Урок литературы в 11 классе по теме:

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость».

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные

образовательные технологии в современном уроке» учителем русского

языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н.

Цели: 1. Изучение особенностей поэтики М. Цветаевой через анализ стихотворения «Молодость».

2. Развитие навыков анализа лирического стихотворения; развитие умения оперировать литературоведческими понятиями, навыков устной и письменной речи учащихся.

3. Воспитывать интерес к творчеству Цветаевой. Сопоставление образа молодости с личными впечатлениями учащихся.

Тип урока: Урок изучения художественного произведения.

Вид урока: Урок углубленной работы над текстом.

Оборудование: 1. Эпиграф к уроку:

Я никогда не поверю в прозу: ее нет. Я ее ни разу в жизни не встречала, ни кончика хвоста ее. Да и какая может быть проза, когда … всё на вертящемся шаре, внутри которого – огонь!

М. Цветаева

О молодость! Молодость … Может быть, вся тайна твоей прелести состоит не в возможности всё сделать, а в возможности думать, что всё сделаешь.

И. Тургенев

Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее.

Н. Гоголь

2. Портрет М. Цветаевой.

3. Рабочие листы и тексты стихотворения на каждую парту.

4. Музыкальное сопровождение к чтению стихотворений.

5. Словари по лингвистике.

6. Термины: эпитет, метафора, анафора, оксиморон, антитеза, звукопись (аллитерация, ассонанс), ритм, размер, рифмовка, синтаксический параллелизм и др.

План урока:

  1. Орг. момент. Создание мотивации к уроку.

Сегодня мы поговорим о молодости. Как бы вы определили, что такое молодость?

См. эпиграфы. Так определили понятие молодости И. Тургенев и Н. Гоголь.

Свой уникальный образ молодости создала Марина Цветаева.

  1. Объявление темы урока, постановка цели.

Наша цель углубить анализ стихотворения «Молодость», сделанный вами дома, понять смысл стихотворения и проследить на его примере характерные черты цветаевской поэтики.

Вам предстоит работа в группах, с рабочими листами, закрепление терминов (см. на доске), в конце урока напишете сочинение-миниатюру.

  1. слово учителя о жизненном контексте стихотворения.

Стихотворение написано 29-летней Мариной Цветаевой, уже сложившимся, известным поэтом, человеком, пережившим и революционные вихри, и голод, и разлуку с мужем, и смерть маленькой дочери Ирины. Порой ее постигало полное отчаяние: «Мне начинает казаться, что Сереже я – без Ирины – вовсе не нужна, что лучше было бы, чтобы я умерла, — достойнее! – Мне стыдно, что жива. – Как я ему скажу? И с каким презрением я думаю о своих стихах».

В 1921 году уходят из жизни поэты цветаевского поколения: 2 августа арестован и вскоре расстрелян Николай Гумилев, 7 августа умер Александр Блок. Москва кажется Цветаевой «чудовищной»: «Общий закон жизни – беспощадность. Никому ни до кого нет дела». Таков жизненный контекст создания этого стихотворения. /чтение стихотворения/

  1. Анализ стихотворения.

1). Каково первое впечатление от стихотворения? О чем оно? Что можно отметить на первый взгляд?

2). Заполнение рабочих листов.

А) Определение жанровых особенностей.

Б) Работа в группах.

  • Лингвистический строй стихотворения.

  • Синтаксический строй стихотворения.

  • Средства выразительности в стихотворении.

В) Отчет 1 группы. Остальные одновременно записывают выводы по работе первой группы.

Г) Отчет 2 группы, остальные записывают выводы.

Д) Отчет 3 группы, остальные записывают выводы.

Е) Учитель определяет 3 основных приема, характерных для поэтики Цветаевой.

  • Смысловые разрывы, переносы на другую строку /Моя морока // Молодость

  • Варьирование образа молодости /молодость — золотце – янтарь/

  • Нанизывание синонимов: ноша – обуза, яства – брашно.

/Учащиеся фиксируют информацию в листах./

Ж) Задание на закрепление «Семантический анализ стихотворения». Устные выводы:

Сопоставляя отношение к молодости в 1 и 2 части стихотворения, можно отметить эволюцию взгляда лирической героини на свою молодость.

Если в 1 части в чувствах героини ест оттенок горечи, неудовлетворенности, ласкового укора, сожаления, то во 2 части чувствуется ощущение радости, что эта веха в жизни все-таки была. Во 2 части отчаянно-веселое прощание с молодостью уже не как обузой, а как с частью души, вырванной из морских глубин (как морское имя – Марина)

  • Молодость моя! – Иди к другим!

3) Вывод учителя по творчеству Цветаевой.

