Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13» г. Ржева

Подготовила:

учитель начальных классов

Тихомирова Елена Ивановна

2013 г.

Русский язык 4 класс

Урок развития речи «Как писать письма».

Цели и задачи урока:

— сформировать у учащихся представление о письме как средстве общения людей на расстоянии;

— познакомить с видами писем, с работой почтовой службы;

— научить правильно подписывать конверт и писать письма разных видов;

-содействовать возрождению эпистолярного жанра; пополнению словарного запаса;

— привить уважение к тяжёлому труду работников почты;

Оборудование: запись на доске, конверты различных видов, образец подписания конверта, алгоритм написания письма, карточки со словами «эпистолярный жанр», «ямщик», иллюстрации с изображением почтовых работников того времени, тексты с письмами разных видов, слова- подсказки.

I. Вступительное слово учителя.

Слыхали?

Сегодня

В подъезде восьмом

Ходил почтальон

С необычным

Письмом.

Конверт

Как конверт,

А на нём

По линейке

Написано чётко:

Вручить Неумейке.

Знакомы ли вам эти слова?

Это стихотворение Я.Акима «Неумейка» вы слышали , наверное, в дошкольном возрасте.

— Ребята, как вы думаете, попадёт ли письмо тому, кому оно предназначалось?

— Действительно, на письме нет конкретного адреса, т.е. названия места проживания, имени, фамилии данного человека. И не только поэтому, если вы помните содержание, все ребята

,с которыми встречался почтальон, не хотели признать себя Неумейками.

( Показ иллюстрации. слайд 2.)

Уже давным — давно прошло время, когда единственным способом общения людей было письмо. Сейчас, в 21 веке намного проще позвонить или отправить сообщение.

Но согласитесь, намного приятнее самим получить письмо или написать его. Ведь письма могут радовать, соединять людей, делать их счастливыми и добрыми.

II. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, поднимите руки те, кто писал письма или получал их по почте? Таких у нас в классе совсем мало.

Писать письма – это целая наука. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей письма, узнаем какие бывают письма, а также научимся их писать.

( На доске тема урока «Как писать письма.)

Жанр личного письма относится к эпистолярному жанру. ( слайд 3.)

III. Теоретическая часть. История письма.

Учитель:

— Сейчас мы совершим путешествие в историю.( Сообщения уч-ся.)

1 ученик. Показ иллюстрации.( слайд 4.)

Возникновение на Руси первых почтовых служб относится ещё к Х веку. Тогда население должно было предоставить лошадей с повозками для княжеских гонцов.

В 1667 году по инициативе боярина А.Л. Ордына- Нащокина была образована первая почтовая служба для пересылки государственных бумаг. Она доставляла в Москву ведомости даже из-за границы. Людей, перевозящих почту, сначала называли ямщиками, что в переводе с татарского означало проводник. По указанию Ордын- Нащокина ямщиков одели в форменные суконные кафтаны зелёного цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна. Вскоре ямщиков стали звать почтарями. Они надевали через левое плечо почтовый рожок. Несколько позже появилась нагрудная медаль с « двоеглавым орлом».

Первые почтовые ящики появились в России в 1848 году, а 10 декабря 1857 года была выпущена первая почтовая марка. Стоила она 10 копеек, на ней до 1917 года изображались герб Российской империи или царствующие особы.

2 ученик.

Почтовый конверт придумал владелец магазина в английском городе Брайтоне господин

Бревер.

Он решил привлечь покупателей и соорудил пирамиду из большого количества бумажных листов самых разных размеров. У основания пирамиды лежали листы для печатания газет, а на вершине был листок величиной с визитную карточку. После этой выставки стало модно писать письма на бумаге такого маленького формата.

Вскоре выяснилось, что для написания письма оставалось мало места, т.к. нужно было ещё написать адрес. И тогда владелец магазина придумал что-то вроде мешочка для вкладывания письма и написания адреса. Этот мешочек получил название «конверт» и распространился по всему миру. Это произошло 200 лет назад.

Учитель:

— Посмотрите, как выглядит конверт в наше время. Показ образца(слайд 5.)

