Изучение объемного эпического произведения

(роман И.А.Гончарова «Обломов» в десятом классе)

Первая тема анализа романа

Тема: «Что ж это за жизнь? Я не хочу её».

Цель: первое знакомство с главным героем, открытие сути внутреннего конфликта Обломова, причин его неприятия мира Петербурга.

Задачи: 1. определить первичные представления школьников о главном герое; открыть семантику имени, выйти через детальный анализ вещного мира к пониманию характера Обломова, сопоставить жизненный идеал главного героя и мира Петербурга, далекого от этого идеала; 2. развивать умение находить значимые детали, делать выводы об их содержательности.

Литературоведческая концепция: Герои «своих времен», с которыми русская литература знакомила нас, были в дороге: Онегин «летел в пыли на почтовых», Чацкий появился в доме Фамусова после трехлетнего путешествия, а еще Печорин, которого можно назвать вечным странником, бричка Чичикова, тарантас Базарова… Но о герое Гончарова в первом же предложении сказано: «В Гороховой улице… лежал утром в постели… Илья Ильич Обломов».

Семантика имени. Фамилия Обломов вызывает ассоциации со словом «облом», которое в литературном языке означает действие по глаголу «обломать» (1.Ломая, отделить концы, крайние части чего-либо;2. перен. Заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив себе волю, сломив упрямство – «Словарь русского языка в четырех томах»), а в современном жаргоне – «неудачу, крушение планов; тяжелое душевное состояние, депрессию, отрицательные эмоции, апатию, нежелание делать чего-либо). Кроме того, важную роль играет и переносное значение слова «обломок»: остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего, можно сравнить в «Моей родословной» А.С.Пушкина: «Родов дряхлеющих обломок…»; у Ф.И.Тютчева в стихотворении «Как птичка с раннею зарей…»:

Обломки старых поколений,

Вы, пережившие свой век!

Как ваших жалоб, ваших пеней

Неправый праведен упрек!

У Е.А.Баратынского:

Предрассудок!

Он обломок давней правды.

Храм упал.

А руин его потомок

языка не разгадал.

Имя Илья Ильич – редкое для литературного героя, отнюдь не романтическое. Одно из значения этого древнееврейского по происхождению имени – «Божья помощь». Отчество повторяет имя, герой не только Илья, но и сын Ильи — достойный продолжатель родовых традиций. По замечанию одного из исследователей, «имя самозамкнуто, ибо бездеятельный и бесплодный способ существования предков Обломова находит в нем конечное завершение» (Галкин А.Б. Обломов/Энциклопедия литературных героев. – М.,1997. С.289). Имя и отчество отражают сквозной для романа образ времени: «Настоящее и прошлое слились и перемешались». Имя героя напоминает читателю о былинном богатыре Илье Муромце. На это обратил внимание ещё Ю.Айхенвальд: «Илья Муромец, который есть в Илье Ильиче, описан больше в том периоде, когда он сиднем сидит, чем когда он совершает подвиги духа» (Силуэты русских писателей. Вып.1 М., 1906. С147). Именно об удали Ильи Муромца рассказывает маленькому Илюше Обломову няня.

Возраст героя. «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду», — говорится об Илье Ильиче Обломове в самом начале романа. Вспомним, что это символическое число, возраст Христа – время, когда человек находится на пике своих физических и духовных возможностей. Именно «тридцать лет и три года» сиднем сидел Илья Муромец, после чего «калики перехожие» исцеляют его, наделяя физической силой, благословляют на странствия и подвиги. Подобно былинным «каликам перехожим» являются к Обломову разнообразные посетители, а затем «вечный путешественник» Андрей Штольц заставляет лежащего, «точно ком теста», Илью Ильича подняться с дивана.

Вещный мир. Гончаров подробно описывает квартиру Обломова, его вещи, которые могут многое сказать о своем хозяине: длинные, мягкие и широкие туфли, восточный халат «без малейшего намека на Европу», слой пыли на зеркале, прошлогодняя газета, высохшие чернила. На всем – следы заброшенности и отсутствия активной жизни.

Чувствуется отчужденность хозяина от мира его вещей: бюро красного дерева, два дивана, задок у одного дивана осел вниз; красные ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами; шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей; неграциозные стулья красного дерева, шаткие этажерки. «Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил всё это?»

