Открытый урок русской словесности
5 класс
«Душа должна быть зрячей»
(по произведениям П.Н. Васильева, П.П. Бажова, М. Горького)
Цель: Познакомить учащихся с творчеством Павла Николаевича Васильева, идейно – художественным своебразием произведения «Песня о Серке».
Знать: Теорию литературы (песня, сказ, сравнение), содержание художественных текстов разных авторов (Бажов, Васильев, Горький).
Уметь: Анализировать, синтезировать, выделять главное в тексте;делать логические выводы.
Технология: Сотрудничества, работа в парах, развивающее обучения (элементы).
Методы: Словесный, наглядный, частично – поисковый, проблемный, репродуктивный.
Наглядность: Слайды, иллюстрации восточно- казахстанского художника В. Поликарпова к поэзии П. Васильева.
Тип урока: Комбинированный, совершенствования ЗУН.
Вид урока: Урок – беседа.
Содердание.
…Песни мои – сестры, а сказы братья…
П. Васильев
Проблемный вопрос:
Почему душа должна быть зрячей?
Актуализация ЗУН
-
Слово учителя:
Целый день шел Серке,
Не останавливался
И второй день шел,
Не останавливался,
А на третьей заре…
Я не случайно обрываю фразу, как вы думаете почему и, что нам с вами сегодня предстоит сделать: (не просто прочитать причи, но и..)
-
Целеполагание:
-
Проанализировать произведение.
-
Сделать выводы.
-
Ответить на проблемные вопросы.
-
Сопоставить с другими произведениями.
И так друзья, начнем наш разговор.
Я был заражен литературой,
Я не мог ее бросить –
Она моя жизнь.
Песни мои – сестры, сказы – братья…-
Так считал поэт, который …………..песней в этом мире произведения. Это Павел Николаевич Васильев.
-
? Что вы о нем знаете?
Изучение и осмысление нового.
3.1 Сообщение учащихся:
-
Павел Николаевич Васильев родился в небольшом городке Зайсан Восточно – Казахстанской области, точнее Семипалатинской области.
-
Отец был учителем математики, преподовал в г. Павлодар, позже в Омске. Мать – казачка увлекалась музыкой, хорошо знала литературу.
-
Много в характере сына перешло от нее, в том числе крепкая любовь к Павлодарским степям, для многих скучных и нудных.
-
Еще в детсве, после окончания 4 класса, Павел Николаевич побывал с отцом у подножия Алтайских гор. Стихи начал писать рано.
-
Если раньше он много читал стихи Пушкина, лермонтова, Языкова, Майкова, Некрасова, то увидел красоту и величие природы родного края, ему захотелось в стихотворной форме выразить свое впечатление от увиденного.
-
Но больше всего любил поэзию С. Есенина.
Поэзия П. Васильева – это бесценный вклад в сокровищницу культуры Казахстана.
(чтение наизусть стихтврение «Родительница степь»).
Родительница степь, прими мою,
Окрашенную сердца жаркой кровью,
Степную песнь! Склонившись к изголовью
Всех трав твоих, одну тебе пою!
К певучему ч обращаюсь звуку,
Его не потускнеет серебро,
Так вкладывай, о степь, в сыновью руку
Кривое ястребиное перо.
-
Слово учителя:
Бесконечный мир степей, седой Иртыш, звучание казахской и русской речи – воздух моего детства. Павел Васильевич подарил мне мир моих дедов, они стали моими ровесниками, всегда со мной. Неиссякаем их разговор, вечно кланятся под ветром трава, у их ног, горяч песок, гулок Иртыш.
Я рисую не собственно иллюстрации к его поэзии, а свое чувство причастности к вечному, до которого меня возвышает его чудотвориное поэтическое слово, — так писал павлодарский художник Виктор Поликарпов.
3.4 Сообщение учащихся (слайды)
1. Виктор Поликарпов известен как художник – график. Под влиянием художника на бумаге карамельно – молочного цвета графит оставляет причудливые линии разных оттенков черного, которые складываются в тончайшие образы.
? Что такое графика?
2. В 80-е года художник открыл для себя мир поэзии Павла Васильева, давший ему огромный импульс для творчества. Так родилась серия к поэзии П. Васильева. Он окончил Алма – Атинское художественное училище имени Н.В. Гоголя в 1971 году.
Его работы – листов из серии «К поэзии П. Васильева» подарены Фонду Культуры ССР в 1990 году.
3.Работы художника находятся в музее Президента республики Казахстан, в личной коллекции Маи Плисецкой, известной русской балерины: в частных коллекциях во Франции, Германии, Австрии, США, Японии.
4.Осмысление изученного (с элементами аналитической беседы)
Ребята, вы читали произведения П. Васильева «Песнь о Серке».
