Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13» г. Ржева
Подготовила:
учитель начальных классов
Тихомирова Елена Ивановна
2013 г.
Русский язык 4 класс
Урок развития речи «Как писать письма».
Цели и задачи урока:
— сформировать у учащихся представление о письме как средстве общения людей на расстоянии;
— познакомить с видами писем, с работой почтовой службы;
— научить правильно подписывать конверт и писать письма разных видов;
-содействовать возрождению эпистолярного жанра; пополнению словарного запаса;
— привить уважение к тяжёлому труду работников почты;
Оборудование: запись на доске, конверты различных видов, образец подписания конверта, алгоритм написания письма, карточки со словами «эпистолярный жанр», «ямщик», иллюстрации с изображением почтовых работников того времени, тексты с письмами разных видов, слова- подсказки.
I. Вступительное слово учителя.
Слыхали?
Сегодня
В подъезде восьмом
Ходил почтальон
С необычным
Письмом.
Конверт
Как конверт,
А на нём
По линейке
Написано чётко:
Вручить Неумейке.
Знакомы ли вам эти слова?
Это стихотворение Я.Акима «Неумейка» вы слышали , наверное, в дошкольном возрасте.
— Ребята, как вы думаете, попадёт ли письмо тому, кому оно предназначалось?
— Действительно, на письме нет конкретного адреса, т.е. названия места проживания, имени, фамилии данного человека. И не только поэтому, если вы помните содержание, все ребята
,с которыми встречался почтальон, не хотели признать себя Неумейками.
( Показ иллюстрации. слайд 2.)
Уже давным — давно прошло время, когда единственным способом общения людей было письмо. Сейчас, в 21 веке намного проще позвонить или отправить сообщение.
Но согласитесь, намного приятнее самим получить письмо или написать его. Ведь письма могут радовать, соединять людей, делать их счастливыми и добрыми.
II. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, поднимите руки те, кто писал письма или получал их по почте? Таких у нас в классе совсем мало.
Писать письма – это целая наука. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей письма, узнаем какие бывают письма, а также научимся их писать.
( На доске тема урока «Как писать письма.)
Жанр личного письма относится к эпистолярному жанру. ( слайд 3.)
III. Теоретическая часть. История письма.
Учитель:
— Сейчас мы совершим путешествие в историю.( Сообщения уч-ся.)
1 ученик. Показ иллюстрации.( слайд 4.)
Возникновение на Руси первых почтовых служб относится ещё к Х веку. Тогда население должно было предоставить лошадей с повозками для княжеских гонцов.
В 1667 году по инициативе боярина А.Л. Ордына- Нащокина была образована первая почтовая служба для пересылки государственных бумаг. Она доставляла в Москву ведомости даже из-за границы. Людей, перевозящих почту, сначала называли ямщиками, что в переводе с татарского означало проводник. По указанию Ордын- Нащокина ямщиков одели в форменные суконные кафтаны зелёного цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна. Вскоре ямщиков стали звать почтарями. Они надевали через левое плечо почтовый рожок. Несколько позже появилась нагрудная медаль с « двоеглавым орлом».
Первые почтовые ящики появились в России в 1848 году, а 10 декабря 1857 года была выпущена первая почтовая марка. Стоила она 10 копеек, на ней до 1917 года изображались герб Российской империи или царствующие особы.
2 ученик.
Почтовый конверт придумал владелец магазина в английском городе Брайтоне господин
Бревер.
Он решил привлечь покупателей и соорудил пирамиду из большого количества бумажных листов самых разных размеров. У основания пирамиды лежали листы для печатания газет, а на вершине был листок величиной с визитную карточку. После этой выставки стало модно писать письма на бумаге такого маленького формата.
Вскоре выяснилось, что для написания письма оставалось мало места, т.к. нужно было ещё написать адрес. И тогда владелец магазина придумал что-то вроде мешочка для вкладывания письма и написания адреса. Этот мешочек получил название «конверт» и распространился по всему миру. Это произошло 200 лет назад.
Учитель:
— Посмотрите, как выглядит конверт в наше время. Показ образца(слайд 5.)