В интерьере бросается в глаза одна особенность: это очень подробное, детальное описание. Гончаров сам себя называл рисовальщиком. В.Г.Белинский отмечал: «Он увлекается своим умение рисовать». А.В.Дружинин пишет: «Подобно фламандцам, Гончаров национален, поэтичен в мельчайших подробностях, подобно им он ставит перед нашими глазами целую жизнь данной эпохи и данного общества». Прорисованы даже мелкие детали. Подтверждение этому можно найти в тексте первой главы – «занавесы из шелка», рисунок из ткани «с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами»; «на столе тарелка с солонкой, обглоданной косточкой да хлебные крошки». И.А.Гончаров при описании использует множество деталей, добиваясь правдоподобия картины.

Барин и слуга. Обломов и Захар как братья-близнецы, которые один без другого существовать не могут. Причем Захар – карикатура на своего барина. Рабство их взаимно. Но, кажется, оба они этим состоянием вполне довольны. Помещик с крепостным связаны крепкой цепью, один без другого и шевельнуться не может. Обломов, по словам Добролюбова, «раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого. По крайней мере – чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить сделать, а чего захочет Захар, то сделает и против воли барина, а барин покорится». Образ Захара определяет структуру первой части романа. Все события происходят и оцениваются в двух планах: через сознание помещика и крепостного. Обломов немыслим без слуги и наоборот. Захар уже не представляет себе другой жизни и другого хозяина. Захар тоже «пропитался» этим образом существования. Он не хочет вытирать пыль, отвечая на это: «Зачем вытирать пыль, если она снова накопится?» Он не стремиться менять образ жизни, любит поспать, любит тепло, одет в поношенный сюртук. Нет ни одной вещи, которую бы он не сломал. Этот прием взаимного «зеркального отражения» барина и слуги сгущает атмосферу обломовщины, выводит ее сущность из конкретно-исторической сферы в сферу общечеловеческую.

Петербург в жизни Обломова. Жизнь Петербурга действительно редко пробивается к «закупоренному в своем кабинете» Обломову. Петербург представляется герою Гончарова чуждым городом: его деловая суета, постоянная погоня за богатством и успехом ввергают Обломова в тоску и обездвиженность, после очень краткой и бесславно закончившейся попытки служить он «лениво махнул рукой на все юношеские надежды» и уж ничем более не занимался. Все пути, которые предлагает Обломову петербургская жизнь, им отвергаются: столичный франт Волков зовет Обломова в светские салоны, Судьбинский убеждает, что вершина человеческого счастья – карьера чиновника, литератор Пенки призывает обличать нравы общества в журналах. «Парад» гостей Обломова – это не столько «парад» личностей, сколько парад масок: «светский человек» Волков, «государственный человек» Судьбинский, «обличающий человек» Пенкин, «безликий человек» Алексеев, «беспардонный человек» Тарантьев. А Обломов – за «просто» человека во всей его целостности и масштабности. Герой Гончарова не только не может, но и не хочет включаться в этот круговорот пустоты, где за внешней энергичностью скрываются низкие человеческие страсти. Обломов отвергает жизненные ценности Петербурга, потому что не видит в них высшей цели, ради которой стоило бы их принять, не случайно он скажет Штольцу: «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь. Вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» По мнению Ильи Ильича, человек должен быть целостной, уникальной личностью, а не марионеткой, не функцией в чиновничьем мире Петербурга.

Мечты Обломова. Как это часто бывает у таких натур, как Обломов, вся полнота жизни переместилась в мечты, игру воображения, именно в мечтах герой Гончарова сроит свой идеал гармоничной, счастливой жизни, в которой будет «покой и мирное веселье», «сладкая еда да сладкая лень», где центром будут любовь и дружба, радость общения с близкими людьми, но где не будет лишь одного – труда, потому что «труд» и «скука» для Обломова были синонимами. В самой этой мечте об устройстве жизни главное для Обломова – гармония, вечный идеал Дома как особой атмосферы доброты и любви и хранительница этого идеала – Женщина, в которой подчеркивается прежде всего гармонизирующее, мягкое, материнское начало. «Да ты поэт, Илья», — говорит Штольц. «Да, поэт в жизни, потому что жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её», — отзывается Обломов.