-
Аналитическая беседа
-
Определите тему стихотворения. Как вы объясните его название?
-
Какова композиция стихотворения? На сколько частей вы бы разделили текст?
-
Работа по конспекту.
-
Найдите в тексте сравнения. Чем удивили они вас?
Устное словесное рисование.
Какими вам представляются герои стихотворения? Подберите, эпитеты.
Певец Серке | |
Гордая Своенравная Жестокая | Ранимый Влюбленый Добродушный |
Разминка.
-
Беседа
?? Что произошло на 3 заре? (стр 287)
?? Почему у озера?
(слайд – вид озера ВКО)
Легенда. Есть дервня легенда о названии озера.
Сообщение учащихся.
Чем объясните поступок героя?
Почему серке отказался от любви?
За что наказана девушка?
Какую роль сыграла кошка?
Почему? С киким поверьем связан этот образ?
Кто знает легенду о кошке, которая спасает человека?
-
Сообщение учащихся.
-
Кошка – священное животное у многих народов. Коты и кошки символизирует хитроумие, ясновидение, чувственную красоту, способность перевоплощения женскую злость. У многих народов кот считается символом удачи.
-
По уральским легендам русских золотоискателей, один из сторожей заколдованных кладов – кот.
-
Работа с текстом (зачитать эпизод)
…вдруг два синеньки огня вспыхнули ни дать ни взять – кошачьи уши…
-
Какими, строчками заканчивается стихотворение? Что означает выражение «будущие по степи огни».
-
Какую легенду «О мелькающих по степи огней» вы знаете? (М. Горький «Старуха Изергель», «легенда о Ларре») о чем она? (самовлюбюенном о гордом человеке в себя?)
-
Закрепление изученного.
(работа по интерактивной доске)
Конспект
М. Горький «Старуха Изергиль»
П. Бажов «Кошачьи уши»
Гордыня
Гордость
Доброта
Добродетель
Наказание
П. Васильев «Песнь Серке»
-
Итог урока
Ответ на проблемный вопрос:
Почему душа должна быть зрячей?
-
Д/з
-
Инструктаж домашнего задания
-
Сочинение – миниатюра «Душа должна быть зрячей»
-
Чтение наизусть (отрывок)
-
Рефлексия «Радуга»
Изобразите на доске цветную …………….. «зрячей души» или укажите задание на каком листе.
Нужны ли такие уроки – нравственности в жизни человека?
-
Результат (Оценка сегодня) – все молодцы.
Рабочая тетрадь
Урок: «Душа должна быть зрячей»
Групповой маршрут
-
Сообщение Павел Николаевич Васильев.
3.1 Сообщение учащихся:
-
Павел Николаевич Васильев родился в небольшом городке Зайсан Восточно – Казахстанской области, точнее Семипалатинской области.
-
Отец был учителем математики, преподовал в г. Павлодар, позже в Омске. Мать – казачка увлекалась музыкой, хорошо знала литературу.
-
Много в характере сына перешло от нее, в том числе крепкая любовь к Павлодарским степям, для многих скучных и нудных.
-
Еще в детсве, после окончания 4 класса, Павел Николаевич побывал с отцом у подножия Алтайских гор. Стихи начал писать рано.
-
Если раньше он много читал стихи Пушкина, лермонтова, Языкова, Майкова, Некрасова, то увидел красоту и величие природы родного края, ему захотелось в стихотворной форме выразить свое впечатление от увиденного.
-
Но больше всего любил поэзию С. Есенина.
-
Стихотворение «Степь»
Родительница степь, прими мою,
Окрашенную сердца жаркой кровью,
Степную песнь! Склонившись к изголовью
Всех трав твоих, одну тебе пою!
К певучему ч обращаюсь звуку,
Его не потускнеет серебро,
Так вкладывай, о степь, в сыновью руку
Кривое ястребиное перо.
-
Сообщение о Викторе Поликарпове.
Виктор Поликарпов известен как художник – график. Под влиянием художника на бумаге карамельно – молочного цвета графит оставляет причудливые линии разных оттенков черного, которые складываются в тончайшие образы.
-
? Что такое графика?
В 80-е года художник открыл для себя мир поэзии Павла Васильева, давший ему огромный импульс для творчества. Так родилась серия к поэзии П. Васильева. Он окончил Алма – Атинское художественное училище имени Н.В. Гоголя в 1971 году. Его работы – листов из серии «К поэзии П. Васильева» подарены Фонду Культуры ССР в 1990 году. Работы художника находятся в музее Президента республики Казахстан, в личной коллекции Маи Плисецкой, известной русской балерины: в частных коллекциях во Франции, Германии, Австрии, США, Японии.
