Конспект открытого внеклассного мероприятия по литературе

квест по «Острову сокровищ»

учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №117 Выборгского района Санкт-Петербурга

Тереховой Марины Владимировны

2014

Конспект открытого внеклассного мероприятия по литературе на район

Квест по роману Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ»

Разработка учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №117

Тереховой Марины Владимировны

Дата проведения внеклассного мероприятия: 29.04. 2014 г.

Тема внеклассного мероприятия: 130 лет первому изданию романа Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ»

Тип внеклассного мероприятия: проверка приобретенных знаний, усвоение новых, стимулирование читательского интереса у подростков.

Цели внеклассного мероприятия: Особенностью преподавания литературы в условиях реализации ФГОС является формирование метапредметных результатов, которые заключаются в умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов, работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Все эти умения обучающихся могут формироваться при подготовке и проведении внеклассных интегрированных мероприятий.

В ФГОС четко прописан системно-деятельностный подход. Задачей современного образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков по предмету, но и совокупность универсальных учебных действий, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирования универсальных учебных действий, усвоение системы знаний и формирование компетентностей.

  • познавательный аспект: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении; проверить знание художественного произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом;

  • развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

  • воспитательный аспект: воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Так как метапредметные компетенции поставлены во главу угла в современной концепции образования, то в этом квесте по роману Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ» игрокам предлагаются задания из различных областей: из истории, литературы, языкознания, математики, технологии.

Формат мероприятия: квест. Слово «квест» английского происхождения, переводится как «загадка, головоломка, вопрос». Квестодин из основных жанров компьютерных игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока. В данном случае формат квеста выбран еще и потому, что игра создана с учетом увлеченности подростков компьютерными играми, где жанр квеста довольно распространен. Получается, что в привычной обстановке квеста у играющих подростков не возникает барьера, который можно сформулировать как «нежелание играть в навязанную игру, работать на очередном уроке».

Формы организации учебной деятельности: коллективная.

Методическое обеспечение урока: презентация, видеоролик по «Острову сокровищ», англо-русские словари, толковые словари русского языка, экземпляры книги «Остров сокровищ», бумага, клей, ножницы.

Технология: технология обратной связи.

Возрастная категория учащихся: 5-6 классы.

Предварительный этап

  1. Участники игры (3 команды) получают на дом предварительные задания (перечитать роман «Остров сокровищ», написать письмо современному подростку от лица персонажа романа «Остров сокровищ»)

  2. Командам необходимо оформить визитную карточку.

Ход игры

Приветственное слово:

Волна

не волнуется

по пустякам.

«Смотрите,

Смотрите туда!

Вон там!

Пиратский корабль

летит по волнам!»

«Скорей,

он уже прибли-

жается

к нам!»

«Скорее на мачты,

скорей по местам!

Орудия

к бою!» —

кричат морякам.

Но поздно:

пираты уже на борту —

с крюками в руках

и клинками во рту!

Орут, так что

слышит их весь экипаж:

«Абра-кадабра!

Кураж — абордаж!

Этот корабль наш!»

В этом учебном году исполнилось 130 лет первому изданию роману Роберта Луиса Стивенсона «Остров сокровищ». Это произведение почти сразу стало настольной книгой всех ваших тогдашних ровесников — ее читали и перечитывали, пускаясь в невероятные приключения вместе с отважным подростком Джимом Хокинсом, открывая не только таинственный остров Скелета, но и находя в себе сокровища, несметные богатства души и духа.

Прежде чем отправиться на поиски клада, нужно научиться составлять карты, читать их. Только двигаясь по заранее намеченному пути, мы можем прийти к тому месту, где ждет нас сокровище.

Стивенсон сказал такие слова: «Впрочем, мое убеждение — суеверное, если угодно, — что всякий, кто неукоснительно повинуется своей карте, сверяется с нею, черпает в ней вдохновение ежедневно, ежечасно, получит надежную поддержку и, стало быть, не только оградит себя от досадных случайностей, а еще и останется в выигрыше. Повесть уходит в карту корнями, растет на ее почве, у нее есть где-то помимо слов, свой собственный костяк. <...> Карта всегда сумеет дать богатую пищу уму».

Давайте же поищем сокровища вместе! Для начала мы познакомимся. Затем мы выполним задания, успешное завершение которых даст вам возможность сделать шаг на пути к сокровищам: после каждого этапа команды начертят отрезок маршрута на карте, а в конце квеста у вас в руках будут полные карты острова. Следуя проложенными путями, вы придете к богатствам. Каждое задание принесет вам и некоторое количество пиастров, луидоров, дублонов и гиней. Судить вашу работу будут бывалые флибустьеры — (представление членов жюри); но помните, юные искатели приключений, что за недостойное поведение вы можете получить и черную метку, которая лишит вас части заработанных денег, а может и вовсе вывести вас из игры!

Итак, приглашаю команды познакомиться.

1. Представление команд — название, девиз, эмблема.

Капитан узнается

сразу —

у него нет ноги

и глаза!

На плече попугай,

за щекой расстегай —

на груди его

брошь с алмазом!

