Урок литературы в 11 классе по теме:
Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость».
Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные
образовательные технологии в современном уроке» учителем русского
языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н.
Цели: 1. Изучение особенностей поэтики М. Цветаевой через анализ стихотворения «Молодость».
2. Развитие навыков анализа лирического стихотворения; развитие умения оперировать литературоведческими понятиями, навыков устной и письменной речи учащихся.
3. Воспитывать интерес к творчеству Цветаевой. Сопоставление образа молодости с личными впечатлениями учащихся.
Тип урока: Урок изучения художественного произведения.
Вид урока: Урок углубленной работы над текстом.
Оборудование: 1. Эпиграф к уроку:
Я никогда не поверю в прозу: ее нет. Я ее ни разу в жизни не встречала, ни кончика хвоста ее. Да и какая может быть проза, когда … всё на вертящемся шаре, внутри которого – огонь!
М. Цветаева
О молодость! Молодость … Может быть, вся тайна твоей прелести состоит не в возможности всё сделать, а в возможности думать, что всё сделаешь.
И. Тургенев
Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее.
Н. Гоголь
2. Портрет М. Цветаевой.
3. Рабочие листы и тексты стихотворения на каждую парту.
4. Музыкальное сопровождение к чтению стихотворений.
5. Словари по лингвистике.
6. Термины: эпитет, метафора, анафора, оксиморон, антитеза, звукопись (аллитерация, ассонанс), ритм, размер, рифмовка, синтаксический параллелизм и др.
План урока:
-
Орг. момент. Создание мотивации к уроку.
Сегодня мы поговорим о молодости. Как бы вы определили, что такое молодость?
См. эпиграфы. Так определили понятие молодости И. Тургенев и Н. Гоголь.
Свой уникальный образ молодости создала Марина Цветаева.
-
Объявление темы урока, постановка цели.
Наша цель углубить анализ стихотворения «Молодость», сделанный вами дома, понять смысл стихотворения и проследить на его примере характерные черты цветаевской поэтики.
Вам предстоит работа в группах, с рабочими листами, закрепление терминов (см. на доске), в конце урока напишете сочинение-миниатюру.
-
слово учителя о жизненном контексте стихотворения.
Стихотворение написано 29-летней Мариной Цветаевой, уже сложившимся, известным поэтом, человеком, пережившим и революционные вихри, и голод, и разлуку с мужем, и смерть маленькой дочери Ирины. Порой ее постигало полное отчаяние: «Мне начинает казаться, что Сереже я – без Ирины – вовсе не нужна, что лучше было бы, чтобы я умерла, — достойнее! – Мне стыдно, что жива. – Как я ему скажу? И с каким презрением я думаю о своих стихах».
В 1921 году уходят из жизни поэты цветаевского поколения: 2 августа арестован и вскоре расстрелян Николай Гумилев, 7 августа умер Александр Блок. Москва кажется Цветаевой «чудовищной»: «Общий закон жизни – беспощадность. Никому ни до кого нет дела». Таков жизненный контекст создания этого стихотворения. /чтение стихотворения/
-
Анализ стихотворения.
1). Каково первое впечатление от стихотворения? О чем оно? Что можно отметить на первый взгляд?
2). Заполнение рабочих листов.
А) Определение жанровых особенностей.
Б) Работа в группах.
-
Лингвистический строй стихотворения.
-
Синтаксический строй стихотворения.
-
Средства выразительности в стихотворении.
В) Отчет 1 группы. Остальные одновременно записывают выводы по работе первой группы.
Г) Отчет 2 группы, остальные записывают выводы.
Д) Отчет 3 группы, остальные записывают выводы.
Е) Учитель определяет 3 основных приема, характерных для поэтики Цветаевой.
-
Смысловые разрывы, переносы на другую строку /Моя морока // Молодость
-
Варьирование образа молодости /молодость — золотце – янтарь/
-
Нанизывание синонимов: ноша – обуза, яства – брашно.
/Учащиеся фиксируют информацию в листах./
Ж) Задание на закрепление «Семантический анализ стихотворения». Устные выводы:
Сопоставляя отношение к молодости в 1 и 2 части стихотворения, можно отметить эволюцию взгляда лирической героини на свою молодость.
Если в 1 части в чувствах героини ест оттенок горечи, неудовлетворенности, ласкового укора, сожаления, то во 2 части чувствуется ощущение радости, что эта веха в жизни все-таки была. Во 2 части отчаянно-веселое прощание с молодостью уже не как обузой, а как с частью души, вырванной из морских глубин (как морское имя – Марина)
-
Молодость моя! – Иди к другим!
3) Вывод учителя по творчеству Цветаевой.