Вопросы и задание:
-
Какова тема стихотвоерния П. Васильева «Песнь о Серке»?___________________________________________________________________________________________________________________________
-
Как вы объясните название стихотворения?_____________________________________________________________________________________________________________________
-
Какова композиция? Воспользуйтесь подсказкой
«Песнь о Серке» П. Васильев
Композиция.
-
Завязка.
-
Развитие действия.
-
Кульминация «Ком, айналайн». Тишина.
-
развязка «Они не погаснут…».
Описание девушки и жигита Серке.
-
Встреча Серке и гордой девушки.
-
Условие «Два желтых камня, как глаза…»
-
Появление дикой кошки.
Конспект
-
Назовите сравнения, эпитеты в тексте____________________________________________________________________________________________________________________________
-
Заполните таблицу
Певец Серке | |
|
-
За что наказана девушка?
-
С каким поверием связан образ кошешки?
-
Сообщение
-
П. Бажов «Кошачьи ушки»
Кошачьи уши
(отрывок)
Ну, тот и рассказал про дорогу: По тем местам от Гальяна до самой Думной горы земляная кошка похаживает. Нашему брату она не вредная, а волки ее побаиваются, если уши покажет. Не шибко к тем местам льнут. Только на это не надейся, побойче беги, чтобы засветло к заводу добраться. Может, про кошку-то — разговор пустой. Кто ее видел? Пошла Дуняха одна. Сразу хуже стало. Места незнакомые, лес страшенный. Хоть не боязливая, а запооглядывалась. Ну, и сбилась маленько. Пока путалась да направлялась, глядишь — и к потемкам дело подошло. Во всех сторонах волки заповывали. Много ведь в те годы волков-то по нашим местам было. Теперь вон по осеням род самым заводом воют, а тогда их было- сила! Видит Дуняха — плохо дело.Идет потихоньку, а волки по пятам. Да и много их. Топор, конечно, в руке, да что в нем!Только вдруг два синеньких огня вспыхнуло. Ни дать ни взять — кошачьи уши. Снизу пошире, кверху на нет сошли. Впереди от Дуняхи шагов, поди, до полсотни.Дуняха раздумывать не стала, откуда огни, — сразу к ним кинулась. Знала, что волки огня боятся. Подбежала — точно, два огня горят, а между ними горка маленькая, вроде кошачьей головы. Дуняха тут и остановилась, меж тех огней. Видит — волки по отстали. А огни все больше да больше, и горка будто выше. Дивится Дуняха, как они горят, коли дров никаких не видно. Насмеялась, протянула руку, а жару не чует. Дуняха еще поближе руку подвела. Огонь метнулся в сторону, как кошка ухом тряхнула, и опять ровно горит. Дуняхе маленько боязно стало, только не на волков же бежать. Стоит меж огнями, а они еще кверху подались. Вовсе больше не стали. Подняла Дуняха камешек с земли. Серой он пахнет. Тут она и вспомнила про земляную кошку, про которую мужик сысертский сказывал. Дуняха и раньше слышала, что по пескам, где медь с золотыми крапинками, живет кошка с огненными ушами. Уши люди много раз видали, а кошку никому не доводилось. Под землей она ходит. Стоит Дуняха промеж тех кошачьих ушей и думает: как дальше-то? Волки отбежали, да надолго ли? Только отойди от огней — опять набегут. Тут стоять холодно, до утра не выдюжить.Только подумала — огни и пропали. Осталась Дуняха в потемках. Оглянулась — нет ли опять волков? Нет, не видно. Только куда идти в потемках-то! А тут опять впереди огоньки вспыхну ли. Дуняха на них и побежала. Бежит-бежит, а догнать не может. Так и добежала до Чусовой реки, а уши уж на том берегу горят.Стоять не стала. Побежала за кошачьими ушами. Пригляделась все ж таки к месту, — узнала. Песошное это. Рудник был. Случалось ей тут на работе бывать. Дорогу одна бы ночью нашла, а все за ушами бежит. Сама думает: «Уж если они меня из такой беды вызволили, так неуж неладно заведут?»Подумала, а огни и выметнуло. Ярко загорели. Так и переливаются. Будто знак подают: «Так, девушка, так! Хорошо рассудила!».Вывели кошачьи уши Дунях у на Поваренский рудник, а он у самой Думной горы.
-
Словарная работа.
-
Гордость__________________________________________________________
-
Гордыня__________________________________________________________
-
Доброта__________________________________________________________
-
Добродетель______________________________________________________
-
Любовь___________________________________________________________
8.Ответ на вопрос: Почему душа должна быть зрячей?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Д/з
1. Наизусть (фрагмент)
2. Сочинение – миниатюра.