Все творчество, вся жизнь М. Цветаевой отмечены восклицательными знаками. Предельная напряженность, самосожжение, распахнутость души в этих ее словах (см. эпиграф).

4) Завершающий контроль.

(Звучит музыка). Выполнение на рабочих листах одного из творческих заданий.

5) Чтение 2-3 работ. Анализ.

6) Рефлексия (устно).

4. Итоги урока. Проверка рабочих листов.

Рабочий лист к уроку литературы в 11 классе по теме

«Анализ стихотворения М.Цветаевой «Молодость»»

Определить жанр стихотворения …………………………………………………………………….

Особенности жанра (нужное подчеркнуть): стих-е – воспоминание, стих-е – размышление, стих-е – исповедь, стих-е – зарисовка, стих-е – обращение, стих-е – признание.

Работа в группах

Задание для 1-ой группы «Лексический строй стихотворения»

1) Определить, пользуясь словарем, значение слов и их стилистическую окраску (нейтральная, высокая, разговорно-просторечная):

скипетр…………………………………………………………………………………………………………………….

яство……………………………………………………………………………………………………………………….

брашно………………………………………………………………………………………………………………….

морока…………………………………………………………………………………………………………………

кумашный……………………………………………………………………………………………………………..

2) Какие дополнительные значения получают эти слова в контексте стихотворения?…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание для 2-ой группы «Синтаксический строй стихотворения»

1) Из скольких предложений состоит стихотворение:

1-ая часть……………………….., 2-ая часть………………………….. .

2) Сколько односоставных назывных предложений-обращений:

в 1-ой части………….., во 2-ой части………….. . Приведите пример ……………………………….. .

3) Сколько восклицательных знаков:

в 1-ой части…………….. , во 2-ой части…………….. .

4) Сколько во 2-ой части указательных предложений? ………………………………………………..

5) Выписать из 2-ой части глаголы в повелительном наклонении ……………………………………………………………………………………………………………………………………………

Эти глаголы содержат приказ или просьбу? (нужное подчеркнуть)

6) Привести примеры синтаксического параллелизма во 2-ой части стихотворения …………………………………………………………………………………………………………………………………………..

7) Сделать выводы по теме «Особенности синтаксиса в стихотворении» ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Задание для 3-ей группы «Изобразительные средства стихотворения»

1) Привести примеры:

эпитеты……………………………………………………………………………………………………………………

метафоры…………………………………………………………………………………………………………………

олицетворение ………………………………………………………………………………………………………….

оксиморон ………………………………………………………………………………………………………………..

антитеза …………………………………………………………………………………………………………………

другие изобразительные средства …………………………………………………………………………….

2) Особенности звукописи ……………………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………………………………………………..

3) Особенности рифмовки в 1-ой части ………………………., во 2-ой части………………………. .

4) Стихотворный размер в 1-ой части ……………………………, во 2-ой части ……………………..

5) Особенности ритма, интонации ……………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………

Обмен результатами работы в группах

1) Краткие выводы по работе 1-ой группы

Записать синонимы к словам: яство ……………………………… , брашно ………………………… , морока ………………………………., кумашный ……………………………….. .

2) Краткие выводы по работе 2-ой группы

Перечислить особенности синтаксиса стихотворения ……………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

3) Краткие выводы по работе 3-ей группы

Перечислить основные изобразительные средства в стихотворении …………………………….. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………

Рифма ………………………………………………………………………………………………………………………..

Размер ……………………………………………………………………………………………………………………….

4) Общие выводы (делает учитель)

Перечислить отличительные черты поэтики М.Цветаевой …………………………………………. …………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Закрепление «Семантический анализ»

1) Выявить ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию

……………………………………………….. ……………………………………………….

2) Выписать лексические цепочки (контекстуальные синонимы), соотносимые с ключевым образом молодости:

В 1-ой части

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

…………………………………………………………………

…………………………………………………………………

…………………………………………………………………

Во 2-ой части

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

…………………………………………………………………

………………………………………………………………..

………………………………………………………………….

3) Сопоставить отношение лирической героини к «молодости» в 1 и 2 части стихотворения (устно).

Завершающий контроль

Выполнить на выбор одно из творческих заданий:

  1. Миниатюра-рассуждение «Как я понимаю смысл стихотворения «Молодость»

  2. Лирическая миниатюра в стихотворной форме о молодости.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Рефлексия

1) Помог ли тебе урок глубже, чем в домашней работе, проанализировать стихотворение? (нужное подчеркни) Да Нет

2) Стал ли тебе к концу урока более понятным смысл стихотворения в сравнении с начальным его пониманием? Да Нет

3) Что бы ты себе поставил за урок (в 10-бальной системе)? (нужное подчеркни) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here