И раз уж мы держим в руках конверт, давайте сразу ответим на вопрос: « Что нужно сделать, чтобы отправить письмо?» ( Нужен адрес.)
— Очень важно уметь правильно написать адрес и не только свой , но и получателя письма.
Обратите внимание на правила заполнения конверта. Показ образца (слайд 6.)
ОТ КОГО: СОКОЛОВА В.П.
ОТКУДА: УЛ. САДОВАЯ, ДОМ 48, КВ. 84,Г.РЖЕВ.
ИНДЕКС: 172380
КОМУ: СТЕПАНОВОЙ И.В.
КУДА: УЛ. ПЕСЧАНАЯ, ДОМ 123, КВ 89, Г. МОСКВА.
ИНДЕКС:460010
IV. Практическая часть. Упражнение в написании писем.
1.Требования к написанию писем. Алгоритм письма.
Учитель:
— А теперь ещё одна важная часть письма. Какая? Верно, его содержание.
По своему назначению письма бывают разные: деловые. дружеские, поздравительные, личные, письма- благодарности. Кому чаще всего пишутся письма? ( Близким, родным, знакомым.)
— Как вы считаете, какие требования должны быть выполнены при написании письма?
Перед вами образцы писем.(слайды 7, 8, 9.)
Вам нужно разделиться на 3 группы. Прочитайте эти письма и подумайте, на что нужно обратить внимание при написании письма. ( Работа в группах.)
1 группа – слайд 7. ( Письмо написано с ошибками.)
2 группа – слайд 8. ( В этом письме непонятно кто и кому пишет.)
3 группа – слайд 9. ( В письме нет последовательности.)
Учитель:
Давайте подведём итоги. Каким должно быть письмо? ( Ответы уч-ся выслушиваются и обобщаются.)
1)При написании письма старайтесь писать ясно, просто и грамотно.
2) Важно учитывать кому вы пишите и выбрать правильный тон.
3) Писать нужно последовательно, излагать свои мысли по порядку.
4) Старайтесь показать свою искренность и дружелюбность.
5) Не стесняйтесь выразить свои чувства!
Учитель:
-Важно знать алгоритм написания письма.( слайд 10.)
1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначается письмо. Здравствуйте…
2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
3. Основная часть – изложение информации.
4. Заключение – выражение уважения, любви. Подпись, дата.
3 ученик: Само письмо не найдёт адресата. Чтобы оно дошло до места назначения, требуется большой труд почтовых работников, которые сортируют письма, регистрируют их. Тяжёл труд почтальонов, ведь именно они в любую погоду, с большой, полной писем и корреспонденции сумкой на ремне, спешат доставить нам письма. Мы должны уважать этих людей за их нелёгкий труд. Они приносят в наш дом радость и новости. ( слайды 11,12, 13– работа почтовой службы.) Ведь, согласитесь, приятно получить по почте письмо, которое дышит теплом человеческой руки. Поэтому я призываю вас: «Пишите письма родным, близким, знакомым, друзьям!
2. Написание коллективного письма.
Сегодня мы с вами попробуем написать письмо будущим первоклассникам. Давайте обсудим, с чего мы начнём, обратите внимание на алгоритм написания письма.
( Ребятам предлагаются карточки с опорными словами: дорогие ребята, приветствуем вас, поздравляем, желаем, от всего сердца, от всей души)
Письмо будущим первоклассникам. (слайд 14.)
Дорогие первоклассники!
Вот и закончилось лето. Вас ждёт встреча со школой, ведь вы идёте в 1 класс! Много интересных дел и занятий ждёт вас на этом удивительном пути в Страну Знаний! Вы научитесь не только читать и писать, а также думать, сравнивать, работать и дружить всем вместе.
Мы желаем вам успешно преодолеть все трудности. Можете рассчитывать на нашу помощь и поддержку.
Ваши друзья- четвероклассники.
— Как думаете, приятно будет ребятам получить такое письмо? Конечно, да .
v. Наш урок подходит к концу. Что же мы сегодня узнали нового и чему научились?
Домашнее задание: написать письмо ( другу, учителю, своим близким, о своей семье…)