Один капитан

не теряет лица —

улыбкой

он будет

сиять

до конца!

За каждый элемент задания максимально 3 дублона.

2. Домашнее задание. Все вы получили творческое задание: перевоплотиться в героев романа Стивенсона «Остров сокровищ» и написать от их имени письмо своим ровесникам. Приглашаю по одному игроку от каждой команды для чтения своего письма.

Команда 5А читает письмо, написанное от имени Джима Хокинса.

Команда 6А читает письмо, написанное от лица сквайра Трелони.

Команда 6Б читает письмо, написанное от имени Джона «Окорока» Сильвера.

Опытные искатели сокровищ оценят каждое выступление: 1 дублон за полноту перевоплощения, 1 – за содержание письма, 1 – за артистизм.

3. Технология. Пока флибустьеры ищут сокровища, коки не сидят без дела, а идут на камбуз и готовят пиратский перекус. Чем питались пираты в романе? Рацион разбойников был довольно прост: в тексте романа мы встречаем не только упоминания рома, но и сообщения о том, какой едой утоляли свой голод флибустьеры.

Игроки находят в тексте упоминания о еде: «Сквайр и доктор Ливси пили пиво, закусывая поджаренными ломтиками белого хлеба», «на палубе всегда стояла бочка с яблоками, чтобы каждый желающий мог лакомиться ими, когда ему вздумается», «для себя я [Джим Хокинс] взял немного сухарей, немного сушеных фруктов, полную горсть изюму и кусок сыру», «пещера Бена Ганна была в изобилии снабжена соленой козлятиной».

Ром, пиво и соленую козлятину мы на остров с борта нашей шхуны не захватили, но все остальное наши коки принесут, чтобы отметить славное завершение нашего квеста.

По одному игроку от каждой команды отправляется на камбуз в 31 кабинет и приступает к готовке.

4. Английский язык. Вы отлично справились с заданием, мои дерзкие пираты! А знаете ли вы, что у вас — говорящие имена? Давайте-ка выясним, какие характеры скрываются за вашими именами и прозвищами! Пока одна часть команды ищет ответы на эти вопросы, другая часть создает флаг команды. Возьмите, пожалуйста, бумагу, ножницы, клей и соберите своего Веселого Роджера.

Переведите на русский язык имена героев произведения: Jim Hawkins, Billy Bones, Black Dog, John Silver, John Hunter, George Merry, Ben Gunn.

Каждый правильный ответ — 1 дублон в копилку команды.

Вопрос от капитана Флинта: зачем Стивенсон дал героям «говорящие» имена?

За правильный ответ — 5 дублонов.

5. История. А у вас в руках оказались загадочные бутылки — старинная почта. Откупорив эти обласканные морем сосуды, вы найдете карты. Они долго путешествовали по волнам, время не пощадило их содержимое: карты размыты, точных координат места, где спрятаны несметные богатства, — нет. Нам придется постараться и восстановить карты.

Матросы отважно

бросаются в бой —

и лоцман,

и боцман,

и кок с бородой!

И сабли звенят,

и сверкают ножи!

Пираты горланят:

«Хватай их,

вяжи!»

Внимание, джентльмены удачи! Вам нужно ответить на вопросы из истории создания «Острова сокровищ».

1.Что побудило Р.Л. Стивенсона написать роман «Остров Сокровищ»?

2.Почему Стивенсон отправил своих героев на поиск сокровищ на шхуне, а не на более солидном паруснике?

3.На чьём плече сидел попугай, прежде чем попасть на страницы романа «Остров Сокровищ»?

4.Назовите имя и фамилию человека, сделавшего надписи на карте Острова Сокровищ «рукой» Флинта и Билли Бонса?

5. Назовите год первого издания романа «Остров сокровищ» на русском языке?

Вопрос от капитана Флинта: назовите номер главы, в которой Джим со своей матерью вскрывают сундук мертвеца Билли Бонса, находят там деньги и таинственный пакет, а сразу после этого они вынуждены бежать прочь из таверны «Адмирал Бенбоу». Угадали! На этом этаже находятся кабинеты, в которых коварным капитаном спрятаны сокровища. Напишите на своих картах номер этажа.

За правильный ответ на вопросы по 1 дублону. За ответ на вопрос от капитана Флинта команды получают возможность нанести на свои карты номер этажа, на котором находятся сокровища.

5. Русский язык.

Эй, корсары! Вооружайтесь клеем и чистыми листами бумаги: вам нужно собрать известные фразы из романа «Остров сокровищ». (Команды получают 20 фрагментов фраз, нужно соединить начала и окончания этих фраз друг с другом так, чтобы получились фразы, которые встречаются в тексте романа).

1. – Бережливый человек! – воскликнул доктор. – Его не обсчитаешь.

2. — Что у тебя на плечах?! Голова или юферс?

3. – Джентльмены удачи, – ответил повар, – редко доверяют друг другу. И правильно делают.

4. Надеюсь, – тут он возвысил голос, – все ваши люди тут в доме слышат мои слова, ибо сказанное одному – сказано для всех.

