Конспект урока по информатике с применением ИД

Автор: Федорова Наталия Николаевна, Свердловская область, г. Полевской, МАОУ ПГО «СОШ – Лицей №4 «Интеллект»

Предмет: информатика

Тема: «Кодирование информации»

Тип урока: изучение нового материала

Класс: 5.

Цели урока:

Учебная: познакомить с процессами кодирования и декодирования информации, различными шифрами, используя возможности и инструментарий ИД HITACHI StarBoard.

Развивающая: приобретение умения работать с ИД, научить кодировать и декодировать информацию с помощью различных шрифтов, развитие логического мышления и аналитических способностей.

Воспитательная: расширение кругозора, формирование информационной культуры

Оборудование и материалы: Интерактивная доска HITACHI StarBoard, раздаточный материал на парты (флажковая азбука и азбука Морзе)

Ход урока:

Этапы мероприятия

Действия учителя

Действия учащегося

  1. Организационный момент, Мотивация

Первый слайд презентации кодирование.ppt

Учитель приветствует учащихся и сообщает им тему урока. Учитель говорит ребятам о том, что сегодня им предстоит научиться кодировать и расшифровывать слова, интересуется у учащихся что

они знают об этой проблеме и интересно ли им узнать больше

Ребята записывают тему урока

  1. Изучение нового материала

Второй слайд-7 слайд учитель рассказывает о передаче информации от источника к приемнику и что может возникнуть, если человек не понимает принятый сигнал. Ребятам рассказывается о разных жестах принятых у других народов.

8 слайд- учитель дает понятие кодирования информации в широком смысле

9-11 слайды приводятся примеры кодирования информации с помощью разных форм, учитель предлагает учащимся привести свои примеры кодирования информации

На 12 -14 слайдах представлены формулировки кодирования в узком смысле и декодирования и способы кодирования текста, учитель рассказывает о трех основных способах. Учитель просит ребят привести примеры, где они встречаются с тем или иным способом кодирования текста

Далее учитель рассказывает ребятам о том, что чтобы передать речь на расстояние использовался код Морзе слайды 16-18 А сейчас используется азбука Морзе?

На слайдах 19-20 приводятся примеры шифров флажковая азбука и шифр перестановки

Ребята делают краткий конспект в тетради и слушают учителя, добавляют свои знания по данной проблеме.

Учащиеся записывают определение

Учащиеся приводят свои примеры кодирования информации

Учащиеся записывают формулировки и способы кодирования, учащиеся приводят свои примеры

Дети отвечают , что азбука Морзе используется на флоте

Учащиеся делают записи в тетради

3 Практическая часть

Закрепление изученного материала

Открываем файл кодирование.yar для ИД

Первый слайд С помощью флажковой азбуки необходимо закодировать слово информатика, учащийся вызывается к доске и используя технологию Drag & drop нажимает пером по флажку и переносит его в нижнюю часть экрана

На следующем слайде 2 задание на декодирование зашифрованной фразы, дети выполняют сначала задание в тетради, а затем один ученик выходит к доске и убирает облачко скрывающее правильный ответ

В задании на слайде 3 ученикам необходимо расшифровать слово и составить его из предложенных букв

На 4 слайде задание с Азбукой Морзе

Учитель дает задание учащимся расшифровать текст, закодированный с помощью азбуки Морзе

На 5 и 6 слайдах простой шифр, учитель вызывает одного учащегося к доске, он используя инструмент умное перо , выделяет слоги и получает ответ, остальные дети выполняют задание в тетради, затем сверяют с закрытыми прямоугольниками правильными словами на ИД

На 7 слайде закодировано слово мальчика с помощью алфавита русского языка, учащимся предлагается его отгадать

На 8 слайде учитель предлагает разгадать шифр перестановки и отгадать закодированные слово и фразу.

Ученик выходит к доске и выполняет задание с подсказками ребят

Ученики выполняют задание в тетради , затем проверяют правильность на ИД убирая облачко

Ученик вызывается к доске и переносит буквы в прямоугольники, используя технологию Drag & drop, составляя слово, которое закодировал помощник Лом

Ученик выходит к доске и переносит буквы в прямоугольники, составляя расшифрованное слово

Учащийся выделяет умным пером слоги, затем убирает прямоугольники и класс сверяет правильные ответы

Учащийся выходит к доске и пишет декодированные символы с помощью пера в прямоугольники

Один учащийся вызывается к доске и убирает облачко закрывающее правильный ответ, предварительно сказав свой

4 Подведение итогов урока

Рефлексия

Учитель подводит итоги урока, спрашивает ребят, как они поняли, что такое кодирование информации, какой шифр им понравился больше и почему, какие шифры вызвали затруднения и почему, понравилось ли им работать на ИД, какие задания понравились больше

Ребята отвечают на вопросы учителя, рассказывают о своих впечатлениях

5 Домашнее задание

Учитель предлагает закодировать дома следующие слова с помощью шифра перестановки интерактивная доска, умное перо, придумать свой шифр и закодировать 2 слова, прочитать конспект по новой теме.

Дети записывают домашнее задание

Комментарий к уроку

Данный урок был проведен мною с учащимися 5 классов. Всем ребятам урок очень понравился, каждый хотел выйти к доске и выполнить задание.

Использование ИД на уроке обеспечивает наглядность, повышает результативность и темп урока, позволяет за 40 минут сделать то, что невозможно при традиционных методах работы с обычной доской. ИД позволяет сделать мероприятие более интересным и подвижным.

Цели, поставленные мной были достигнуты. В заданиях используется технология Drag & drop , инструменты захват, перо, умное перо, ластик. Задания разнообразные и интересные, поскольку детей в группе 12-13 человек, то каждый ребенок побывал у доски. Чтобы привлечь всех детей можно задания 5,6,8 разделить на части. Ребята пришли на следующий урок все с выполненным домашним заданием и желанием снова получать новые знания, цель урока была достигнута.

Приложение:

  1. Презентация кодирование.ppt

  2. Флажковая азбука.doc

  3. Азбука Морзе.doc

  4. кодирование.yar

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here