Жизнь души всегда была у Обломова гораздо полнее, ярче, разнообразнее, чем его реальная, внешняя жизнь. Уже первые страницы романа показывают, что Обломов – глубокая, сложная натура: не только апатия, лень, постыдные перебранки с Захаром, но и мечтательность, терпимость в отношениях с людьми, страстность в споре с Пенкиным, когда Обломов отстаивает право человека на сострадание, сочувствие. Илья Ильич не был равнодушен к вечным вопросам бытия, человеческим страданиям, умел мгновенно загораться высокими помыслами, правда, этого горения хватало ненадолго. Осознавая бесцельность и бессодержательность своего существования, Обломов не имел сил изменить даже малое: необходимость поиска квартиры или обустройства дел в Обломовке превращались для него в катастрофу. Когда жизнь требовала от Обломова хоть какой-то активности, он впадал в уныние и мог только с горечью произносить: «Жизнь трогает, везде достает». «С чего начать?… набросать подробную инструкцию поверенному и отправить его в деревню, Обломовку заложить, прикупить земли, послать план застроек, квартиру сдать, взять паспорт и ехать на полгода за границу, сбыть линий жир, сбросить тяжесть, освежить душу тем воздухом, о котором мечтал некогда с другом, пожить без халата, без Захара, надевать самому чулки и снимать с себя сапоги, спать только ночью, ехать, куда все едут, потом… потом поселиться в Обломовке, знать, что такое посев и обмолот, отчего бывает мужик беден и богат, ходить в поле, ездить на выборы… И так всю жизнь! Прощай, поэтический идеал жизни! Это какая-то кузница, а не жизнь; тут вечно пламя, трескотня, жар, шум, … когда жить?» Для оправдания этого отказа от жизни Обломов находит спасительную соломинку: «Видно, уж так судьба… Что ж мене тут делать?»

Историк Василий Ключевский, определяя характерные черты русского человека, отметил: «Ни один народ в Европе не способен к такому напряженному труду на короткое время, какое сможет развивать великоросс, но и нигде в Европе, кажется, не найти такой непривычки к ровному, размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии». Именно эта вялость, отсутствие энергии для постоянного изменения жизни, ее преображения, остановка жизни, ее замирание и отразились в образе Обломова.

Противоречивость личности Обломова. Уже с первых страниц одним из основных становится мотив света: «душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки» и, с другой стороны, «…жизнь моя началась с погасания. С первой минуты, когда я осознал себя, я почувствовал, что я уже гасну», — с горечью сказал Обломов Штольцу. Свет души и угасание жизни – это основное противоречие личности и жизни Обломова.

Ход урока

Мотивация. В 1879 году русский классик, автор трех знаменитых романов «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв», Иван Александрович Гончаров пишет статью «Лучше поздно, чем никогда», в которой подводит итоги своего творчества, подвергая критическому, достаточно подробному анализу все три романа. Это исключительный случай в русской литературе: дело писателя – создавать свои произведения, а их осмысление – воля критиков и читателей. В статье «Лучше поздно, чем никогда» Гончаров пишет: «Когда работа идет в олове, лица не дают покоя, пристают, позирует в сценах, я слышу отрывки их разговоров – и мне казалось, прости Господи, что я не выдумываю, а что это всё носится в воздухе около меня и мне только надо смотреть и вдумываться». Давайте же и мы будем «смотреть и вдумываться».

Выяснение первичного восприятия текста:

Беседа:

— Вы прочитали первую часть романа «Обломов». Встречались вы ранее в литературе с таким героем?

— Чем он не похож на других главных героев литературных произведений?

-Как вы относитесь к Обломову первых глав: с жалостью, сочувствием, или он вызывает у вас презрение? Попытайтесь, как можно полнее аргументировать свой ответ.

— А ведь именно такого восприятия и добивался Гончаров. В статье «Лучше поздно, чем никогда» он пишет: «Мне, например, прежде всего в глаз бросался ленивый образ Обломова…» Как вы думаете, а зачем вообще создавать образ «ленивого» героя? Чем он может быть интересен?

— Какие ассоциации вызывает у вас фамилия «Обломов»?

— Какие ассоциации с именем у вас возникли?

— Кто запомнил – сколько лет Обломову? «Человек лет тридцати двух-трёх от роду». Что вы можете сказать об этом возрасте?

Целеполагание. Мы начинаем знакомиться с литературным героем, суждение о котором, как вы уже почувствовали, не так-то просто составить.

Анализирующее наблюдение:

— Вспомните, что именно оказывается важным, когда мы размышляем о литературном герое?

— Говорят, что сначала встречают по одёжке. Попытаемся встретить Обломова именно так: найдите в тексте наиболее характерные детали внешнего облика и объясните их смысловое наполнение.

— Гончаров так подробно описал обстановку квартиры Обломова, что мы словно сами оказываемся там: что именно мы увидели бы?

-Сразу возникает вопрос: почему одна и та же комната служила и спальней, и кабинетом, и приемной?

Запись в тетради: в виде таблицы оформляется выборка самых характерных деталей описания внешнего облика Обломова и описания его кабинета.