5. – Вы для меня вот как этот плевок! – крикнул он. – Через час я подогрею ваш старый блокгауз, как бочку рома. Смейтесь, разрази вас гром, смейтесь! Через час вы будете смеяться по-иному. А те из вас, кто останется в живых, позавидуют мертвым!

6. Я не сомневаюсь, что мы можем победить их, если вы захотите победить.

7. Я вижу, когда моя карта бита, будь уверен, и настоящего человека я тоже сразу вижу… Эх, с твоим-то молодым задором да с моим опытом и наделали бы мы вдвоем дел!

8. Я постараюсь спасти твою шкуру. Но слушай, Джим, услуга за услугу: ты спасешь Долговязого Джона от петли.

9. Я пришел сюда, чтобы вырыть клад, и никто – ни человек, ни дьявол – не остановит меня. Я не боялся Флинта, когда он был живой, и, черт его возьми, не испугаюсь мертвого.

10. Кажется, с тех пор как стоит мир, не было такого внезапного крушения великих надежд.

Каждая правильно собранная фраза — 1 пиастр команде.

5. География. Настоящие морские разбойники умеют ориентироваться по звездам и наверняка знают, где какая сторона света находится. На ваших картах есть роза ветров, но обозначения сторон света смыло.

Команда 5А смотрит на розу ветров на своей карте и подписывает указатель Востока.

Команда 6А — подписывает указатель Севера.

Команда 6Б — указатель Запада.

Ваши сокровища ждут вас в кабинетах, окна которых выходят на эти стороны света!

Правильно указанные стороны света — 1 гинея команде.

6. Физическая культура. Любому пирату нужна сноровка, необходимо тренировать выносливость. Давайте проведем пиратскую разминку. (Песня из мультфильма «Остров сокровищ»).

7. Литература. Мышцы размяли, теперь время раскинуть мозгами. Давайте, пираты, ответы на вопросы по тексту романа «Остров сокровищ».

1. Как изначально назывался роман?

2. Кто такой капитан Кидд?

3. Как бочка с яблоками спасла жизнь сквайра Трелони и его слуг, доктора Ливси, Джима Хокинса?

4. Назовите любимую песню пиратов? (аудио, песня Лиллибуллеро)

5. В чем суть черной метки?

За каждый верный ответ команда получает по 1 гинее.

8. Математика. Нам осталось вычислить точные координаты места, где коварным и опасным капитаном Флинтом зарыты ваши сокровища. Возьмите в руки эти депеши и прочтите задания. У каждой команды своя карта, помните об этом.

Задание для команды 5А: Вспомните, сколько лет исполнилось в этом учебном году первому изданию романа Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ», от этой цифры отнимите цифру, которая встречается в пиратской песенке, где есть такие слова: «Все … не вернулись домой // Они потонули в пучине морской!» и от получившейся цифры отнимите еще одну, которая есть в песенке со словами «… человек на сундук мертвеца // Йо-хо-хо и бутылка рому!». Получившаяся цифра — это номер кабинета, в котором спрятано точное указание на тайник злодея Флинта.

Задание для команды 6Б: Вспомните, сколько всего глав в романе «Остров сокровищ». К этой цифре прибавьте номер главы, в которой капитан Смоллет высказывает свои претензии сквайру Трелони и доктору Ливси. Получившуюся цифру сложите с количеством черных меток, которые получили герои романа и получите номер кабинета, где хранится последнее указание на точное место, где спрятано сокровище.

Задание для команды 6А: Вспомните, сколько частей в романе «Остров сокровищ», сложите эту цифру с номером главы, в которой разбойники под руководством Окорока рыщут по острову в поисках сокровищ Флинта и находят скелет-указатель. К сумме этих цифр прибавьте количество человек, которые пришли в трактир «Адмирал
Бенбоу» за картой острова сокровищ; это же количество человек бросилось по следу сбежавших из трактира с картой Джима Хокинса и его матери. В итоге вы получите номер кабинета, в котором лежит точное указание на место хранения вашего сокровища.

Команды отправляются по картам, находят в кабинетах сообщения о том, что сокровища спрятаны в 48 кабинете (на подоконнике, в шкафу, под партой у двери в кабинет). Пока команды идут по кабинетам, коки приносят пиратскую еду: сухофрукты, орехи, канапе с сыром, белым хлебом и маслинами, яблоки и сок.

Вернувшиеся команды находят свои сокровища, подкрепляются.

Слово членам жюри.

Награждение: Вы невероятные молодцы! Спасибо за квест, надеюсь, у вас появилось желание искать и находить сокровища в себе, ведь вы — это терра инкогнита, земля неизведанная.

«Каждый из нас получил свою долю сокровищ. Одни распорядились богатством умно, а другие, напротив, глупо, в соответствии со своим темпераментом».

Список литературы:

1. Стивенсон Р.Л. Остров сокровищ. — М.: Астрель, 2009.

2. Шендерович Э. Про битвы и сражения. — М.: Самокат, 2011.

3. http://modernlib.ru/books/stivenson_robert_luis/ostrov_sokrovisch/read/

4. http://thelib.ru/books/viktor_tochinov/ostrov_bez_sokrovisch-read-3.html

5. http://www.gutenberg.org/ebooks/120

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here