Филиппова Надежда Витальевна

Чувашско-Бродская СОШ Татарстан,Алькеевский район

Учитель русского языка и литературы

Открытый урок по литературе в 5 классе

Тема : Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

Тип урока: обобщающий урок.

Цель урока: — показать «внутреннее движение» героя повести;

— провести углубление знаний об образе главного героя;

-раскрыть тему нравственного взросления юных героев;

— расширить детский кругозор, их жизненного опыта;

— воспитывать такие гуманные качества, как милосердие, сострадание, самопожертвование.

Оборудование: презентация, карточки, схема.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Доброе утро! Ребята, поприветствуйте наших гостей. (дети встают)

Учитель читает стихотворение:

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

2. Мотивация.

Учитель:

-Ребята, а нужно ли быть добрым?

-Дети…

Учитель:

— Для чего? Каким ещё нужно быть человеком?

-Дети…

Учитель:

— Кто прививает вам эти качества?

Дети…(школа, родители, учителя, литературные произведения)

Учитель:

Все эти качества: доброта, милосердие, сострадание, самопожертвование входят в одно ёмкое понятие-НРАВСТВЕННОСТЬ!

Что же такое нравственность?

Слайд 2(чтение со слайда)

3. Формирование умений и навыков.

-Итак, мы сегодня с вами завершаем нашу работу по повести Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе» или «Дети подземелья».

Учитель: Запишем сегодняшнее число, классная работа, тему урока.(слайд)

Проверка домашнего задания:

Учитель:

-Дома вы должны были нарисовать рисунки по данной повести.

(учитель прикрепляет рисунки детей магнитом к доске).

-Почему вы нарисовали именно такие рисунки?

Дети…(аргументация выбора эпизода для своего рисунка)

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами картины известного русского писателя Перова (1) «тройка», (2)-«Проводы покойника». Ниже фото нашего времени. Посмотрите на ваши картины- Что их объединяет? Есть ли общая тема у данных изображений?

Дети… Есть. Тема нищих, обездоленных людей.

Учитель:

Давайте вспомним главных героев повести. Кто они?

Дети…

Учитель:

Ребята, я предлагаю вам выбрать карточку с именем героя и от первого лица рассказать о нём.(учитель предлагает выбрать карточки с именами героев: Валек, Вася, Соня, Маруся, пан Тыбурций, пан судья)

Слайд 6.

Дети задают вопросы друг другу. Отвечают на него.

Учитель раздаёт детям листочки А4 с цветными фломастерами.

Задание: создать кластер отношений в данном произведении.

Дети рисуют схему группами по 4 человека разными фломастерами.(видна работа каждого ученика)

Далее идёт защита своих схем, их объяснение.

Учитель: Мы с вами видим, что получается несколько сюжетных линий. Назовите их.

Дети…( отношение в семье Тыбурция и отношения в семье пана судьи)

Что представляет данное произведение по жанру?

Дети…повесть

Учитель: Каковы жанровые особенности повести?

Дети:…

Слайд 7(с определение повести)

Давайте вспомним, где всё начиналось?(Княж-город)СЛАЙД 8

Вася-это…(сын судьи)

Чтение со слайда № 9 о Васе

Ребята, я хочу убедиться в том, что вы все внимательно читали повесть. Ответьте на вопросы: слайд №10.(вопросы по повести:

-какое дерево росло при входе в подземелье?

-Какого цвета были волосы куклы?

-Что высасывало жизнь Маруси?

-Что имел ввиду пан Тыбурций под «серым камнем»?

-На сколько дней Вася попросил куклу у Сони?

-В какой момент в доме судьи появился пан Тыбурций?

-Что говорили об отцах друг друга Валек и Вася? И др)

Дети…отвечают

Молодцы, ребята. Вы действительно все прочитали повесть.

Как итог: чтение со слайда.

3.Формирование итоговых знаний.

-Какое настроение осталось у вас после прочтения повести?

Дети…

В этой повести, несомненно, очень много серого. Но ведь есть и светлые краски в ней.

Перед тем, как мы будем их искать, давайте разомнёмся

-ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(слайд10)

Учитель:

Короленко в повести словами пана Тыбурция сказал: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня».

Какое оно ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЕРДЦЕ, ребята?

Какие качества присущи сердцу НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА?

Ответы детей.

Верно.Слайд№14-15

Я вам приготовила листочки с определениями этих добродетелей человека.

Вклейте их в ваши тетради, ребята. (раздача листочков с определениями)

Ребята, как вы думаете, изменился ли Вася после знакомства с Валеком и Марусей?

Ответы детей. Чтение со слайда.

Слово учителя:

Ребята, если вы когда-нибудь встретитесь в жизни с человеком с протянутой рукой, обездоленным человеком, с бомжем, как их сейчас говорят, не спешите судить человека! Ведь мы не знаем причин того, почему он оказался в таких условиях.

СТИХОТВОРЕНИЯ СО СЛАЙДА.

Итог урока: РЕФЛЕКСИЯ:

Ребята, какими вы людьми хотите быть в будущем?

ЧТО ВЫ ПОНЯЛИ НА УРОКЕ?

ОЦЕНКИ:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:(слайд) 1) что бы я изменил в повести, если бы был соавтором В.Г.Короленко?

2) Написать небольшое сочинение по данному началу: Я счастливый человек, потому что…

4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here