— Многие исследователи творчества Гончарова отмечали, что действие в первой главе почти не движется, поэтому, возможно, вам было так непросто ее читать. Давайте восстановим всё, что сделал в первую половину дня Обломов, составим своеобразную «цепочку действий». (Учитель на доске, а школьники в тетради записывают то, что предлагают читатели). Хочет встать, умыться – успеет после чаю, чай можно выпить в постели, ничто не мешает думать лёжа. — Он приподнялся и чуть было не встал, и даже начал опускать одну ногу с постели, но тотчас подобрал её. — Прошло с четверть часа – ну, полно лежать, пора вставать. -«Прочту письмо, потом встану». -«Одиннадцать часов уже, а я ещё не вставал». -Он повернулся на спину. -Звонок. Он, лежа, с любопытством глядит на двери.

— Что особенного в поведении Обломова?

— Первое знакомство с Обломовым невозможно без обращения к Захару – второму главному герою первой главы. Мало образов слуг являются заметными в мировой литературе. Кроме Захара, Санчо-Пансы и Савельича, трудно кого-нибудь назвать, так как слуги редко являются носителями самостоятельных идей. Имя слуги Обломова Захар означает «память Господня» – от Захария с древнееврейского. Что семантика имени раскрывает нам в образе, созданном Гончаровым?

— Какой смысл выявляется в том, что Обломов не может обойтись без Захара, а Захар – без Обломова?

— Ролевая игра: расскажите от лица Захара о своем барине.

— Добролюбов отметил, что Захар всё-таки умеет сделать хоть что-нибудь, а Обломов ровно ничего не может и не умеет. Вы согласны с критиком?

— Что нового в восприятие главного героя вносит образ Захара?

Слово учителя и выразительное чтение фрагментов: Если вы думаете, что Обломов не знает, как можно изменить кардинально свою жизнь, то вы глубоко заблуждаетесь. Вот его рассуждения: «С чего начать?… набросать подробную инструкцию поверенному и отправить его в деревню, Обломовку заложить, прикупить земли, послать план застроек, квартиру сдать, взять паспорт и ехать на полгода за границу, сбыть лишний жир, сбросить тяжесть, освежить душу тем воздухом, о котором мечтал некогда с другом, пожить без халата, без Захара, надевать самому чулки и снимать с себя сапоги, спать только ночью, ехать, куда все едут, потом… потом поселиться в Обломовке, знать, что такое посев и обмолот, отчего бывает мужик беден и богат, ходить в поле, ездить на выборы…» Я не случайно оборвала чтение на этом месте. Кто помнит – а если не помните, то предположите, что именно подумал Обломов о такой жизни, как ее оценил? «И так всю жизнь! Прощай, поэтический идеал жизни! Это какая-то кузница, а не жизнь; тут вечно пламя, трескотня, жар, шум, … когда жить?»

Работа по группам. «Кузница, а не жизнь». Так мог бы сказать Обломов после посещения гостей. Чем прежде всего отличается их жизнь от жизни Обломова, куда вообще зовёт Илью Ильича Петербург? Познакомимся с каждым из гостей подробнее. Разделимся на пять групп. Каждая группа получает задание представить своего героя: Волкова, Судьбинского, Пенкина, Тарантьева, Алексеева. Задание у всех одно: подберите определение к слову «человек», рассказывая о вашем герое, и защитите своё определение. Каковы жизненные ценности вашего героя, почему именно такое определение вы дали? Каким предстает Обломов в отношениях с вашим героем?

— Почему каждого из своих гостей, которые, казалось, счастливы и довольны жизнью, Обломов жалеет?

Ролевая игра: Итак, это, по мнению героя, не жизнь. А что же он называет жизнью? От лица Обломова постарайтесь объяснить, что такое настоящая, истинная жизнь.

Запись в тетради: Художественное оформление записи в тетради антиномии «Жизнь, которую отвергает Обломов» — «Идеал жизни Обломова» (форму записи и ее содержание предлагают школьники).

Концептуальное осмысление:

Слово учителя: Уже с первых страниц одним из основных становится мотив света: «душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки» и, с другой стороны, «…жизнь моя началась с погасания». Свет души и угасание жизни – это основное противоречие личности и жизни Обломова. «Я гасну…», — с горечью сказал Обломов Штольцу.

Ролевая игра: Проведем небольшую ролевую игру: одна часть класса должна выступить «защитниками» той точки зрения, что в Обломове многое уже погасло, а другая часть – в Обломове свет ещё ярок. Подберите достаточное количество аргументов, чтобы убедить своих оппонентов. Внимательнее поработайте с деталью.

Беседа: Как вы думаете, как относится автор к созданному им герою?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here