Все творчество, вся жизнь М. Цветаевой отмечены восклицательными знаками. Предельная напряженность, самосожжение, распахнутость души в этих ее словах (см. эпиграф).
4) Завершающий контроль.
(Звучит музыка). Выполнение на рабочих листах одного из творческих заданий.
5) Чтение 2-3 работ. Анализ.
6) Рефлексия (устно).
4. Итоги урока. Проверка рабочих листов.
Рабочий лист к уроку литературы в 11 классе по теме
«Анализ стихотворения М.Цветаевой «Молодость»»
Определить жанр стихотворения …………………………………………………………………….
Особенности жанра (нужное подчеркнуть): стих-е – воспоминание, стих-е – размышление, стих-е – исповедь, стих-е – зарисовка, стих-е – обращение, стих-е – признание.
Работа в группах
Задание для 1-ой группы «Лексический строй стихотворения»
1) Определить, пользуясь словарем, значение слов и их стилистическую окраску (нейтральная, высокая, разговорно-просторечная):
скипетр…………………………………………………………………………………………………………………….
яство……………………………………………………………………………………………………………………….
брашно………………………………………………………………………………………………………………….
морока…………………………………………………………………………………………………………………
кумашный……………………………………………………………………………………………………………..
2) Какие дополнительные значения получают эти слова в контексте стихотворения?…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание для 2-ой группы «Синтаксический строй стихотворения»
1) Из скольких предложений состоит стихотворение:
1-ая часть……………………….., 2-ая часть………………………….. .
2) Сколько односоставных назывных предложений-обращений:
в 1-ой части………….., во 2-ой части………….. . Приведите пример ……………………………….. .
3) Сколько восклицательных знаков:
в 1-ой части…………….. , во 2-ой части…………….. .
4) Сколько во 2-ой части указательных предложений? ………………………………………………..
5) Выписать из 2-ой части глаголы в повелительном наклонении ……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Эти глаголы содержат приказ или просьбу? (нужное подчеркнуть)
6) Привести примеры синтаксического параллелизма во 2-ой части стихотворения …………………………………………………………………………………………………………………………………………..
7) Сделать выводы по теме «Особенности синтаксиса в стихотворении» ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Задание для 3-ей группы «Изобразительные средства стихотворения»
1) Привести примеры:
эпитеты……………………………………………………………………………………………………………………
метафоры…………………………………………………………………………………………………………………
олицетворение ………………………………………………………………………………………………………….
оксиморон ………………………………………………………………………………………………………………..
антитеза …………………………………………………………………………………………………………………
другие изобразительные средства …………………………………………………………………………….
2) Особенности звукописи ……………………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………………………………………………..
3) Особенности рифмовки в 1-ой части ………………………., во 2-ой части………………………. .
4) Стихотворный размер в 1-ой части ……………………………, во 2-ой части ……………………..
5) Особенности ритма, интонации ……………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Обмен результатами работы в группах
1) Краткие выводы по работе 1-ой группы
Записать синонимы к словам: яство ……………………………… , брашно ………………………… , морока ………………………………., кумашный ……………………………….. .
2) Краткие выводы по работе 2-ой группы
Перечислить особенности синтаксиса стихотворения ……………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
3) Краткие выводы по работе 3-ей группы
Перечислить основные изобразительные средства в стихотворении …………………………….. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Рифма ………………………………………………………………………………………………………………………..
Размер ……………………………………………………………………………………………………………………….
4) Общие выводы (делает учитель)
Перечислить отличительные черты поэтики М.Цветаевой …………………………………………. …………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Закрепление «Семантический анализ»
1) Выявить ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию
……………………………………………….. ……………………………………………….
2) Выписать лексические цепочки (контекстуальные синонимы), соотносимые с ключевым образом молодости:
Во 2-ой части …………………………………………………………………. …………………………………………………………………. ………………………………………………………………… ……………………………………………………………….. …………………………………………………………………. |
3) Сопоставить отношение лирической героини к «молодости» в 1 и 2 части стихотворения (устно).
Завершающий контроль
Выполнить на выбор одно из творческих заданий:
-
Миниатюра-рассуждение «Как я понимаю смысл стихотворения «Молодость»
-
Лирическая миниатюра в стихотворной форме о молодости.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Рефлексия
1) Помог ли тебе урок глубже, чем в домашней работе, проанализировать стихотворение? (нужное подчеркни) Да Нет
2) Стал ли тебе к концу урока более понятным смысл стихотворения в сравнении с начальным его пониманием? Да Нет
3) Что бы ты себе поставил за урок (в 10-бальной системе)? (нужное подчеркни) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10