И раз уж мы держим в руках конверт, давайте сразу ответим на вопрос: « Что нужно сделать, чтобы отправить письмо?» ( Нужен адрес.)

— Очень важно уметь правильно написать адрес и не только свой , но и получателя письма.

Обратите внимание на правила заполнения конверта. Показ образца (слайд 6.)

ОТ КОГО: СОКОЛОВА В.П.

ОТКУДА: УЛ. САДОВАЯ, ДОМ 48, КВ. 84,Г.РЖЕВ.

ИНДЕКС: 172380

КОМУ: СТЕПАНОВОЙ И.В.

КУДА: УЛ. ПЕСЧАНАЯ, ДОМ 123, КВ 89, Г. МОСКВА.

ИНДЕКС:460010

IV. Практическая часть. Упражнение в написании писем.

1.Требования к написанию писем. Алгоритм письма.

Учитель:

— А теперь ещё одна важная часть письма. Какая? Верно, его содержание.

По своему назначению письма бывают разные: деловые. дружеские, поздравительные, личные, письма- благодарности. Кому чаще всего пишутся письма? ( Близким, родным, знакомым.)

— Как вы считаете, какие требования должны быть выполнены при написании письма?

Перед вами образцы писем.(слайды 7, 8, 9.)

Вам нужно разделиться на 3 группы. Прочитайте эти письма и подумайте, на что нужно обратить внимание при написании письма. ( Работа в группах.)

1 группа – слайд 7. ( Письмо написано с ошибками.)

2 группа – слайд 8. ( В этом письме непонятно кто и кому пишет.)

3 группа – слайд 9. ( В письме нет последовательности.)

Учитель:

Давайте подведём итоги. Каким должно быть письмо? ( Ответы уч-ся выслушиваются и обобщаются.)

1)При написании письма старайтесь писать ясно, просто и грамотно.

2) Важно учитывать кому вы пишите и выбрать правильный тон.

3) Писать нужно последовательно, излагать свои мысли по порядку.

4) Старайтесь показать свою искренность и дружелюбность.

5) Не стесняйтесь выразить свои чувства!

Учитель:

-Важно знать алгоритм написания письма.( слайд 10.)

1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначается письмо. Здравствуйте…

2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

3. Основная часть – изложение информации.

4. Заключение – выражение уважения, любви. Подпись, дата.

3 ученик: Само письмо не найдёт адресата. Чтобы оно дошло до места назначения, требуется большой труд почтовых работников, которые сортируют письма, регистрируют их. Тяжёл труд почтальонов, ведь именно они в любую погоду, с большой, полной писем и корреспонденции сумкой на ремне, спешат доставить нам письма. Мы должны уважать этих людей за их нелёгкий труд. Они приносят в наш дом радость и новости. ( слайды 11,12, 13– работа почтовой службы.) Ведь, согласитесь, приятно получить по почте письмо, которое дышит теплом человеческой руки. Поэтому я призываю вас: «Пишите письма родным, близким, знакомым, друзьям!

2. Написание коллективного письма.

Сегодня мы с вами попробуем написать письмо будущим первоклассникам. Давайте обсудим, с чего мы начнём, обратите внимание на алгоритм написания письма.

( Ребятам предлагаются карточки с опорными словами: дорогие ребята, приветствуем вас, поздравляем, желаем, от всего сердца, от всей души)

Письмо будущим первоклассникам. (слайд 14.)

Дорогие первоклассники!

Вот и закончилось лето. Вас ждёт встреча со школой, ведь вы идёте в 1 класс! Много интересных дел и занятий ждёт вас на этом удивительном пути в Страну Знаний! Вы научитесь не только читать и писать, а также думать, сравнивать, работать и дружить всем вместе.

Мы желаем вам успешно преодолеть все трудности. Можете рассчитывать на нашу помощь и поддержку.

Ваши друзья- четвероклассники.

— Как думаете, приятно будет ребятам получить такое письмо? Конечно, да .

v. Наш урок подходит к концу. Что же мы сегодня узнали нового и чему научились?

Домашнее задание: написать письмо ( другу, учителю, своим близким, о своей семье…)

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here