Филиппова Надежда Витальевна
Чувашско-Бродская СОШ Татарстан,Алькеевский район
Учитель русского языка и литературы
Открытый урок по литературе в 5 классе
Тема : Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».
Тип урока: обобщающий урок.
Цель урока: — показать «внутреннее движение» героя повести;
— провести углубление знаний об образе главного героя;
-раскрыть тему нравственного взросления юных героев;
— расширить детский кругозор, их жизненного опыта;
— воспитывать такие гуманные качества, как милосердие, сострадание, самопожертвование.
Оборудование: презентация, карточки, схема.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-Доброе утро! Ребята, поприветствуйте наших гостей. (дети встают)
Учитель читает стихотворение:
Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
2. Мотивация.
Учитель:
-Ребята, а нужно ли быть добрым?
-Дети…
Учитель:
— Для чего? Каким ещё нужно быть человеком?
-Дети…
Учитель:
— Кто прививает вам эти качества?
Дети…(школа, родители, учителя, литературные произведения)
Учитель:
Все эти качества: доброта, милосердие, сострадание, самопожертвование входят в одно ёмкое понятие-НРАВСТВЕННОСТЬ!
Что же такое нравственность?
Слайд 2(чтение со слайда)
3. Формирование умений и навыков.
-Итак, мы сегодня с вами завершаем нашу работу по повести Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе» или «Дети подземелья».
Учитель: Запишем сегодняшнее число, классная работа, тему урока.(слайд)
Проверка домашнего задания:
Учитель:
-Дома вы должны были нарисовать рисунки по данной повести.
(учитель прикрепляет рисунки детей магнитом к доске).
-Почему вы нарисовали именно такие рисунки?
Дети…(аргументация выбора эпизода для своего рисунка)
Учитель: Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами картины известного русского писателя Перова (1) «тройка», (2)-«Проводы покойника». Ниже фото нашего времени. Посмотрите на ваши картины- Что их объединяет? Есть ли общая тема у данных изображений?
Дети… Есть. Тема нищих, обездоленных людей.
Учитель:
Давайте вспомним главных героев повести. Кто они?
Дети…
Учитель:
Ребята, я предлагаю вам выбрать карточку с именем героя и от первого лица рассказать о нём.(учитель предлагает выбрать карточки с именами героев: Валек, Вася, Соня, Маруся, пан Тыбурций, пан судья)
Слайд 6.
Дети задают вопросы друг другу. Отвечают на него.
Учитель раздаёт детям листочки А4 с цветными фломастерами.
Задание: создать кластер отношений в данном произведении.
Дети рисуют схему группами по 4 человека разными фломастерами.(видна работа каждого ученика)
Далее идёт защита своих схем, их объяснение.
Учитель: Мы с вами видим, что получается несколько сюжетных линий. Назовите их.
Дети…( отношение в семье Тыбурция и отношения в семье пана судьи)
Что представляет данное произведение по жанру?
Дети…повесть
Учитель: Каковы жанровые особенности повести?
Дети:…
Слайд 7(с определение повести)
Давайте вспомним, где всё начиналось?(Княж-город)СЛАЙД 8
Вася-это…(сын судьи)
Чтение со слайда № 9 о Васе
Ребята, я хочу убедиться в том, что вы все внимательно читали повесть. Ответьте на вопросы: слайд №10.(вопросы по повести:
-какое дерево росло при входе в подземелье?
-Какого цвета были волосы куклы?
-Что высасывало жизнь Маруси?
-Что имел ввиду пан Тыбурций под «серым камнем»?
-На сколько дней Вася попросил куклу у Сони?
-В какой момент в доме судьи появился пан Тыбурций?
-Что говорили об отцах друг друга Валек и Вася? И др)
Дети…отвечают
Молодцы, ребята. Вы действительно все прочитали повесть.
Как итог: чтение со слайда.
3.Формирование итоговых знаний.
-Какое настроение осталось у вас после прочтения повести?
Дети…
В этой повести, несомненно, очень много серого. Но ведь есть и светлые краски в ней.
Перед тем, как мы будем их искать, давайте разомнёмся
-ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(слайд10)
Учитель:
Короленко в повести словами пана Тыбурция сказал: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня».
Какое оно ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЕРДЦЕ, ребята?
Какие качества присущи сердцу НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА?
Ответы детей.
Верно.Слайд№14-15
Я вам приготовила листочки с определениями этих добродетелей человека.
Вклейте их в ваши тетради, ребята. (раздача листочков с определениями)
Ребята, как вы думаете, изменился ли Вася после знакомства с Валеком и Марусей?
Ответы детей. Чтение со слайда.
Слово учителя:
Ребята, если вы когда-нибудь встретитесь в жизни с человеком с протянутой рукой, обездоленным человеком, с бомжем, как их сейчас говорят, не спешите судить человека! Ведь мы не знаем причин того, почему он оказался в таких условиях.
СТИХОТВОРЕНИЯ СО СЛАЙДА.
Итог урока: РЕФЛЕКСИЯ:
Ребята, какими вы людьми хотите быть в будущем?
ЧТО ВЫ ПОНЯЛИ НА УРОКЕ?
ОЦЕНКИ:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:(слайд) 1) что бы я изменил в повести, если бы был соавтором В.Г.Короленко?
2) Написать небольшое сочинение по данному началу: Я счастливый человек, потому что…