: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется по числам, временам, в прошедшем времени – по родам. Итог этапа | Интерактивный (работа в группах, в парах)
| Участвуют в беседе, работают в парах.
|
3.Тема, задачи урока.
| Задание: «Угадай тему урока!» На доске запись: Н.о.р.д.л.н.ая. ф.р.а г.а.о.а. Деловое письмо: п.а.и.а, и.с.р.к.и., р.ц.п.ы. — Вставьте пропущенные буквы и угадайте тему урока («Неопределенная форма глагола. Деловое письмо: правила, инструкции, рецепты»). -Сегодня мы с вами повторим правила правописания глаголов неопределенной формы и научимся составлять правила и рецепты, используя в своей речи глаголы неопределенной формы. | Практический, игровой.
| Задачи урока обучающимися осознаны и приняты. |
4. Изучение нового материала.
| Работа по карточкам.
Упражнение 1
Вскипятил молоко, заварил чай, развел хозяйство, бережет время, покупают продукты, испекла колобок, сервирует стол, уберегся от ожога, запишу рецепт, консервировали помидоры.
Глаголы на –ть(ся) Глаголы на –чь(ся) Глаголы на –ти(сь)
Р Дополни правило. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы …..и …… . Они оканчиваются на …., …., …. . Перед –ся в глаголах в неопределенной форме всегда пишется ….. . Например: …… .
Грамматические признаки глагола
абота в парах: Найти в Толковом словаре и записать значение слов: рецепт, инструкция, правила.
Физминутка (гимнастика для глаз, осанки).
Упражнений 2 (по карточке)
Чтобы (приготовлю) макароны, сначала необходимо (налью) в кастрюлю воду и (вскипячу) ее. Потом (добавлю) макароны, (варю) их 5-7 минут. После того как они сварятся, нужно (откину) на дуршлаг и (смешаю) с соусом.
Итог этапа |
Работа с карточками «Дополни правило»
Составление схемы, правила
Частично-поисковый | Сформированы представления на достаточном уровне у обучающихся 1группы, на уровне ниже достаточного у обучающихся 2группы, на низком уровне у обучающихся 3 группы. |
5. Закрепление изученного материала.
| Вопросы для анализа в форме презентации: «Проверь себя!» Вопрос: -Докажите, что эти предложения являются текстом. Ответ: -Из первого предложения мы узнаем, что нужно приготовить. В остальных предложениях говорится о том, как нужно приготовить макароны. Значит, во всех предложениях говорится об одном и том же; предложения связаны между собой одной общей темой – приготовление макарон. Вопрос: -Озаглавьте текст. Ответ: -«Как приготовить макароны» Вопрос: -Какой общий вопрос можно поставить к этому тексту? Ответ: -Что делать? Вопрос: -Назовите тип текста, к которому можно задать вопрос «Что делать?» Ответ: -Повествование. Вопрос: -Что такое текст-повествование? Ответ: -Повествование – это текст, в котором говорится о действиях или событиях, которые сменяют друг друга. Вопрос: -Какие слова в этом тексте указывают на порядок действий, необходимых для того, чтобы сварить макароны? Ответ: -Сначала, потом, после того. Вопрос: -Какая часть речи точно передает последовательность действий по приготовлению этого блюда? Ответ: -Глаголы. Вопрос: -К какому стилю речи относится данный текст? Почему? Ответ: -Этот текст относится к деловому повествованию, потому что в нем точно описывается порядок действий, который нужно выполнить для приготовления данного блюда. Итог этапа. | Самопроверка. Смена видов деятельности. | Выполняют задание обучающиеся 1группы – самостоятельно; 2группы – с контролирующей помощью; 3группы с обучающей помощью.
|
6. Объяснение домашнего задания.
| Упражнение 3 (по карточке)
Как приготовить жареную рыбу. Подавать на стол рыбу лучше всего с мелко нарезанной зеленью. В сковороду налить растительное масло, поставить на огонь и сильно разогреть, потом положить рыбу в сковороду. Рыбу очистить от чешуи, вынуть внутренности и промыть. Очищенную рыбу посолить, поперчить и обвалять в муке. Жарить рыбу нужно до образования румяной корочки. | Проблемный Объяснение | Сформированы представления на достаточном уровне у обучающихся 1группы, на уровне ниже достаточного у обучающихся 2группы, на низком уровне у обучающихся 3 группы. |
7. Итог урока. Оценки. | — Анализ работы обучающихся на уроке: как решены задачи урока, индивидуальные задачи. Оценки с комментированием.
| Рефлексия: «На уроке я узнал …» «Мне было интересно …», «Я должен поработать над …» | Дают анализ с помощью учителя |
Раздаточный материал для обучающихся
Тема: Повторение. Глагол. Неопределенная форма глагола.
Деловое письмо: правила, инструкции, рецепты.
Тема упражнений «Питание».
Грамматические признаки глагола
-
Неопределенная форма.
-
Время.
-
Число.
-
Род (в прошедшем времени ед. ч.)
Упражнение 1.
-
Прочитайте словосочетания. Укажи грамматические признаки глаголов, опираясь на запись в рамке.
Вскипятил молоко, заварил чай, развел хозяйство, бережет время, покупают продукты, испекла колобок, сервирует стол, уберегся от ожога, запишу рецепт, консервировали помидоры.
-
Поставьте глаголы в неопределенную форму и запиши их в три столбика:
Глаголы на –ть(ся) Глаголы на –чь(ся) Глаголы на –ти(сь)
-
Чем отличаются глаголы в неопределенной форме от других глаголов? Что в них нельзя определить?
Дополни правило.
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы …..и …… . Они оканчиваются на …., …., …. .
Перед –ся в глаголах в неопределенной форме всегда пишется ….. .
Например: …… .
Упражнений 2.
-
Найдите в Толковом словаре и запишите значение слов:
рецепт, инструкция, правила.
-
Определи тип текста.
Упражнений 3.
-
Прочитайте текст (глаголы в скобках поставьте в неопределенную форму).
-
Придумайте заголовок к тексту и запишите его.
Чтобы (приготовлю) макароны, сначала необходимо (налью) в кастрюлю воду и (вскипячу) ее. Потом (добавлю) макароны, (варю) их 5-7 минут. После того как они сварятся, нужно (откину) на дуршлаг и (смешаю) с соусом.
-
Определи тип текста.
Упражнение 3.
-
Составьте и запишите текст рецепта, расположив части текста в нужной последовательности.
Как приготовить жареную рыбу.
Подавать на стол рыбу лучше всего с мелко нарезанной зеленью.
В сковороду налить растительное масло, поставить на огонь и сильно разогреть, потом положить рыбу в сковороду.
Рыбу очистить от чешуи, вынуть внутренности и промыть.
Очищенную рыбу посолить, поперчить и обвалять в муке.
Жарить рыбу нужно до образования румяной корочки.
-
Определи тип текста.