Проект урока литературы в 6 классе

«Моя самостоятельная жизнь»

(по рассказу «Уроки французского» В.Г.Распутина)

Составитель:

Гузей Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 г.Новоалтайска Алтайского края

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарий

1.Организация начала урока

2.Мотивация

3.Целеполагание

Тема

4. Планирование и организация деятельности

Групповая работа

Межгрупповое взаимодействие

5.Итог

6.Рефлексия

7.Домашнее задание

8.Рефлексия «Зарядка»

Приветствие. Знакомство.

Установка.

— Сегодня у нас урок-знакомство.

— Скажите, ребята, а вы любите знакомиться с новыми людьми?

— Подумайте и обсудите в паре: на что обращают внимание люди, когда знакомятся?

— Чтобы лучше узнать человека, с ним необходимо …?.(пообщаться).

— Сегодня мы тоже будем продолжать знакомиться, п.ч. будем видеть друг друга, будем общаться. Чтобы состоялось общение, необходима тема разговора.

— А поможет нам сегодня общаться вот этот человек, замечательный писатель Валентин Григорьевич Распутин. !5 марта 2012 года Валентину Григорьевичу исполнилось 75 лет.

— Давайте внимательно посмотрим на его портрет. Каким, по вашему мнению, может быть этот человек?

— А хотели бы лучше узнать этого человека?

— Что может нам в этом помочь?

— Дома вы познакомились с рассказом «Уроки французского». Произведение по объему большое, рассчитано на 3 урока.

— Скажите, понравилось произведение?

— Кто является главным героем?

— Есть ли у мальчика имя?

-Почему нет?

— Так как у нас урок-знакомство, то познакомимся с главным героем рассказа (и с фактами из жизни писателя).

— Автор рассказывает о своей жизни, когда ему было …(11 лет).

— Он пишет: «Так в 11 лет началась моя самостоятельная жизнь».

— Я предлагаю наш урок назвать, используя цитату текста «Моя самостоятельная жизнь» (по рассказу «Уроки французского» В.Г.Распутина).

— Какую цель вы перед собой можете поставить, исходя из темы урока. Обсудите в паре. Проговорите вслух.

— Скажите, может ли эта схема нам помочь в работе?

— Может что-то можно добавить?

— Как организовать работу, чтобы охватить все пункты схемы-плана?

-Распределение заданий.«Для более продуктивной работы вам предлагаются инструкции. Внимательно прочитайте инструкцию до конца. Работаем с учебником, выводы записываем. Можно воспользоваться моей помощью. Время работы ограничено.

— При выступлении спикера все внимательно слушаем, записываем ключевые слова, дополняем.

— Мы познакомились с главным героем рассказа.

-Давайте вернемся к цели. Достигли ли мы ее? Докажите.

(С 11 лет начинается самостоятельная жизнь героя. Мальчик начинает взрослеть. Ему многое приходиться пережить, но такие черты характера как настойчивость, ответственность, надежность, требовательность к себе, твердость характера, забота о матери не дают ему сломиться).

— Скажите, каким мог стать человек, если уже в 11 лет обладал такими качествами?

— Какие качества героя вам близки, ценны для вас?

— Что помогло достичь цели?

— Понравилось ли работать в группе? Кто из спикеров выступил лучше?

— Какие вопросы вы бы задали автору, если пришлось бы с ним встретиться? (запишите вопросы)

— Напишите мини-сочинение на тему «Могу ли я назвать свою жизнь самостоятельной?».

— Сделайте рисунок понравившегося эпизода рассказа.

Проведение рефлексии.

Прощание.

Готовность к уроку. Приветствие.

Ответы

Ответы: имя, внешность, возраст, одежда, поведение, речь, отношение к другим.

Продолжают предложение.

Обращение к портрету В.Г.Распутина.

Предполагаемые ответы: добрым (глаза), умным, жизнелюбивым.

Ответы: да; его произведение.

Ответы.

«Мальчик»

«Это автобиографический рассказ»

Продолжают высказывание.

Запись темы в тетрадь.

Работа в паре.

Высказывания:

  • выяснить, каким предстает герой в 11 лет,

  • почему началась самостоятельная жизнь в 11лет.

«Это план работы»

«Время, в которое жил герой»

«Работать по группам»

Распределение по группам.

Обмен мнениями, работа с учебником, запись выводов, подготовка спикера к выступлению.

Выступление спикера от каждой группы.

Запись ключевых слов, характеризующих героя, записывают на доске и в тетради.

Ответы. Обращение на образовательный продукт (на доске)

Ответы

Запись домашнего задания

Выполняют прием рефлексии

Фронтальный опрос

Работа в паре

Составление кластера

(приложение)

Робота с наглядным материалом

Фронтальный опрос.

Запись УЗ на доске.

Добавление кластера

Инструкции в прилож.

Фронтальная работа

Приложение

Инструкция №1

(для групповой работы)

Портрет (внешность) героя.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Ответьте на следующие вопросы. Приводите примеры из текста.

  • Каким вы представляете героя? Создайте словесный портрет.

  • Почему именно таким представили?

  • Почему внешность героя автор подробно не описывает? Что больше его интересует?

3. Сделайте выводы.

4. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

5. Выберите спикера (докладчика), который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!

Инструкция №2

(для групповой работы)

Время действия в рассказе.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Ответьте на следующие вопросы. Приводите примеры из текста.

  • О каком времени пишет писатель в рассказе?

  • Охарактеризуйте это время.

  • Как это время повлияло на жизнь героя?

  • Какие качества героя проявляются в этот период жизни?

3. Сделайте выводы.

4. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

5. Выберите спикера (докладчика), который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!

Подсказка

Облигации – это ценные бумаги, которые выдавались людям в годы войны и после нее в счет заработной платы.

Инструкция №3

(для групповой работы)

Отношение, мнение других героев к мальчику.

1. Причитайте инструкцию до конца.

2. Ответьте на следующие вопросы. Приводите примеры из текста.

  • Как относились жители села к герою? Почему?

  • Почему мать «решилась отпустить в район» сына? О чем она мечтала, думала? (ваши предположения)

  • Какие качества героя можно выделить через отношение к нему окружающих?

3. Сделайте выводы.

4. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

5. Выберите спикера (докладчика), который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!

Инструкция №4

(для групповой работы)

Поведение (поступки) героя.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Ответьте на следующие вопросы. Приводите примеры из текста.

  • Почему мальчик решился уехать из дома в 11 лет?

  • Как герой себя чувствует в райцентре? Почему?

  • Проанализируйте эпизод «Приезд матери в конце сентября».

  • Какие качества героя раскрываются через его поведение, поступки?

3. Сделайте выводы.

4. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

5. Выберите спикера (докладчика), который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here